HARP-L FAQ v1
Mon, 17 Jul 1995
Диатоническая гармоника - гармоника, на которой непосредственно доступны только ноты диатонической шкалы. Разновидностью диатоники является тремоло-гармоника, в которой две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга создавая тремоло-эффект. Другая разновидность - октавная модель в которой две, одновременно звучащие звуковые пластины, настроены точно в октаву друг относительно друга. Такая настройка позволяет получить большую громкость звучания и несколько иной тембр звука. Особенно важный тип диатоник - вид, который используется для исполнения блюза.
Блюзовые гармоники обычно имеют 10 отверстий, с DRAW и BLOW звуковыми пластинами в каждом отверстии. Их настройка является разновидностью диатонической настройки, носящей имя Рихтера:
НАСТРОЙКА ДИАТОНИЧЕСКОЙ "C" ГАРМОНИКИ
__ Средняя "C" __ "C" Выше | (BLOW) | Средняя "C" V V 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 +---++---++---++---++---++---++---++---++---++---+ BLOW | C || E || G || C || E || G || C || E || G || C | DRAW | d || g || b || d || f || a || b || d || f || a | +---++---++---++---++---++---++---++---++---++---+ ^ ^^ ^ |__"G" аккорд_||__ "C" шкала __| (DRAW) C D E F G A B C
-- "Post #2 General Stuff" 2 Nov 1992 JE
У Jack Ely есть превосходная статья для начинающих по игре на гармонике этого типа "An Introduction to the Diatonic Harmonica" "Short Harp Tips (Getting Started on the Diatonic Harmonica)".
(FMI:
gopher://gopher.wku.edu:70/00gopher_root%3A%5Bharp%5Ddiatonic.txt)
(FMI: "Diatonic Tips - C scale etc." 13 Jan 93 JE
(original post of this))
Имеются также диатонические настройки, отличающиеся от Рихтеровской, описанной выше, а именно: Натуральный минор (Natural Minor), Гармонический минор (Harmonic Minor), Кантри (Country) или Melody Maker, Испанская (Spanish) и Steve Baker Special (SBS) -- HA
Несколько новых настроек были запатентованы в США Pierre Beauregard и Magic Dick (Richard Salwitz) (Патент #5,166,461) -- HA
(FMI: "Re: Haircut" 1 Oct 94 KF)
(FMI: "Magic Harps Patent" 3 Oct 94 SL)
(FMI: "MAGIC DICK INTERVIEW PART 1" "...&
2" 17 Jan 95 DE)
Наконец, имеется разновидность диатоники, которая приближается к хроматической настройке - два диатонических набора пластин, настроенных по Рихтеру, но один на полу-тон выше другого (то есть "C" и "C#", как в хроматической гармонике), объединенных в одной гармонике и переключаемых скользящим рычагом. Говорят, что эти гармоники - настоящие пожиратели воздуха -- HA
(FMI: "Slide Harp/Koch" -- 22 Dec 93 RL)
(FMI: "SLIDE HARP/KOCH 980" 17 Oct 93 WY)
>From "Little Walter, Oskar Tunings" 10 Jun 94 WY:
НАСТРОЙКА LEE OSKAR ГАРМОНИК:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ======================================================================= DR | | | | | | | | | | | | D | G | B | D | F | A | B | D | F | A | |------+ -----+------+------+------+------+------+------+------+------| | | | | | | | | | | | BL | C | E | G | C | E | G | C | E | G | C | =======================================================================
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ======================================================================= DR | | | | | | | | | | | | D | G | B | D | F# | A | B | D | F# | A | |------+------+------+------+------+------+------+------+------+------| | | | | | | | | | | | BL | C | E | A | C | E | G | C | E | G | C | =======================================================================
Хотя это - разновидность стандартной "C" настройки, гармоника маркирована как "G", т.к. настроена фактически для игры в "G" мажоре: все "F" повышены до "F#", и BLOW нота "G" (3 отверстие) повышена до "A", завершая полную мажорную шкалу без BEND и OVERBLOW нот.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ======================================================================= DR | | | | | | | | | | | | D | G | Bb | D | F | A | Bb | D | F | A | |------+------+------+------+------+------+------+------+------+------| | | | | | | | | | | | BL | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C | =======================================================================
Надо иметь ввиду, что эта гармоника маркируется в "кросс-тональности". Натуральный "G" минор - тождествен "Bb" мажору, играемому от "G", и если принять что маркировка отверстий на этой гармонике начинается с отверстия 2, мы получим "Bb" Melody Maker настройку.
