Блюзовый календарь: эти дни в истории блюза...

20.11

В 1946 году (71 г. назад) в Нэшвилле, Теннеси, родился Дюан Оллман (Duane ALLMAN), один из самых достойных гитаристов эпохи гитарных героев. Группа Братьев Оллман (Allman Brothers Band) никогда не была собственно блюзовой, но блюзы занимали важное место в ее репертуаре, и все участники прошли период увлечения блюзом. К тому же, экспрессивный гитарный слайд Дюана основывался именно на блюзовых корнях. Еще одно свидетельство: двойной альбом «Антология» (An Anthology), содержащий записи, которые Дюан сделал в качестве аккомпаниатора на записях блюзовых музакантов, среди которых Уилсон Пикетт и Джон Хэммонд.

В 1877 году (140 г. назад) прославленный изобрнетатель всего и вся Томас Эдисон стал первым, кто записал детскую песенку «У Мэри был ягненочек» (Mary Had A Little Lamb), в блюзе ее же записывали и исполняли Бадди Гай и Стиви Рей Воэн.

В 1895 году (122 г. назад) в Питтфилде, Джорджия, родилась певица Салли Мартин (Sallie MARTIN). Национальная конвенция хоров музыки госпел (National Convention of Gospel Choirs and Choruses) официально удостоил ее титула «Матерь музыки госпел» (The Mother of Gospel). В 60-х она активно боролась за гражданские права афро-американцев и поддерживала Мартина Лютера Кинга.

В 1914 году (103 г. назад) в Кинстоне, Северная Каролина, родился Клифтон Бест, по прозвищу «Москит» (Clifton “SKEETER” BEST). Преимущественно джазовый гитарист, он зачастую записывался с блюзовыми музыкантами, работал в оркестре пианиста Ирла Хайнеса, саксофониста Биг Джона Криера, трубача Эрскайна Хокинса, сонгстера Гарри Белафонте...

В 1920 году (97 г. назад) в Виверли, Виржиния, родился Пернелл Чарити (Pernell CHARITY). Гитарист со своей оригинальной манерой игры, он не получил признания за границами своего родного города, где он провел всю свою жизнь.

В 1935 году (82 г. назад) в Гринвилле, Южная Каролина, родился Eskew Reeder Jr.. На сцене под именем Esquerita он стал певцом пианистом, первопроходцем рок-н-ролла. Его стиль поразительно напоминает Литл Ричарда, и, хотя первую пластинку Эскверита выпустил похзже Ричарда, вопрос, кто на кого повлиял остается невыясненным. Скорее, идея просто витала в воздухе, дожидаясь переносчиков. Эсквирита, с его гигантским "помпадуром", очками, которым позавидовал бы Элтон Джон, истошным пением и чисто "молотковой" манерой игры на фортепиано - вполне сгодился в свое время и был забыт, когда идея оказалась исчерпанной.

В 1944 году (73 г. назад) в Хэрроу, Великобритания, родился Майк Вернон (Mike VERNON). В 19 лет он уже был продюсером на записи гастролировавшего в Англии техасского блюзмена Куртиса Джонса. Год спустя продюсировал альбом «Блюзбрейкерз» с участием Эрика Клэптона, который теперь почитается краеугольным камнем в истории британского блюза. Если перечислять всех музыкантов, чьи записи он продюсировал в 60-х, то получится почти полный справочник британского блюза: John Mayall, Fleetwood Mac, Chicken Shack, Duster Bennett, Savoy Brown, and Ten Years After. Он продолжал записывать и гастролирующих в Европе американских блюзменов: Чэмпиона Джека Дюпри и Отиса Спэнна. В начале 70-ых выпустил два собственных альбома как вокалист и харпер. Ему аккомпанировали гитаристы Рори Гэллахер и Пол Кософф, барабанщик Мик Митчелл, а сам Билл Грэхам сыграл на тромбоне. Настоящий подвижник блюза, он успевал записывать альбомы и для звезд поп-рока: Дэвида Боуи, например.

