HARP-L FAQ v1
Mon, 17 Jul 1995
Как обращаться с гармоникой?
Гармоники прощают некоторую небрежность в обращении. Но все же следует быть достаточно осторожными с ними. Старайтесь не играть на них со ртом, набитым крошками или питьем, слегка просушивайте их после игры и носите только в футлярах. Иногда полезно протирать пластины покрытия и звуковые пластины мягкой хлопковой тряпочкой, смоченной в спирте. -- BB
(FMI "Compression" 11, 12 Jun 95 RE, DT)
Одни считают, что это неизбежно, другие - что этого можно избежать. Так или иначе вы не повредите гармонику, если сначала будете играть помягче и не будете стараться добиться слишком глубокого BEND эфффекта.
После первого часа игры (или около этого) вы можете позволить себе играть интенсивнее, жестче.
Такое обращение с инструментом могло бы изрядно увеличить срок его службы -- BB
Некоторые умельцы берут новую гармонику и перенастраивают и переделывают каждую звуковую пластину под свой стиль игры, и, прежде чем начинают играть, ломают их (см. об этом ниже)! -- HA
(FMI: "Reed Fatigue" 26 Mar 94 RJ)
(FMI: "Re: Breaking in revisited" 27 Mar 94 TA)
(FMI: "Tongue Blocking Again" 31 May 94 WY)
(FMI: "Why do reeds fail?" 22, 23 May 95 RE, DT)
(FMI: "Reed fail follow-up" 27 May 95 RE)
Другие доделывают звуковые пластины специальным способом, чтобы минимизировать поперечное сечение и таким образом продлить их жизнь. Довольно запутанно, не правда ли? -- HA
(FMI: "re:Classical Harmonica and long lasting
reeds" 21 Apr 95 DT)
(FMI: "Classical Music and long lasting reeds" 21 Apr
95 DT)
(FMI: "The Tate Method" 25 Apr 95 DT)
Если вы умете осторожно обращаться с плоскогубцами, вы можете выдернуть шпильку из мягкого металла, которая крепит звуковую пластину к пластине-держателю. Лучше выдвигать шпильку с нижней стороны пластины. Ювелирный молоток и шило - самый подходящий инструмент для этого. Шпилька должна отойти вместе со звуковой пластиной. Сломанные звуковые пластины удаляются тем же способом.
Вы можете переставить шпильку со звуковой пластиной в сборе на другую пластину - держатель, запрессовав в нее шпильку. Впрессуйте ее сначала вручную, а затем, используя тонкие плоскогубцы добейтесь, чтобы звуковая пластина встала заподлицо с пластиной-держателем. И постарайтесь сделать это не повредив и не сплющив шпильку.
Как только вы добились этого, зафиксируйте шпильку слегка поджав ее чуть ниже и выше пластины-держателя плоскогубцами.
И наконец, удостоверьтесь, что конец звуковой пластины чуть выше, но достаточно близко расположен по отношению к пластине-держателю, чтобы обеспечить ей достаточное пространство для вибрации.
Я восстановил несколько гармоник таким путем, всегда заменяя звуковые пластины такими же пластинами, взятыми с запасной гармоники той же фирмы. Использование другой пластины и подгонка ее под поломанную по размеру или толщине всегда заканчивались плачевно.
Примечание: В половине случаев переставленная пластина имеет слегка отличающиеся от оригинала тон и тембр. Очень легко неправильно поджать шпильку или повредить ее. У меня все начало получаться как надо только с третьй восстановленной гармоники. -- "BLOWN REEDS -- how to repair" 7 Jan 93 MB
Замена плохих пластин:
7 Jan 93 DA:
Не выбрасывайте поврежденную гармонику! Вы можете заменить звуковую пластину, если у вас есть удобный небольшой инструмент, и вы имеете возможность настроить ее с помощью электронного тюнера.
Сначала выпрессуйте заклепку плохой пластины со стороны основания. Выберите звуковую пластину из запчастей для замены. Новая пластина должна быть с той же частотой настройки (или ниже) и той же длины (или длиннее), чтобы вы могли настроить ее, подшлифовав или подрезав на свободном конце. (Если замена выше по частоте, вы вынуждены будете подшлифовывать конец пластины, обращенный к заклепке, что значительно ослабляет пластину и сокращает срок ее службы.)
Заменяющие пластина и заклепка останутся вместе если вы выбьете заклепку шилом или ударом острого предмета. Приложите эту пластину к пластине - держателю, выровняйте ее по щели и отверстию для заклепки. (я использую скотч для выравнивания на время вставки заклепки в отверстие и запрессовки ее маленьким молотком до полной фиксации). Не стучите слишком сильно и долго, иначе вы рискуете загладить заклепку и пластина будет болтаться.