[Дополнение] Настройка Melody Maker более интересна, чем написано выше. Если принять "Bb" за тонику, мы получаем тональный аккорд на любых DRAW нотах. И вместо получения пятой ступени шкалы ("F" в этом случае) на 2 отверстии (которое должно бы быть 1 отверстием "Bb" Melody Maker), мы получаем шестую ступень, которую можно понизить (BEND) до пятой и ниже. Это - очень удобная позиция для исполнения джазового мажорного доминант-аккорда на DRAW нотах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ======================================================================= DR | | | | | | | | | | | | D | G | B | D | F | Ab | B | D | F | Ab | |------+------+------+------+------+------+------+------+------+------| | | | | | | | | | | | BL | C | Eb | G | C | Eb | G | C | Eb | G | C | =======================================================================
Это - снова разновидность стандартной "C" настройки, но эта гармоника не маркируется в кросс-позиции, т.е. предполагается игра на ней в первой позиции("C"). И Lee Oskar и Hohner используют эту настройку.
В "C" гармоническом миноре, третья ("Eb") и шестая ("Ab") ступени минорные, в то время как седьмая, которая в натуральном миноре была бы минорной ("Bb"), оставлена мажорной ("B"). Характерный интервал, сформированный минорной шестой и мажорной седьмой ступенями придает гармоническому минору печальный, восточный характер.
Если вы предпочитаете кросс-версию этой гармоники , вы можете использовать натуральный "G" минор и повысить звучание "F" звуковых пластин до "F#" -- "Little Walter, Oskar Tunings" 10 Jun 94 WY
(FMI" "Re: L.A. Harp Updates" 17 Oct 94 FJM)
Хроматическая гармоника - гармоника, на которой непосредственно доступны все 12 нот октавы. Она фактически настроена по диатонической шкале, но каждая нота может быть повышена на полутон с помощью подвижного рычага - BB
См.также "Post #2 General Stuff" 2 Nov 1992 JE:
Стандартная хроматическая настройка несколько отличается от описанной и называется "соло-настройкой". Полная октава в ней повторяется в каждом наборе из четырех отверстий (так же как на отверстиях 4-7 диатоники). Хроматическая гармоника с 12 отверстиями выпускается в 12 тональностях, с 16 отверстиями - только в "C". Она перекрывает четыре полных "C" октавы, с повтором "C" в каждой октаве. См. расклад ниже ...
(ВЕРХНЯЯ БУКВА = BLOW / НИЖНЯЯ БУКВА = DRAW)
1. 2. 3. 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 <-цифры на корпусе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 могут отличаться +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+__ ++ |C#||E#||G#||C#||C#||E#||G#||C#||C#||E#||G#||C#||C#||E#||G#||C#|B \++| (#)диезы |D#||F#||A#||B#||D#||F#||A#||B#||D#||F#||A#||B#||D#||F#||A#||D |D_/++|<--------- +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+ ++ РЫЧАГ | +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+__ ++ ЗАДВИНУТ | |Db||F ||Ab||C ||Db||F ||Ab||C ||Db||F ||Ab||C ||Db||F ||Ab||Db|B \++|<--------- |Eb||Gb||Bb||Db||Eb||Gb||Bb||Db||Eb||Gb||Bb||Db||Eb||Gb||Bb||D |D_/++| (b)бемоли +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+ ++ +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+_____ ++ |C ||E ||G ||C ||C ||E ||G ||C ||C ||E ||G ||C ||C ||E ||G ||C |BLOW \++| РЫЧАГ | D|| F|| A|| B|| D|| F|| A|| B|| D|| F|| A|| B|| D|| F|| A|| B|DRAW_/++| ВЫДВИНУТ +--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--++--+ ++ -----> 1. 2. 3. 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | | |<- - - - - - - -12-отв. расклад- - - - - - - >|
Замечания:
1. Номера отверстий на корпусе на различных моделях 16-отв. гармоник могут различаться. На некоторых первые четыре отверстия маркируются точкой около них указывая октаву ниже средней "C". Средняя "C" располагается на 5 отверстии на 16-отв. хроматических гармониках.
2. Настройка 16-го отверстия слегка отличается от его соседей на более низких октавах (1., 5, 9, и 13). Отверстию 16 соответствует нота "D", хотя вроде должна бы быть "D#" ("Eb"). Почему? Неизвестно. -- "Post #2 General Stuff" 2 Nov 1992 JE
(FMI: "Jazz Chromatic" 20 Sep 94 WY)
(FMI: "RE: Chromatics without the slide???" 20 Dec 94
JE)
Имеются два стиля расклада аккордовых гармоник, которые Hohner использовал + /- пару лет до и после 1940. "Новый" расклад создан в соответствии с "циклом по 5-ым ступеням" (слева направо). Это - две гармоники, подвижно соединенные между собой. Каждый аккорд использует 8 звуковых пластин. Всего имеется 5 типов аккордов: мажорный, минорный, доминант-септ, увеличенное трезвучие и уменьшенный септ-аккорд. Для каждого мажорного BLOW аккорда на верхней гармонике имеется DRAW доминант-септ аккорд. Для каждого минорного BLOW аккорда на нижней гармонике имеется DRAW увеличенное трезвучие или уменьшенный септ-аккорд.