В 1955 году (62 г. назад) корпорация RCA и фирма Sun Сэма Филлипса (Sam Phillips) заключила сделку, которую позже многократно сравнивали с продажей индейцами острова Манхеттен. Филлипс отдал Элвиса Пресли (Elvis Presley) со всеми правами на уже сделанные записи за 35.000$. Филлипс позже не раз замечал, что сделка такого рода была вполне в порядке вещей того времени, даже чуть выгодней обычной, да и индейцы сами вряд ли смогли подзаработать на Манхеттене. Но эти доводы терялись на фоне сотен миллионов баксов, заработанных на музыке и самого имени Пресли.

В 1955 году (62 г. назад) Бо Диддли (Bo Diddley) показал блюзовый характер. Он был приглашен в популярнейшее теле-шоу Эда Салливана при условии, что он исполнит знаменитую песню «16 тонн», столь любимую Салливаном. Бо Диддли дал согласие, песня была объявлена, Бо Диддли вышел на сцену и сыграл свою любимую песню, которую он сам сочинил про себя, любимого: «Бо Диддли». Но больше Салливан его не приглашал.

В 1997 году (20 г. назад) в нью-йоркской больнице в возрасте 52 лет умер Роберт Палмер (Robert PALMER), известный журналист, музыковед, автор книги и фильма «Глубокий блюз» (Deep Blues). Как выяснилось его медицинская страховка не покрывает расходов на срочную операцию, и он ожидал очереди на обычную.

В 2010 году (7 г. назад) в Чикаго в возрасте 71 года от осложнений, вызванных диабетом, скончался Литл Смоуки Смозерз (Albert “Little Smokey” Smothers), гитарист и певец, бывший видным участником Чикагского блюза на протяжении более полувека.

21.11(сегодня)

В 1940 году (77 г. назад) в Новом Орлеане, Миссиссиппи, родился Малькольм Джон Ребеннак-младший, которому под именем Доктора Джона (Dr. JOHN) предстояло сделать музыкальное колдовство родного города всемирно-знаменитым. Пианист экстра-класса, он начинал как гитарист, но пулевое ранение в руку заставило его сменить инструмент (нечто подобное было и с Пайнтопом Перкинсом – что за тенденция такая?).

В 1901 году (116 г. назад) в Сент-Джозеф, Миссури, родился Коулмэн Хокинс (Coleman HAWKINS) – гений джазового саксофона. Неачав заниматься музыкой в возрасте 5 лет, он стал настоящим виртуозом, с глубоким знанием теории музыки. Однако выразительность звука он ставил выше техники. Поэтому в его исполнении сладкие эстрадные мелодии звучали, как теплые блюзы, а блюзы – как сентиментальные баллады. И что еще не может не восхищать: его "лучшими годами" были все четыре десятилетия его профессионального музицирования.

В 1909 году (108 г. назад) в Сан-Антонио, Техас, родился Ллойд Гленн (Lloyd GLEN). Его лучшие годы связаны с Калифорнией и блюзом Западного побережья. Не смотря на то, что он записывался и под собственным именем, славы он избежал. Но это его аранжировки и его игра на фортепиано звучат на многих классических записях Лоуэлла Фулсона и Ти-Боун Уокера (включая бессмертный Блюз Черного Понедельника (Stomy Monday Blues). Когда ему было уже за 70 лет, он гастролировал в ансамбле другого титана джамп-блюза – Биг Джо Тернера.

В 1913 году (104 г. назад) в Шароне, Миссиссиппи, родился Кей-Си Дуглас (K.C.DOUGLAS). Он прошел хорошую школу Дельта-блюза, играя в 30-х дуэтом вместе с Томми Джонсоном. В середине 40-х перебрался в Калифорнию, где записал свою козырную песню: Mercury Boogie – в честь марки автомобиля Меркюри. Стив Миллер записал эту песню для своего популярного альбома в 1976г. И она же в 1992г. в записи суперзвезды музыки кантри Алана Джексона поднялась на №1 в поп-чартах! Сам Кей-си к тому моменту уже почти 20 лет покоился в земле. Но и его наследники не могли насладиться плодами его вдохновения – авторские права на «Меркюри-буги» были выкуплены фирмой Ford для использования в рекламе. Кей-Си, не смотря на регулярные выступления на фестивалях и запись нескольких пластинок, на протяжении почти всей своей жизни должен был держаться за дневную работу, а блюз – только по вечерам и в выходные дни.

