HARP-L FAQ v1

Mon, 17 Jul 1995


Harp-L FAQ Главное меню > FAQ Раздел A


Несколько слов о терминологии в русской версии.

При переводе с английского языка часто сталкиваешься с трудностями в переводе специальных терминов и с избыточностью русского языка, в котором короткое английское слово превращается в две строки текста. Это делает текст громоздким и трудночитаемым.

В предлагаемом вам тексте, чтобы избежать этого, приняты следующие меры:

1. Часть терминов оставлена в оригинальном, т.е. английском, виде. Я старался выделять их, прописывая большими буквами.

Это:

- DRAW (ноты, аккорды, отверстия) - ноты, аккорды, отверстия, играемые на вдохе

- BLOW (ноты, аккорды, отверстия) - ноты, аккорды, отверстия, играемые на выдохе

- BEND (ноты, эффект) - понижение нормальной высоты ноты путем использования соответствующей техники игры.

- OVERBLOW (ноты, эффект) = передувание - повышение нормальной высоты ноты путем использования соответствующей техники игры.

2. Часто встречаемое сочетание слов "диатоническая гармоника" в ряде мест заменено на более короткое "диатоника".

3. Используются стандартные обозначения для нот и тональностей:

C - До или До-мажор
D - Ре или Ре-мажор
E - Ми или Ми-мажор
F - Фа или Фа-мажор
G - Соль или Соль-мажор
A - Ля или Ля-мажор
B - Си или Си-мажор

c - До или До-минор
d - Ре или Ре-минор
t - Ми или Ми-минор
f - Фа или Фа-минор
g - Соль или Соль-минор
a - Ля или Ля-минор
b - Си или Си-минор

Модификаторы:

b - бемоль
# - диез

Используемые нестандартные обозначения поясняются в тексте.

Кроме этого кое-где использована музыкальная терминология:

- ОКТАВА - набор из 8 последовательных нот, начинающийся и заканчивающися одноименными нотами.

Например:

D E F# G A B C D - D-мажорная октава

- ТОНАЛЬНОСТЬ - устойчивый набор последовательных нот, характеризующийся определенным расстоянием между соседними нотами на шкале частот:

Например:

D E F# G A B C D - набор последовательных нот для тональности D-мажор (D-мажорная октава)
D E F G A Bb C D - набор последовательных нот для тональности D-минор (D-минорная октава)
^ ^ - частоты различаются для этих нот

- ТОНИКА - (первая) нота по имени которой называется тональность:
Например:

D E F# G A B C D - D-мажорная октава
Первая нота "D" - тоника для тональности D-мажор.

- ШКАЛА (мажорная, минорная) - набор последовательных нот, составленный по правилам построения соответствующей тональности.

Например:

D E F# G A B C D - мажорная шкала
D E F G A Bb C D - минорная шкала

- ШКАЛА (хроматическая) - набор последовательных нот, включающий в себя все ноты без пропусков.

Например:

D D# E F F# G G# A A# B C C# D - хроматическая шкала
D __ E _ F# G __ A __ B C __ D - мажорная шкала
^ ^ ^ ^ ^ - пропуски в мажорной шкале

Я буду очень благодарен всем, кто выскажет свои пожелания, замечания, предложения по поводу этого перевода.

Имеется много информации по адресу Архив HARP-L (текущий) и на Гофер сайт (с ноября 92 по август 95). Любые ссылки на архив как правило содержат инициалы авторов и даты получения сообщения.

Инициалы, имена и адреса электронной почты авторов FAQ:

CP Chris Pierce
HM Hugh Messenger
HA Harvey Andruss
BB Bart de Boer
CP Chris Pierce
HM Hugh Messenger
HA Harvey Andruss
BB Bart de Boer
JE Jack Ely
WY Winslow Yerxa
FJM Barry Schaede
RB Rick Barker
SP Steve Price
GJ Gordon Jackson
RJ Robert Johnston
SL "Steven D.Levine"
JT John Thaden
SB Steve de Bruyn
TH Thomas Hinkle
BG Bobbie Giordano
JS John Santana
DT Doublas Tate
SJ Steve Jennings
MC Mike Curtis
CM Christian N Michalek
RF Rob Frantz
KF Kim Field
EN Elliot New
CF icepick@magi.com (Christian Laferriere)
CS "Charles Williams CS"
GM George Mayhew
JJP John P
JS Jeff Smith
TE Tom Ellis III
JH James Hanson
br "Brian" rost
KG Keither Graham
RO Richard Owen
TA Ted Allbritton
S Shankar
DW Danny Wilson
RE Rick Epping (now changed?)
JB jennie bergemann
PH J Patrick Hester -- NY
WJ Will Jennings
DE Dan Enright
NL Norman Lin
CH CHRISTOPHER PAUL HARRIS

Содержание FAQ :

1. HARP-L список (сокращенная версия)
2. Инструменты
1.1 Виды гармоник
1.2 Производители
1.3 Уход за инструментом
2. Электронное Оборудование
2.1 Усилители
2.2 Микрофоны
3. Техника
3.1 Основы техники игры
3.2 Продвинутая техника
3.3 Немного теории
4. Информация
4.1 Электронная Информация
4.2 Книги
4.3 Журналы
4.4 Клубы и организации
4.5 Фестивали
5. Музыка
5.1 Стили
5.2 Артисты
5.3 Записи


1. HARP-L список (сокращенная версия)

Название: Harp-L@garply.com

Владелец Списка: Chris Pierce

Назначение Списка: Обсуждение всех вопросов, связанных с Гармоникой

Перевод: Дмитрий Козлов (С.-Петербург)

HARP-L список - открытый, неурезанный список для обсуждения всего, связанного с Гармоникой.

