HARP-L FAQ v1
Mon, 17 Jul 1995
Блокировка языком (БЯ) - прием игры, при котором вы захватываете губами три или четыре отверстия вашей гармоники, и блокируете некоторые из них языком. С помощью этого приема вы можете играть отдельные ноты (оставляя свободным отверстие с левого или с правого края языка), октавы (оставляя свободными два отверстия по обеим сторонам языка) или аккорды, полностью снимая блокировку -- BB
(FMI: "Tongue blocking" 17-20 May 95)
(FMI: "Pucker at your peril!" 24 May 95 DT)
При блокировке губами (БГ) складываете губы так, чтобы оставить маленькое отверстие, через которое вы сможете вдыхать/выдыхать воздух через одно или несколько отверстий гармоники. Эта техника позволяет легко добиться BEND или OVERBLOW эффекта -- BB.
Когда я начал играть, я автоматически использовал "свернутый" язык (U-блок) для игры отдельных нот. Мне это казалось очень естественным. Позже я освоил блокировки языком (БЯ) и губами (БГ). Теперь я использую при игре все три приема. Все они имеют серьезные плюсы и минусы.
Для тех, кто не знает, что такое U-блок. Вы изгибаете свой язык вокруг отверстия, из которого желаете извлечь звук. Фактически вы блокируете языком отверстия справа и слева от него. Это может дать хорошую блокировку для игры отдельных нот.
Позвольте мне выссказаться по поводу плюсов и минусов U-блокировки. По тону и поместил бы ее между (БГ) и (БЯ). Я считаю, что она дает тон более сочный чем (БГ), но слегка более жидкий чем (БЯ). Она также позволяет играть очень быстро и точно. Однако для BEND или OVERBLOW эффектов и других языковых приемов вам придется отказаться от U-блока, и вы здорово потеряете в скорости игры.
При игре на хроматической гармонике U-блок не дает удовлетворительного тона. Для нежного тона Toots Thielemans, вам необходима (БГ). Для блюзовой хроматической гармоники (George Smith) необходима (БЯ). Для меня U-блок на хроматической гармонике - "ни рыба, ни мясо". Для диатонической, однако я полагаю, U-блок может помочь вам добиться более сочного тона ... независимо от того, имейте вы его уже, или нет. Я думаю необходимо освоить U-блок, чтобы получить от него все, что он может дать.
Когда я преподаю, я всегда ставлю на первое место (БЯ), а потом уже - U-блокировку -- "Re: Tongue Blocking (N. Buffalo is a curled tonguer, nah-nah)" 19 May 95 SB
(FMI: "Re: Tongue Blocking ((U-Block)" 19-21 May 95
JT,TH, SB)
(FMI: "RE: Tongue blocking (U-block): JT)
Вы должны быть способны использовать любую технику игры. В некоторых случаях более полезна (БЯ), в других (БГ). Опытные исполнители, если требуется, переключаются между этими двумя методами игры. Оба стиля дают свой специфический звук который (частично) определяет характер звучания вашей мелодии -- BB
From " Re: Tone (cupping harp in hands)" 27 May 94 JE:
> Прав ли я, считая, что чем больше ваши руки охватывают гармонику, тем больше заглушаются высокочастотные обертоны? И что, формирование замкнутой полости вокруг гармоники с помощью рук, таким образом помогает добиться более сочного тона ... Eliot C. Williams
Вероятно, это так и есть. Я также знаю, что, если вы используете микрофон (например Shure SM58, или другой кардиоидного типа) и заключаете в "чашку из рук" и гармонику, и микрофон - вы можете блокировать руками части микрофона - которые более чувствительны к высоким частотам. В зависимости от того, как вы держите микрофон - Вы можете направлять звук в "верхнечастотную область" или прямо в микрофон, что усилит басовую составляющую звука.
Ниже приведена иллюстрация расположения частотных зон микрофона -- Jack Ely.
низкочастотная область | _ v М | ___ И /===\ К | |.....| Р |=====| О | |.....| <-- среднечастотная область Ф |=====| О | |_____| Н \ / \ | \ / \ | | высокочастотная область | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |_ \_/
Я думаю, что это - только еще один элемент из многих, которые определяют качество звука. Игра - это не только гармоника, микрофон, приемы игры, ротовой/носовой пассажи, и т.д. Это - пестрая смесь всего перечисленного. Многие спрашивают меня " На какой гармонике вы играете? У нее такое хорошее звучание." Я улыбаюсь, говорю спасибо, и показываю им первую попавшуюся под руку гармошку, хотя в действительности гармоника сама по себе не может ничего.