В 1920 году (97 г. назад) в Доноре, Пенсильвания, родился Стэн Мьюшиал. В бейсболе его знали как Стэн-человечище (Stan Musial - Stan the Man). Любимым его увлечением была губная гармоника, он даже написал свою книгу-школу игры на этом инструменте.

В 1934 году (83 г. назад) В Натчезе, Миссиссиппи, родился Джимми Андерсон (Jimmy ANDERSON). Харпер, он собрал блюзбэнд под своим именем, чтобы играть луизианский блюз.

В 1941 году (76 г. назад) в Мемфисе, Теннеси, родился Давид Портер (David PORTER). Певца из него не получилось, хоть он и пытался. Наибольший его успех – это время, когда он работал на Stax штатным композитором, и в соавторстве с Исаком Хейсом (Isaac Hayes) сочинил ряд нестареющих соул-хитов, включая неотразимый Hold On! I'm Coming (название каждый переводит в меру своей испорченности).

В 1941 году (76 г. назад) в Мемфисе, Теннеси, родился Эндрю Лав (Andrew LOVE). Тенор-саксофонист, он вошел в состав секстета «Мемфисские трубы» (Memphis Horns), работавшем в студии Stax. Секстет сократился до дуэта, еще многие годы гордо неся титул лучшей духовой секции в истории соул.

В 1948 году (69 г. назад) в Сан-Диего, Калифорния, родился Лонни Джордан (Lonnie JORDAN), участник прогрессивной группы «Война» (WAR). Наиболее блюзовый период существования этой полистилистической группы связан с годами сотрудничества с англичанином Эриком Бердоном (экс-Animals).

В 1948 году (69 г. назад) в Чарлстоне, Южная Каролина, родился Альфонс Музон (Alphonse MOUZON). Обладатель столь музыкальной фамилии, стал джазовым барабанщиком эстра-класса. Работал с Эриком Клэптоном, Джефом Беком, Чабби Чекером, Томми Болином и другими околоблюзовыми персонажами, и со многими звездами фьюжин-джаза.

В 1964 году (53 г. назад) БиБиКинг (B.B.KING) записал песню Мемфиса Слима «Каждый день тоскую я» (Everyday I Have the Blues). Теперь она в постоянном репертуаре Кинга, в альбомах он запиал еще несколько ее вариантов, и во мнении широкой публики она ассоциируется с его именем.

В 1978 году (39 г. назад) В Лос-Анджелесе, Калифорния, в возрасте 90 лет скончался Берри Горди (Berry GORDY). AMG пишет с пафосом: основатель Motown Records, Берри Горди сделал то, что большинство людей его времени считало невозможным: он привел черную музыку в миллионы домов белых американцев, помогая одновременно и черным артистам, и их культуре найти признание… Воистину так! Честь и хвала ему. Но этот путь привел (далеко не бесталанного) Джорджа Майкла на первые места в ритм-энд-блюзовых хит-парадах – нет уверенности, что полная нивелировка столь полярных культур похвальна. Но как бы то ни было, история его фирмы – это немаловажная часть истории США, а слава Motown sound – великое музыкальное достижение.

22.11

В 1927 году (90 г. назад) в Ашвилле, Северная Каролина, родился Грэди «Толстяк» Джексон (Grady “Fats” JACKSON). Его свингующий тенор-саксофон слышно на записях Элмора Джеймса и Биг Джо Тернера, как и на многих записях мастеров блюза на фирме Atlantic. При весе более полутра центнеров, был отличным шоуменом. На фото 1953 года он в буквальном смысле под столом - стол уложен на его живот ножками вверх, а на столе стоит другой саксофон. При этом "Толстяк" продолжает жарко свинговать на саксофоне.