Теперь вы имеете звуковую пластину, прикрепленную к держателю, но тут-то и начинается самое забавное. Сначала надо выравнять звуковую пластину, поднеся всю конструкцию к лампе и, слегка поворачивая заклепанный конец, добиться равномерного прохождения света через щели с обеих сторон звуковой пластины.
Если звуковая пластина слишком длинна, возьмите маленький диагональный резак или плоскую (не изогнутую) пилку для ногтей и укоротите слегка пластину пока она не начнет проходить через щель. Работайте аккуратно, т.к если вы срежете слишком много, пластина будет звучать очень пусто и плоско.
Проверьте звуковую пластину, оттянув ее маленьким ножом или отверткой. Если она не вибрирует свободно, проверьте выравнивание или выправьте согнутую заклепку, которая не фиксирует ее в щели.
Теперь установите смещение звуковой пластины относительно поверхности пластины - держателя приблизительно в 1-2 толщины звуковой пластины. Если это смещение слишком велико, пластине будет трудно начать вибрировать. Если слишком мало - пластина не сможет вибрировать на выдохе.
Вы теперь имеете новую установленную звуковую пластину, которая будет звучать, когда Вы дуете в гармонику, но, вероятно будет подвирать по частоте, особенно если вы использовали пластину более низкого тона, чем у оригинала, но и это может быть устранено. Доставайте ваш электронный тюнер и резак для правки звуковых пластин и - за работу. У меня получалось перестроить пластины более чем на 2 ступени и получить надежный, хороший тон. Конечно, нужна практика.
Я обнаружил, что новый рем.комплект от Lee Oskar содержит новый полезный инструмент, который я не использовал прежде и который я теперь считаю необходимой принадлежностью для настройки звуковых пластин - резак для правки звуковых пластин. Этот инструмент - скальпель, похожий на стамеску которая используется для соскабливания материала с конца пластины. Используя этот инструмент, я равномерно устраняю материал и получаю очень ровную поверхность. Опять же, это требует терпения, но и нагрждает за него с лихвой.
Теперь у вас есть настроенная пластина. Зачем останавливаться на этом? Я нахожу удовольствие в игре на хорошо настроенной гармонике, так что я продолжаю проверять и подстраивать все пластины, которые нуждаются в этом. Вы когда-либо задавались вопросом почему новая гармоника звучит так хорошо когда ее только что достали из упаковки? Я считаю, что дело в настройке. Когда вы проделаете полностью работу по подстройке, ваша гармоника будет звучать как новая.
Лучшее из того, что я сделал это - 4 моих лучших гармоники: 2 Golden Melodies и 2 Meisterklasses, которые очень хорошо выдержали ремонт. Фактически, я не могу сказать, которые пластины я заменял, если не вскрывать гармонику и не смотреть на заклепки и следы скальпеля на пластинах.
Не избегайте ремонта только потому что он кажется вам трудным. Мне говорили, что ему надо учиться годами, но когда я пробовал, я сразу получил 4 успешных попытки из 4-х. И ... я не в пошел на поклон к г.Hohner'у за 4-мя новыми гармониками -- "Replacing bad reeds" 7 Jan 93 DA
From "RE; ReedMods" 4 Jan 94 JE:
Если вам говорят, что вы должны выбросить ваши сломанные гармоники - НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО. В один из дней вы научитесь восстанавливать их и/или переставлять части одной гармоники для восстановления других. Бросьте их в "коробку для костей " и храните до черного дня.
Уважаемые профи и консультанты - я не ломаю свои гармоники - вероятно потому, что я - относительно "мягкий" игрок - если я нуждаюсь в громком звуке, я позволяю микрофону работать за меня. Но вообще говоря, это - вероятно хорошая идея - ломать их.
У меня нет комментариев относительно расстроенных гармоник - я никогда не встречал новых гармоник с серьезными дефектами настройки. Что там говорят относительно моего слуха? Конечно вы должны принять во внимание, что я - гос.служащий. Я покупал новые гармоники в основном для того, чтобы "ущипнуть себя для восстановления чувствительности".
Я могу рекомендовать две превосходные книги - Одна только недавно появилась - от Dick Gardner. Я не видел ее пока, но мой co-редактор задирает по ее поводу вверх свой большой палец! - пошлите $10.00 Dick'у по адресу ...
7024 Jocelyn Ave. S.Другая - от Dr. Harp (aka BSHC's Richard Smith) Пишите ...
Buckeye State Harmonica ClubВсего - $5.00 - очень рекомендую. Если вы купите ее, вспомните Gardner'а - один юмор стоит этого.