Например:
Верхняя BLOW: C Мажор G Маж D Маж A Маж E Маж Верхняя DRAW: G Доминант-септ D7 A7 E7 B7 Нижняя BLOW: C Минор G Мин D Мин A Мин E Мин Нижняя DRAW: G (3-зв/cепт) D(ум.) A(ув.) E(ум.) E(ум.)
Примечание:
Так как каждая из 6-ти увеличенных триад может функционировать в 3-х различных тональностях, имеются два повтора в аккордах, и так как каждый из 6-ти уменьшенных септ-аккордов может функционировать в 4-х различных тональностях - еще 3 повтора. Может показаться, что выше cделана ошибка, "E"(ум.(еньшенный септ-аккорд)) ниже "E" Мин(ор). Однако, все верно, хотя логичнее был бы "B"(ум.(еньшенный септ-аккорд)) в этой позиции.
Есть 6 уменьшенных аккордов - "Ab", "Bb", "C", "D", "E", "Gb". Рассмотрим их подробнее:
СТАНДАРТНОЕ ГАРМОНИЧЕСКИЙ ПОВТОРЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТ 1.) Ab(ум.): Ab Cb Ebb Gbb Ab B D F 1.) 2.) Bb(ум.): Bb Db Fb Abb Bb Db E G | 2.) 3.) C (ум.): C Eb Gb Bbb C Eb Gb A | | 3.) 4.) D (ум.): D F Ab Cb D F Ab B 4.) | | 5.) E (ум.): E G Bb Db E G Bb Db 5.) | 6.) Gb(ум.): Gb Bbb Dbb Fbb Gb A C Eb 6.)
Посмотрите на одинаковые ноты в 1 и 4, 2 и 5, и 3 и 6. Каждый из этих аккордов можно переиначить так, чтобы любая из его нот стала тоникой:
------- 1.) | Ab B | D F ---> 4). D F Ab B ------------------->
Есть 6 увеличенных трезвучий "A", "Bb", "Db", "Eb", "E", "G". Рассмотрим их :
СТАНДАРТНОЕ ГАРМОНИЧЕСКИЙ ПОВТОРЫ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТ 1.) A (ув.): A C# E# A Db F 1.) 2.) Bb(ув.): Bb D F# Bb D Gb | 2.) 3.) Db(ув.): Db F A Db F A 3.) 4.) Eb(ув.): Eb G B Eb G B 4.) 5.) E (ув.): E G# B# E G# C | 5.) 6.) G (ув.): G B D# G B Eb 6.)
Видно, что здесь не так много дублированных аккордов -- "Re: Chord (another digression)" 30 Aug 1994 GM
Also from "Chord and Bass Layouts" 30 Aug 94 WY:
Аккордовая гармоника - это две подвижно закрепленные гармоники (подобно бас-гармонике). Это также настроенный в октаву инструмент с двумя рядами звуковых пластин, но он имеет DRAW и BLOW ноты, которые дают различные аккорды. Аккорды построены в соответствии с "циклом по 5-ым ступеням".
Ниже приведен предполагаемый расклад аккордовой гармоники (т.к. он может различаться у разных моделей):
BLOW Gb Db Ab Eb Bb F C G D A E B ВЕРХНЯЯ DRAW Db7 Ab7 Eb7 Bb7 F7 C7 G7 D7 A7 E7 B7 F#7 BLOW Gbm Dbm Abm Ebm Bbm Fm Cm Gm Dm Am Em Bm НИЖНЯЯ DRAW Db+ Ab@7 Eb+ Bb@7 Bb+ C@7 G+ D@7 A+ E@7 E+ F#@7
В верхнем ряду DRAW и BLOW аккорды в любом местоположении образуют септ-аккорд и трезвучие первой ступени точно так же как в нижней части диатоник.
В нижнем ряду мы имеем минорные аккорды вместо мажорных, с теми же тониками аккорда, так что вы можете играть септ-аккорд и трезвучие (DRAW и BLOW) в одном горизонтальном положении, но для исполнения минорного аккорда необходимо перейти на другой ряд.
DRAW аккорды в yнижнем ряду чередуются между увеличенным (+) трезвучием и уменьшенным септ-аккордом (@7), с той же тоникой аккорда что и у DRAW аккорда в верхнем ряду. Увеличенные трезвучия часто используются как разновидность доминант-септ-аккорда, так что они по праву помещены в ряд DRAW аккордов. Уменьшенный септ-аккорд немного больше хитрый, и очень разносторонний аккорд (но об этом - не сейчас).