(Это не бахвальство, но я могу
сходу получить приличный тон на
любой гармошке, если постараюсь.)
Если бы я действительно стал
объяснять, что это, мол, делается
так-то и так-то ..., меня бы не поняли
и не захотели бы слушать.
-- Re: Tone (cupping harp in hands)" 27 May 94 JE
Я писал недавно, что положение рук очень важно для получения громкого звука. Это трудно объяснять, потому что вы все делаете это, но по моему опыту, в большинстве случаев делаете неправильно. Для каждой ноты существует одно особенное, очень точное, положение рук, которое делает эту ноту очень громкой.
Выберите "G" отверстие 7 ("G7") на хроматической гармонике (это может быть любая другая гармоника, но для хроматической я могу поклясться что это работает!), держите руки так, чтобы они образовали закрытую полость: палец на кнопке, левые пальцы - на соединенных пальцах правой руки, большие пальцы - вместе внизу. Подуйте мягко, НЕ СИЛЬНО, нежно. Теперь постепенно сожмите ваши руки, открывая с задней стороны. Открывайте приблизительно по 1mm за 10 секунд. Пожалуйста не отчаивайтесь, вам позволяется время от времени переводить дух. В некоторой точке звук внезапно резко усилится без какого-либо увеличения давления воздуха с вашей стороны. Я не буду указывать количество децибел, или иных единиц измерения громкости, скажу только, что я играю так и, громкости хватает на изрядный зал. Я думаю, это не сразу получится, но это работает. Я хотел бы попросить моего друга Steve Jennings, чтобы он сказал пару слов относительно этого эффекта т.к, он уже пару недель пытается достичь Нирваны в этом вопросе.
Когда вы получили эффект на "G7", пробуйте "A7". Не работает ... Уфф, Вы должны приспособить ваши руки для этой ноты. ТЕПЕРЬ, акустическая теория и здравый смысл говорят, что надо слегка сжать руки: выше нота - меньше резонатор (полость) ... Верно? Нет - все работает НАОБОРОТ, вам надо ПРИОТКРЫТЬ руки на пару сантиметров для "A". Теперь вы можете поэкспериментировать немного выше или ниже, но всегда начинайте с "G7", чтобы почувствовать разницу. После того, как вы потренируетесь так пару недель ваше пустующее подсознание заполнится новой привычкой и вы больше никогда не будете думать о том, как это делается - перейдете на автопилот. Пробуйте это, и сообщите мне сваливаются ли ВАШИ носки у вас с ног, когда вы получаете должный звук. Нет никаких сомнений, что ваши соседи сбегут, а их коровы начнут давать скисшее молоко -- "Classical harmonica and long lasting reeds" 24 Apr 95 DT
(FMI: "Bonfiglio and hand position" 17 May 95 DT)
> Меня интересуют различные методы игры на "чистой" гармонике с микрофоном: как держать гармонику, как далеко держать микрофон, и т.д. Я могу прилично играть _wah_ техникой аккустически, но когда я пробую использовать микрофон, у меня не получается добиться качественного звука. Для практики, я использую SM58 на стойке... Red
Phil Wiggens делает нечто, чего я прежде не видел - его "закрытая" позиция с полным, или почти полным, заключением гармоники в чашу из ладоней, с вокальным микрофоном направленным непосредственно к месту, где он открывает руки. Когда он открывает руки, он наклоняется вперед, так что микрофон входит прямо в руки у гармоники. Он делает это сидя и наклоняется вперед даже немного прежде, чем открывает руки. Phil действительно не получает _wah_ звук, но его техника очень эффективна из-за большого диапазона громкости, который он таким образом получает. Он исполнял одну песню, и никто не изменял настройку микрофона пока он играл. -- "Re:Acoustic mic techniques" 11 Jun 95 JT
>From "Re: Acoustic Playing with Mic" 11 Jun 95 SP:
Я лично не люблю техническое сочетание акустической гармоники с микрофоном. Я думаю, что звук карманного микрофона имеет одинаковый тон, будь то астатический микрофон, пуля, или SM57, или SM58. Я незнаком с микрофоном Will Jennings'а, но это не отвечает на вопрос относительно того как получить хороший акустический звук. Will Jennings делает то, о чем вы спрашиваете, но он не описывал свой способ держать гармонику. Я подозреваю что, подобно мне, Will потратил кучу времени, играя на гармонике без микрофона и научился направлять звук так, чтобы быть услышанным. Многое говорит в пользу этого.