Первоначально созданный при Western Kentucky University (WKU), список мигрировал на garply.com (Net Results, Inc.) в июле 1995.

Создатель списка Chris Pierce. Все административные вопросы следует направлять ему (Owner-Harp-L@garply.com). Chris отвечает за ежедневное администрирование и за проверку почты (на предмет просачивания писем, не отвечающих предмету списка).

Системный администратор на garply.com - Hugh Messenger. Hugh следит за тем, чтобы HARP-L не пожирал слишком много ресурсов на сервере.

Нужна помощь? - Если у вас возникнут затруднения или вопросы, комментарии, пожелания относительно Harp-l, Гофер сайта или Cyber Harp World пожалуйста пишите: Chris Pierce или Owner-Harp-L@garply.com CP/HM

2. Инструменты

2.1 Виды гармоник

Какие существуют типы гармоник?

Есть четыре основных вида. Диатоническая -, хроматическая -, аккордовая - и бас - гармоника. Однако, для каждого из них имеется еще ряд модификаций - BB

>From : "Jason's Questions" 09 Jul 94 WY:

ДИАТОНИЧЕСКАЯ, ХРОМАТИЧЕСКАЯ, ОКТАВНАЯ, ТРЕМОЛО

Это - типы гармоник.

ДИАТОНИЧЕСКАЯ - недорогая гармоника, используемая большинством музыкантов. Она в основном используется для исполнения мелодий в стилях: блюз, фолк, рок и кантри. Она подходит и для джаза - на сегодня Howard Levy и многие другие музыканты усовершенствовали технику игры до уровня, позволяющего исполнять гармонически сложные мелодии.

"Диатонический" означает нечто одной тональности, это распространяется и на гармонику. "C" гармоника настроена по "C" мажорной шкале, и дает возможность играть два основных аккорда в "C" ("C" мажорное трезвучие и доминант-аккорд "G7"). Если вы хотите сыграть ту же мелодию в другой тональности, например "D", вы берете "D" гармонику и играете так же, как играли в "C" тональности на "С" гармонике. Это примерно то же, что и использование "capo" на гитаре.

Часто играющие на диатонической гармонике предпочитают играть на "C" гармонике в тональности "G", на "D" гармонике в "A" и.т.д. - т.е. на 5 нот выше по шкале, что делает инструмент более блюзовым и выразительным. Это - так называемая Вторая Позиция, или Кросс - Гармоника. Соответственно, игра на "С" гармонике в тональности "C" - первая позиция, или Прямая Гармоника. На диатонике можно играть в 12 позициях - по одной на каждую ноту хроматической шкалы, а следовательно, при достаточной технике вы можете играть на одной гармонике во всех тональностях, независимо от тональности настройки. Howard Levy первым стал применять эту продвинутую технику при игре на диатонике.

На "С" гармонике ноты, играемые на выдохе (BLOW), если их сыграть вместе, образуют "С" аккорд, а на вдохе (DRAW) - "G7" аккорд. DRAW ноты могут играться с понижением высоты звука относительно настройки (BEND ноты), что дает вам возможность "подвывать", плавно изменять высоту ноты, исполнять глиссандо и вообще приблизиться к вокальному звуку на нотах "G" аккорда.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ

Слово "Хроматический" (буквально "цветной") означает нечто, выходящее за рамки одной тональности. Есть хроматические гармоники с различными тональностями настройки, соответствующими настройке средней октавы Диатоники, и при должном навыке на ней можно играть в любой тональности. Однако, некоторые музыканты играют на хроматической гармонике как на Диатонике - осваивают одну - две позиции и просто переходят на другую гармонику когда хотят сыграть мелодию в другой тональности.

Хроматическая гармоника - это фактически две гармоники в одном корпусе. Хроматическая "С" гармоника содержит полную "C" гармонику и полную "C#" гармонику. Она будет воспроизводить ноты "C" - мажорной шкалы, пока вы не нажмете рычаг с правой стороны гармоники, который блокирует ноты "C" гармоники и делает доступными ноты "C#" гармоники. Использование скользящего рычага подобным образом дает хроматической гармонике возможности, не доступные на Диатонике, но в то же время на хроматической гармонике не получить столь же сочный звук как на Диатонике и она почти не пригодна для игры аккордами.

Некоторые исполнители блюза на хроматической гармонике играют в третьей позиции ("D" на "C" гармонике) потому что DRAW аккорд на хроматической "C" - это "d" минорный аккорд. Сам этот аккорд и мощный, зловещий тон сверхбольших хроматических гармоник особенно любим исполнителями блюза.