В 1899 году (118 г. назад) в Далласе, Техас, родился Алекс Мур, пианист, выступавший как Алекс-Свистун (Whistlin’ Alex MOORE). Первую запись он сделал в 1929, последнюю – в 1988. Вот только не так часто он записывался за такой долгий период. Мур был одним из последних представителей «кабацких» (barrelhouse) пианистов Техаса. Кроме музыкального, он обладал и даром поэтической импровизации. В последних его записях он частенько рифмует события своей долгой жизни, что делает их особенно притягательными для любителей традиционного блюза.

В 1899 году (118 г. назад) в Блумингтоне родился Говард Хоглэнд Кармайкл (Hoagy Carmichael), гениальный композитор, творивший в области популярной музыки. Кажется, что автора эпической поп-баллады «Звездная пыль» (Stardust) должны отделять от блюза световые годы. Однако же первой большой удачей в его карьере была запись собственной «Тоски стиральной доски» (Washboard Blues) под аккомпанемент оркестра Пола Вайтмена. Позже Луи Армстронг так исполнял его песни «Вверх по ленивой реке» или «Кресло-качалка» ("Up the Lazy River" и "Rockin' Chair"), что они звучали как традиционные блюзы. А Рей Чарлз пел его же «Джорджия занимает все мои мысли» ("Georgia on My Mind"), словно это был возвышенный спиричуэлс.

В 1940 году (77 г. назад) в Лейцестере, Великобритания, родился Дэйви Грэхам (Davey GRAHAM). Гитарист-виртуоз, он блистал в 60-х, исполняя смесь блюзов с фолк-музыкой и индийскими рагами. К началу 70-х полностью разочаровался в шоу-бизнесе, записывался от случая к случаю, хотя регулярно выступал с другими мастерами акустики, со Стефаном Гроссмэном (Stefan Grossman), например. Весьма выразительно для определения его стиля название его сборника записей 60-х годов: «Фолк, Блюз – и все промежуточные станции» (Folk, Blues & All Points in Between, 1985).

В 1945 году (72 г. назад) в Люббоке, Техас, родилась Анжела Стрелли (Angela STREHLI). Выросла девочка как раз к расцвету фолкового хиппизма, к которому с удовольствием и присоединилась. Научилась играть на гармонике и бас-гитаре, стала вокалисткой… Оказалась в самом эпицентре остинского блюзового бума, (клуб Энтоунз, братья Воэн, Ким Уилсон и Лоу Энн Бартон – его же порождения). Записывается она редко и слишком гладко. А вот концерты ее знатоки расхваливают. И еще, говорят, она знаток истории техасского блюза, каких мало.

В 1946 году (71 г. назад) в Кингстоне, Ямайка, родился Астон Барретт, по прозвищу «Семейный человек» (Aston “Family Man” BARRETT). Он любил чистый баритональный звук, мелодичную игру – что и вкладывал в регги Боба Марли, в ансамбле которого играл вместе с братом, барабанщиком Карлтоном, с 1969 по 1981 годы, до самой смерти Марли. Если вспомнить, что братья в группе «Плакальщики» (The Wailers) братья играли вместе с Питером Тошем, а вне этой группы сотрудничали с Ли «Скрипом» Перри (Lee "Scratch" Perry) и Горящим Копьем (Burning Spear) – то мир регги покажется очень тесным.

В 1950 году (67 г. назад) в Эсбури-Парк, Нью-Джерси, родился Стивен Ван Зандт (Steven Van Zandt). Гитарист, участник группы Брюса Спринстина. Ничего особо блюзового, но в этом календаре нельзя пройти мимо его акции «Артисты против апартеида» (Artists United Against Apartheid) и его песни «Город-солнце» (Sun City) 1985г. Достойное дело, но прагматиков могут отпугнуть название его сольных альбомов «Свобода, Никаких Компромиссов» (Freedom, No Compromise), Революция (Revolution) и особенно «Новорожденная Ярость» (New Born Savage).

В 1981 году (36 г. назад) в Чикаго, Иллинойс, на концерте Мадди Уотерса (Muddy Waters) на сцену поднялись поджемовать Мик Джеггер, Кит Ричард и Ронни Вуд (все из Rolling Stones). Собственно, свою группу они и назвали в честь его блюза.


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум
Блюзовый календарь: хронология событий