Итак, вы хотите научиться направлять ваш звук вперед, и открывать/закрывать ладони для получения wah-wah звука. Звук который вы слышите - не тот же самый звук, который доходит до слушателя, но вы можете использовать динамики, установленные так, чтобы вы могли слышать то, что вы делаете. Butterfield имел обыкновение играть с вокальным микрофоном (послушайте первые три его записи). Он держал гармонику между большим и указательным пальцами вдоль нижнего и верхнего края гармоники соответственно, соединив остальные пальцами вместе. Затем он замыкал чашу из рук другой рукой, помещая большой палец на большой палец, ладонь на ладонь и получал wah-wah звук, открывая и закрывая руки наподобие раковины молюска. Запястье руки, держащей гармонику должно быть горизонтально. Запястье прикрывающей руки - вертикально, ее движение - вертикальное, прямое - вверх и вниз, локоть около живота.
Я не могу сделать этого, и не люблю это положение рук.
Я держу гармонику в обеих руках. Она располагается в левой руке в месте, где большой палец соединяется с ладонью, в правой руке - где средний палец соединяется с ладонью. Пальцы образуют закрытый резонатор - чашу. Я редко полностью закрываю его (но могу это сделать). В большинстве случаев я только открываю и закрываю ладони. Я получаю действительно яркий тон при раскрытии рук примерно на размер половины доллара и расстоянии от микрофона около дюйма. Обычно же я держу гармонику на расстоянии 2 - 10 дюймов от микрофона. Я считаю, что не стоит стараться играть громче чем другие и, как правило, стою далеко и подхожу близко к микрофону только чтобы или играть очень мягко или чтобы убить аудиторию и разогнать музыкантов нашей группы.
Самое главное - уверенность, что звук посылается вперед. Вы можете добиться этого и без микрофона, играя в комнате напротив стены и просто слушая отраженный звук. Акустическая игра требует совершенно другого подхода, который чрезвычайно трудно описать, вы должны почувствовать его и выбрать свой стиль и метод игры. Послушайте Sonny Boy II и Sonny Terry. -- "Re:Acoustic Playing with Mic" 11 Jun 95 SP
(FMI: "Re: Acoustic Playing with Mic" 11 Jun 95 WJ)
BEND эффект - понижение частоты звуковой пластины. Он может быть получен на всех отверстиях хроматических гармоник, но только на DRAW отверстиях 1-6 и BLOW отверстиях 7-10 диатонических (блюзовых) гармоник. BEND эффект на тремоло или октавных гармониках, вероятно, менее управляем. BEND эффект достигается изменением формы ротовой полости при игре ноты. Рот должен быть расслаблен. Теперь попытайтесь оттянуть назад язык и приопустить нижнюю челюсть. Размер ротовой полости увеличится, резонансная частота ее уменьшится, и это приведет к колебаниям звуковой пластины с пониженной частотой.
(FMI: "Re: Help with bending..." 24-26 May 94 KF,
WY, JE, KG, RO)
(FMI: "Bending [LONG]" 14 Sep 94 HM)
(FMI: "RE: Bending [LONG] + Blow Bending" 15 Sep 94)
(FMI: "RE: Bending" 15 Sep 94 RO)
(FMI: "Re: 3 Draw Bent Down -- Help?" 30 Jun 95 (long
thread))
(FMI: "Draw Bent Down -- Help?" 30 Jun 95 WY)
(FMI: "Jazz chromatic" 20 Sep 94 WY)
(FMI: " FULL BENDS ON A CHROMATIC?" 17 Feb 94 WY)
(FMI: "Bending & Overblows" Sep 94 DW)
(FMI: "Bending" 28 Sep 94 WY)
(FMI: "Help with tongue block bending..." 26 May 94 WY)
(FMI: "Thanks. and tongue blocking again!" 3 May 94 S)
(FMI: "bending and tongue blocking" 24 Aug 94 WY)
( FMI: "An Introduction to the Diatonic Harmonica" , или "Short Harp Tips (Getting Started on the Diatonic Harmonica)" Jack Ely содержит хорошее руководство по этому вопросу.