ИНСТРУМЕНТЫ - Lee Oskar продает изящные небольшие комплекты для ремонта в сумке по $25. Они разработан для L. O. гармоники - так что содержит Phillips отвертку. Добавьте маленькую плоский наконечник, и вы укомплектованы для мелкого ремонта - регулировки пластин, настройки, и т.д. Инструкция прилагается.
F и R Farrell Фирма - имеет различные инструменты для ремонта гармоники.
Звоните: 1-800-438-3543Наконец, большинство людей, которые прошли половину пути серьезного ремонта гармоники закончивают тем, что обзаводятся собственными комплектами инструмента, как покупного, так иногда и самодельного.
Некоторые вещи, которые стоит иметь под рукой ...
Теперь откопайте старую гармонику (какую не жалко) и - вперед. Подсказка для попытки #1 - подстройте 5-ю DRAW пластину на 1/2 ступени выше ("F" до "F#" на "C" гармонике). Делайте это соскабливанием или опиловкой маленьких кусочков материала со свободного конца пластины. Используйте тонкую металлическую, пластину в качестве поддерживающей подкладки под звуковую пластину. Попилите/поскребите чуть-чуть, потом обязательно проверьте, что получилось (и почаще). Вы, вероятно будете должны подстроить еще несколько пластин после того, как получите верную настройку на этой первой своей пластине. Если вам повезет, вы довольно быстро получите почти-что "кантри" - настроенную гармонику.
Это - только начало. Я уверен, что вы почерпнете море идей из этого списка и из упомянутых выше руководств по ремонту. -- "RE; ReedMods" 4 Jan 94 JE
Следует ли отмачивать гармонику?
Нет, нет, нет! Влага очень вредна для гармоник, особенно для гармоник с деревянной гребенкой. Отмачивание может сделать их более экономными относительно потерь воздуха во время игры ... но только на время, и это чревато серьезными повреждениями. Никогда не отмачивайте хроматическую гармонику! -- BB
"Никогда" - самое подходящее слово; если ваши гармоники становятся влажными, они не просто скончаются; проблема состоит в разбухании деревянной гребенки, что создаст больше проблем, чем решит. Плюс коррозия металлических звуковых пластин , пластин - держателей или пластин покрытия, что тоже не особенно хорошо -- HA
(FMI: "Thorens - Clean Harps" 26 Sep 94 DW)
(FMI: Re: dirt build up on the reeds..." 23 Mar 95 JT)
Гармоники могут быть настроены вручную. Опиловка конца звуковой пластины, обращенного к заклепке понижает тон. Опиловка свободного конца - повышает. Будьте очень осторожны, если вы возьметесь за это. Не отпиливайте слишком много, поддерживайте пластину пока обрабатываете ее и используйте для проверки электронный тюнер. Весьма возможно что тон слегка понизится, когда вы начнете играть на только-что перестроенной гармонике -- BB
В современной Западной музыке имеется своеобразная сложность (если не невозможность), точной настройки и по мелодии, и по аккордам. Простая настройка нот по тюнеру (такая настройка носит название "Equal Temperament" - "Равномерной Настройки") даст неплохое звучание при исполнении мелодии, но аккорды будут звучать резко и неприятно. И наоборот - при хорошей настройке по аккордам, мелодия зазвучит мягко говоря странновато. Хроматические гармоники обычно настраиваются по "Равномерной Настройке", поступаясь аккордами, чтобы добиться наилучшего звучания в любой тональности. Для диатонических моделей не требуется, вообще говоря, возможность игры в разных тональностях, по-этому при их настройке стараются лучше согласовать аккорды.
Marine Band гармоники были первоначально настроены по "Just Intonation" (Чистой Интонации); при такой настройке мажорные аккорды звучат абсолютно чисто. Это хорошо работало для случаев исполнения соло или в сочетании с другой гармоникой (что обычно и происходит). Тонический (BLOW аккорд), доминант- и доминант-септ аккорды (1-4 DRAW, и 1-5 DRAW соответственно) звучали замечательно, и ухо быстро привыкало к особенностям мелодии, т.к. она строилась, как-никак, на чистых интервалах. Недоразумения возникли, когда эти модели все больше стали использоваться в сочетании с другими типами инструментов; так постепенно настройка стала все больше дрейфовать в сторону "Равномерной Настройки". Закончилось тем, что Marine Band так близко подошла к "Равномерной Настройке", что начали приходить жалобы, что аккорды звучат вне мелодии, фальшиво; это даже начало влиять на стиль игры блюзовых исполнителей. DRAW нота пятого отверстия сильно отличается по звучанию для "Равномерной" и "Чистой" настроек, и было замечено, что блюзовые исполнители стали менее склонны играть долгие, задушевные ноты на этом отверстии чем при настройке более, близкой к "Чистой". Появление "MS" серии гармоник предложило решение проблемы.