Итак, мы имеем двенадцать видов аккордов, но только по шесть увеличенных трезвучий и уменьшенных септ-аккордов. Реально же имеется только четыре уникальные увеличенные триады, и только три уменьшенных септ-аккорда, если учесть разные записи одних и тех же нот: (C-Eb-Gb-Bbb = A-C-Eb-Gb, например, или G-B-D# = Eb-G-B). Так наличие шести аккордов каждого типа дает нам некоторые повторы для удобства игры (A+ = Db+, Eb+ = G+, Ab@7 = D@7, Bb@7 = E@7, C@7 = F#@7). Некоторые исполнители блокируют определенные ноты, чтобы изменить звучание аккордов, другие осваивают искусство игры двух аккордов или частей двух аккордов одновременно, создавая более сложные аккорды. Возможны также все виды языковых блокировок .-- "Chord and Bass Layouts" 30 Aug 94 WY, "Re: Chord and Bass Layouts" 31 Aug 1994 GM
Hohner Bass No 265 - это двухоктавный инструмент: нижнее "E" (тот же что и на бас-гитаре) и две октавы вверх. Все ноты - BLOW, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву, что придает звучанию большую остроту.
Существует еще Extended Bass (Hohner No. 268) которая перекрывает интервал нот до "C" - на шесть нот выше верхнего "E" на обычном басе.
Бас - гармоника - это фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон, что позволяет при игре легко переходить с одного инструмента на другой.
Нижний ряд содержит все натуральные ноты, это - "C" мажорная шкала от "E" до "E".
Верхний ряд настроен не в "C#", как можно было бы ожидать, а в "Gb". Почему?
Основное назначение наиболее простых линий баса - играть ТОНИКУ и аккорд ПЯТОЙ СТУПЕНИ. Легче всего переходить между этими нотами, если они находятся на одном ряду. Большинство аккордов содержит чистую квинту. "C" шкала не дает истой квинты выше "B" ("F" - это уменьшенная квинта). "B" вообще нет в "C#" мажорной шкале, так что это - не лучший выбор. "B" мажор не даст чистой квинты "Bb" - тоже не подходит.
Только сочетание "C" и "Gb" шкал даст все чистые квинты на обоих рядах.
Расклад для обычного баса:
F Gb Ab Bb B Db Eb F Gb Ab Bb B Db Eb E F G A B C D E F G A B C D E
Обратите внимание на зигзагообразное расположение отверстий, диезы и бемоли размещены между натуральными нотами.
И "F" и "B" дублированы. Extended Bass продолжает этот расклад до средней концертной "C" (на письме для бас-гармоники и бас-гитары ноты изображаются на октаву выше, чем звучат) -- "Bass Harmonica" 30 Aug 94 WY
Это, конечно, зависит полностью от того, что вы хотите делать. Если вы сносно разбираетесь в музыке и хотите играть джаз или классическую музыку, хроматическая гармоника - вероятно, лучший выбор. Если вы желаете играть блюз или фолк музыку или что-то подобное, лучше взять диатонику.
Для блюза не следует брать тремоло- или октавную гармонику, так как на них вы не получите полнокровных BEND нот, необходимых в блюзе.
Аккордовая- и бас-гармоники более специализированы. Качественыые гармоники по средним ценам - Hohner Chromonica (хроматическая), Hohner Marine Band и Special 20 и Tombo Lee Oskar (диатоническая) - BB
Диатонические гармоники выпускаются по крайней мере в 12 различных тональностях, соответствующих всем нотам хроматической шкалы, некоторые тональности дублируются на октаву выше или ниже. Некоторые тональности настройки более используемы чем другие. Хороший стартовый набор - "C", "G", "A" и "D", особенно если вы играете с гитаристом, предпочитающим открытые аккорды. Если вы более склонны играть с духовыми инструментами, бемольные тональности более предпочтительны, а именно "F", "Bb", "Eb" или "Ab". Если вы освоили игру в различных ~позициях~ (см. ниже), разрешение вопроса ~какую тональность выбрать~ станет более легким.
Хроматические гармоники обычно выпускаются в "C" и "G" настройках. Некоторые доступны в "Eb" и других тональностях. Так как любая нота доступна на хроматических гармониках, и так как они обычно используются как инструменты для исполнения мелодий (без аккордов), позиционная игра в любой тональности - намного более общий случай чем на диатонике. Отсюда и меньшая потребность в таком богатом наборе различных тональностей настройки как для диатоники (среди других причин). -- HA.
Blues.Ru -
Новости |
Музыканты |
Стили |
CD Обзор |
Концерты |
Live Band |
Форум
Музыкальные
инструменты | Гармоника