(FMI: "Vibrato" 5-6 Jun 95 BG, CG, JS, TH, fjm, WY) (FMI: "Vibrato" 31 Jan 95 WY)
Хороший исполнитель может получить хороший, сочный тон и при использовании любого оборудования (микрофоны и.т.д), и безо всякой аппаратной поддержки. Этот момент связан с резонансом. Откройте ваш рот пошире, расслабьте язык и челюсть, возьмите правильно вашу гармонику и ... тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь. Конечно, наличие хорошего оборудования может улучшить качество тона. Но для этого, см. раздел об оборудовании -- BB
См. раздел ~Как держать Гармонику?~ -- HA
Это не так трудно, как кажется. Вы просто берете свои гармоники, играете некоторые ноты, и слушаете, которая из них является тоникой песни. Если вы уверены, что мелодию играют во второй позиции (большей частью блюз исполняют во второй позиции), тогда вы пробуете сыграть несколько 2 DRAW нот на диатонических гармониках с разной тональностью настройки. Вы заметите когда вы взяли нужную гармонику -- BB
Чтобы помочь себе в необычных, сложных случаях, было бы полезно получить некоторое понятие о теории музыки в качестве дополнения к тренировке слуха в определении интервалов (относительной высоты звука), чтобы познакомиться с общими аккордами, прогрессиями, интонациями, ладами, шкалами и другими музыкальными концепциями. Некоторые люди развили у себя абсолютный слух, который очень помогает при определении тональностей во-первых и взаимного расположения нот во-вторых. Большинство мелодий начинается или заканчивается с аккорда, связанного с тоникой, то есть они или сами звучат не напряженно, или разрешаются в ненапряженно-звучащие аккорды (не всегда, конечно). Также каждая мелодия может быть охарактеризована как мажорная, минорная или написанная в каком-то другом ладу. Эта характеристика, конечно может меняться на протяжении одной мелодии, но зная это, можно на слух определить тонический центр, конечно если вы сможете сыграть тоны, которые входят в главный аккорд, но не являются тоникой, или сыграть тоны, которые находятся в различных аккордах, входящих в аккордовую прогрессию.
Записи, на которых при воспроизведении происходит некоторое искажение высоты звука, конечно осложняют проблему. Здесь мог бы помочь аппарат с изменяемой скоростью воспроизведения (Marantz, и.т.д) -- HA
(FMI: "Re: diatonics and song keys" 15 Sep 94 BL)
(FMI: "Determining Key of recording" 25, 26 May 94 JE,
WY, KG)
(FMI: "Perfect pitch" 1 Mar 95 WY)
Что такое передувание (overblowing) и зачем оно нужно?
С помощью BEND эффекта вы можете понизить частоту звучания DRAW звуковых пластин на 1-6 отверстиях и BLOW пластин на отверстиях 7-10. С помощью передувания вы можете повысить частоту звучания BLOW звуковых пластин на 1-6 отверстиях и DRAW пластин на отверстиях 7-10. Эти последние фактически называются "OVERDRAW" нотами. OVERBLOW и OVERDRAW ноты гораздо труднее играть чем BEND - ноты, но они могут дать вам хроматические ноты обычно не доступные на диатонической гармонике. Хороший способ тренировки состоит в том, что вы убираете пластины покрытия вашей гармоники, дуете в выбранное отверстие и останавливаете BLOW пластину пальцем. Теперь попытайтесь привести в движение DRAW пластину, продолжая играть на выдохе. Это даст вам понятие о механизме возникновения OVERBLOW нот и ощущение того, как их получают. Теперь попытайтесь сделать то же, но уже без пальцев.