Marine Band и Special 20 - модели, предпочитаемые большинством традиционных исполнителей (блюзовых и не только) которые скорее всего предпочтут настройку более близкую к "Чистой Интонации", особенно на 5-ой DRAW ноте. Поэтому эти две модели, недавно были возвращены по настройке ближе к оригинальной настройке, при соблюдении некоторого компромисса, позволяющего им звучать в сочетании с другими инструментами.
MS модели настроены как Marine Band до недавнего времени - чуть ближе в целом к "Равномерной Настройке", но с той разницей, что 5 и 9 DRAW ноты настроены так, что они будут звучать хорошо в сочетании с другими инструментами, особенно в суб-доминантном аккорде в 1-ой позиции (5-6 DRAW отверстия).
Следующие диаграммы показывают относительную высоту каждой ноты стандартной Marine Band (Рихтеровской) настройки. Настройка выражена в центах (cents), единицах, используемых в большинстве кварцевых тюнеров, и показывает отклонение от "Равномерной Настройки". Это отклонение - одно и то же независимо от тональности настройки инструмент а и того, насколько близка его настройка к A-440.
Первоначальная Marine Band настройка (Чистая Интонация)
Отв. # 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Blow 0 -14 +2 0 -14 +2 0 -14 +2 0 Draw +4 +2 -12 +4 -27 +6 -12 +4 -27 +6
Современная Marine Band настройка
Отв. # 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Blow 0 -12 +1 0 -12 +1 0 -12 +1 0 Draw +2 +1 -11 +2 -12 +3 -11 +2 -12 +3
Настройка для MS модели
Отв. # 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Blow 0 -10 +1 0 -10 +1 0 -10 +1 0 Draw +2 +1 -9 +2 +3 +3 -9 +2 +3 +3
Числа показывают отклонение в центах от определенной частоты, типа A-440 или A-442 (цент = 1/100 полу-тона).
Golden Melody модель 542 настроена, по "Равномерной Настройке". Hohner диатонические гармоники подстроены к A-442 в умеренной степени так, чтобы не спускаться ниже A-440 во всем диапазоне гармоники.
Все настройки компромиссны, так что исполнители могут поэкспериментировать с настройкой для получения расклада, наиболее полно удовлетворяющего их потребности. Я использую Английскую концертину, для аккомпанемента в некоторых мелодиях и разработал свою настройку для этой комбинации инструментов, основанную на "Meantone Temperament" настройке, другой системе настройки, использующей чистые третьи ступени мажора. Я играю больше в диезных тональностях, по-этому использую эту настройку в основном в "D". При размещении третей посередине между "Равномерной" и чистой настройками, концертина хорошо строит с другими инструментами, по крайней мере в общих тональностях, и производит приятные на слух аккорды.
Английская концертина имеет кнопки для 14 различных нот в октаве:
Ab Eb Bb F C G D +11.5 +9.6 +7.6 +5.7 +3.8 +1.9 0 A E B F# C# G# D# -2 -3.9 -5.8 -7.7 -9.6 -11.6 -13.5
Эта заметка становится слишком многоречивой, так что я оставлю тему приспособлений и методов для настройки на потом. Позвольте мне только ответить на вопрос относительно нот, которые звучат ниже настройки и не держат тон после подстройки. Когда звуковая пластина звучит ниже на 1/4 тона или больше, это скорее всего следствие внутренней трещины и не восстановится само по себе. Гармонику в этом случае надо восстановливать или заменять.
Всего наилучшего, Rick Epping (Hohner)
(FMI: "HELP! - crash course in reed tuning needed!"
23 Sep 94 HM, RB)
(FMI: "Re: Chromatic Tuners" 31 Oct 94 FJM0
(FMI: Tuned bodies, just intonation" 18 Oct 94 WY)
(FMI: "Re-calibrate A=440 (long -- was Re: Tuning
questions..)" 29 Mar 95 HA)
Это вероятно вызвано одним из слегка залипших клапанов (Windsaver'ов). Windsaver - небольшой пластмассовый клапан, который размещен над звуковой пластиной. Вы можете отлепить залипший клапан, используя зубочистку или что-либо другое острое но мягкое. Имейте в виду, что Windsaver'ы на DRAW нотах расположены на внешней стороне звуковых пластин, а на BLOW нотах - на внутренней. Иногда в отверстии имеется пара windsaver'ов (один над другим) -- BB
(FMI: "Re:buzzing chromatic" 23 Nov 94 RM)
(FMI: "Re: Windsavers (another source)" 27 mar 95 JE)
Blues.Ru -
Новости |
Музыканты |
Стили |
CD Обзор |
Концерты |
Live Band |
Форум
Музыкальные
инструменты | Гармоника