Однако, хроматическая гармоника - очень сложный для игры инструмент, и много более дорогой чем Диатоника (цены от $50). Почти вся классика гармоники была исполнена на хроматической гармонике (Larry Adler, Tommy Reilly, Robert Bonfiglio, Cham-ber Huang). Имеется несколько превосходных джазовых исполнителей на хроматической гармонике (Toots Thielemans, Hendrik Meurkens, Mike Turk, William Galison). Stevie Wonder - это нечто среднее между джазом и популярной музыкой. Хроматическая гармоника также используется в исполнительских группах из нескольких гармоник. (См. ниже).

ТРЕМОЛО и ОКТАВНЫЕ ГАРМОНИКИ

Это - ДВУРЯДНЫЕ инструменты, т.е. каждый раз, когда Вы играете какую-либо ноту, активизированы две звуковые пластины вместо одной, что приводит к значительному усилению звука.

AutoValve (АвтоКлапанная) гармоника - диатоническая гармоника, настроенная по диатоническому стандарту, за исключением того, что она состоит из двух гармоник (одна настроена выше другая - ниже), установленных в одном корпусе. Первая гармоника придает звуку теплую, глубокую окраску, в то время как вторая дает яркий, резкий звук. Можно играть на обеих гармониках одновременно (обычный способ) или отдельно (что требует некоторой практики).

БАС-ГАРМОНИКА и АККОРДОВАЯ ГАРМОНИКА - также ДВУРЯДНЫЕ инструменты (СМ. ОРКЕСТРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ниже).

ТРЕМОЛО-ГАРМОНИКИ

Используются в основном в народной музыке Европы и Азии и не очень распространены в Северной Америке (кроме Франкоязычной Канады). В тремоло-гармониках, как и в октавных инструментах, звучат две звуковые пластины для каждой ноты, с той лишь разницей, что обе пластины настроены почти на одну и ту же частоту. Одна из них слегка расстроена относительно другой, придавая звуку некоторую сердечность и сочность.

Такой же тип настройки и похожее звучание имеют аккордеоны.

Gordon Jackson, один из экспертов HARP-L по тремоло инструментам. Большинство тремоло гармоник - диатонические. Некоторые модели имеют несколько гармоник, настроенных в разных тональностях и установленных на оси подобно листьям на стебле кукурузы - повернул и играешь в другой тональности.

Если гармоника имеет маркировку "Эхо", или альпийский пейзаж на корпусе, это, скорее всего, тремоло-гармоника.

(FMI: "Re: Echo model" 6 Jan 94)

(FMI: "Re: Hero harmonicas./REPLY." 2 Mar 94 GJ)

(FMI: "Re: TREMELO" (sic) 17 Jun 94 FJM, GJ)

ОРКЕСТРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В 1920-х годах возникли группы губных гармонистов, сначала в целях обучения, на Восточном побережье, с огромными студенческими оркестрами гармоники, а затем как эстрадные группы, с восемью - девятью исполнителями и сильным налетом дешевого фарса - наряду с отдельными случаями неплохой игры.

Хроматическая гармоника обычно лидировала в этих группах, БАС-ГАРМОНИКЕ и АККОРДОВОЙ ГАРМОНИКЕ, отводилась роль поддержки, подобная роли бас- и ритм-гитар в большинстве музыкальных групп. Это - ДВУРЯДНЫЕ инструменты, и - обычно сразу два больших инструмента, один закрепленный над другим. Бас может играть 48 различных аккордов,перекрывая две октавы, начинающиеся с той же ноты "E" что и басовая струна бас-гитары.

Дополнительные инструменты, используемые в оркестрах гармоники включают Полифонию и Хроматику, которые являются хроматическими инструментами с некоторым вывихом. Вместо DRAW и BLOW звуковых пластин, настроенных на разные частоты, эти инструменты имеют или только все BLOW пластины, или DRAW и BLOW звуковые пластины, настроенные одинаково. Если Отверстие 1 - "C", тогда Отверстие 2 будет "C#", а Отверстие 3 - "D" и так далее - каждое следующее отверстие настроено на следующую ноту хроматической шкалы так, что вы получаете возможность переходить от ноты к ноте просто перемещая гармонику. Эти инструменты дают скользящий звук, и используются для разнообразия, играя, например, только припев или рефрен в песне.

Среди наиболее известных оркестров гармоники: Borrah Minnevitch's Harmonica Rascals, и Harmonicats. Оркестры Гармоники, и профессиональные, и любительские, по-прежнему очень популярны во многих клубах гармоники в США и за их пределами -- "Jason's Questions" 09 Jul 94 WY (FMI: "Re: help" -- 18 May 93 JE)

>From "Re: Sugar Blue's weapon of choice" 30 Nov 94 CH, FJM:


  • Раздел F (Начало страницы)
  • Раздел G(Начало страницы)

  • Harp-L FAQ Главное меню


    Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум
    Музыкальные инструменты | Гармоника