Другой подход к получению хроматической шкалы на диатонических гармониках - установка клапанов на DRAW пластины в 1-6 отверстиях и на BLOW пластины в 7-10 отверстиях . С их помощью вы можете получить BEND эфффект на нотах, на которых он обычно не достижим, в то же время все обычные BEND ноты остаются доступными. Заметьте что игра на диатонической гармонике с клапанами может казаться более легким занятием, чем изучение OVERBLOW техники. Однако, платой за это является трудность управления и получения хорошего тона на гармонике с клапанами - BB/HAA
(FMI: "OVERBLOW BASICS" 19 Oct 93 WY)
(FMI: "More Overblow Basics" 23 Oct 93 WY)
(FMI: "Overblows and how to do it!!" 16Jun 94 CM)
(FMI: "Re; Overblows and how to do them" 17 Jun 94 SJ)
(FMI: "Embouchure Survey" 24 May 95 WY)
Suzuki продает Promaster диатонические гармоники с клапанами и без клапанов, также известных как "WINDSAVER'ы". Добавление клапанов в некоторые отверстия делает возможным получать ноты, которые, даже при применении BEND техники обычно не доступны на диатонических гармониках . Диатонические исполнители, заинтересованные в достижении хроматических тонов обычно концентрируются на клапанах или OVERBLOW технике (но не на том и другом одновременно), т.к расположение получаемых этими способами дополнительных нот различно. Кроме того, выбор связан и с эстетическим предпочтением - некоторыми больше нравится звук клапанных BEND нот, другие любят специфическую окраску OVERBLOW нот.
(FMI: "Suzuki harps, chromatics" 27 Apr 94 WY)
(FMI: "Re; Purpose of Windsavers" 21 Jan 95 MC, JE)
(FMI: "Re: Valves/Windsavers and serious music" 22-23
Mar 95 TM, HM, SJ, MC)
(FMI: "Re: valved diatonics" 10 Feb 95 MC)
(FMI: "Re: Suzuki Pro-master valved" 15-17 Feb 95
PH,MC)
(FMI: "Re: Valved harps 21 Mar 95 MC)
(FMI: "where do windsavers go" 22 Mar 95 PH)
(FMI: "Re: Valves/Windsavers from Hohner" 22 Mar 95 JE)
Jim C. спрашивает относительно транспонирования (переноса в другую тональность) мелодий на хроматической гармонике.
Начинайте с простых мелодий - с простых песенок, типа Mary Had A little Lamb или чего-то подобного. Затем попробуйте транспонировать арпеджио и фрагменты гамм - отдельные, выбранные из контекста упражнений. Это несколько поможет в дальнейшем.
Надо научиться понимать (и оприменять на гармонике) универсальные отношения, свойственные музыкальным произведениям. Mary Had A little Lamb выраженная в ступенях музыкальной шкалы выглядит следующим образом:
3 - 2 - 1 - 2 - 3 - 3 - 3 , 2 - 2 - 2 , 3 - 5 - 5, и т.д.
Если вы знаете где находятся 1, 2, 3 и 5 ноты в любой выбранной тональности, и знаете, где эти ноты находятся на гармонике, вы можете транспонировать их. Чем больше вы поработаете над этим, тем ближе вы подберетесь к реальному транспонированию.
Попытайтесь, обработать 10-15 простых небольших песенок, начиная с вашей любимой тональности и далее, продвигаясь вверх по хроматической шкале или по циклу по пятым ступеням в другие тональности.
Затем найдите несколько мелодий, более длинных или более мелодически запутанных или гармонически сложных. Если ваши знания теории музыки несколько туманны, "прочистите" их - это будет вам большим подспорьем.
Часть проблемы с гармоникой - то, что Вы не можете ВИДЕТЬ расположение нот. У меня есть нечто, названное диаграммой настройки для хроматической гармоники, которая показывает размещение всех нот на сетке настройки. Это позволяет вам увидеть расположение нот друг относительно друга, и нарисовать (буквально или мысленно) путь, требуемый для исполнения конкретной мелодии. Вы можете также использовать ее как средство для поиска нот, вводя названия нот на незаполненной части диаграммы.
Если вы хотите заиметь страницу с диаграммой настройки, чтобы скопировать ее и использовать по своему усмотрению, пошлите мне ваш адрес, и я вышлю вам экземпляр.
-- "LEARNING CHROMATIC" 18 Oct 94 WY
Как освоить тональности...
-- "Re: Harp and the NOSE & Misc." 21 Oct 94 JE
Blues.Ru -
Новости |
Музыканты |
Стили |
CD Обзор |
Концерты |
Live Band |
Форум
Музыкальные
инструменты | Гармоника