А что же тогда изучают в наших музучилищах? Есть там тема - БЛЮЗ, есть :-). Есть стандартная форма и те самые, 7 признаков. То что есть развитие и отклонения (скажем - минорные блюзы и т.п.) это уже другой разговор.
И давайте не путать. Армстронг там. Блюз дважды в прошлом веке перевернул мировую тенденцию в музыке. Первый раз - в джазе. Второе пришествие - в рок музыке (через блюзовый "взрыв" 50-х)
Джазовый блюз и то что мы тут называем блюз - совсем разные вещи. Совсем. И Рапсодия в стиле блюз Гершвина не имеет общих черт с хучи меном... Так что давайте сразу - блюз в джазе - это не другой сайт. Хотя и Бейси Смит, и Элла Фитцджеральд как не обидно - но уйдут туда.
а так, блюз это:
1) характерная ритмическая структура - ГРУВ (систематический сдвиг четвертей в такте) наиболее трудная позиция для белых музыкантов. Ритмика соответствующая работе мачете на сахарной плантации, мотыги на дорожных работах, весла в пироге - когда движения вперед-назад идут с разной нагрузкой и потому неравноценны и по длительности и по интонациям.
2) 12 тактовая структура (не обязательная) но характерная для большинства блюзов. Она же (кроме традиционной гармонической 12-ти тактовой сетки) накладывает на тексты вполне определенный стиль построения.
3) Собственно "БЛЮЗОВЫЕ НОТЫ" - пониженная 3 и 5 я ступень, (реже - 7я) вырадившаяся в минорные нотах на мажорных гармониях (изначально она должна быть между мажорной и минорной), а у гитаристов сведеная в рекомендацию - играй по пентатонике, не ошибешся :-))
4) Умение "Рассказывать историю". Любая партия (вокальная ли, харперная, гитарная) - это не просто "беглые пальчики побежали по гамме" - это осмысленные эмоциональные фразы - точно такой же рассказ как и у вокалиста, продолжение его рассказа, возражение ему или продолжение темы.
5) Хоризматичность лидера. Вот та самая "рассказывать историю" все должно быть очень убедительно. Скорее, это часть пункта 4.
6) Традиционная для всей негританской музыки система вопрос-ответ. Ответы делаются всеми и всему - гитара-вокалу, ударные-гитаре, гармошка - и гитаре и вокалу и т.д. Что то типа перебранки на рынке. Но довольно интелегентной. Когда все вместе ругаются только на коде.
7) Особое "БЛюзовое" настроение. Что то типа русского "Светла моя печаль". Типа все кругом плохо, и денег нет, и жена сварливая, а я тут сижу, блюзю, и мне все пох, все равно хорошо. Со всеми грубоватыми подЁ-ками, бравадой, такая простая НО НЕ ГРУЗЯЩАЯ тоска.
Это так конечно - стеб. Но почему бы наши "Мастера и знатоки блюза" да не уточнят, дополнят и разовьют? :-)
1) Ничего сложного для белых нет. Мачете и плантации вообще не при чем - музыканты не работали с мачете.
2) 12-тактовая структура - это уже позднее явление, как и славные три аккорда.
3) Пентатоника - примитив. Ее никто и не играет на самом деле. Возьмем ДО МАЖОР. Идет нота ДО, РЕ, РЕ с подтяжкой на полтона и на тон, РЕ ДИЕЗ, РЕ ДИЕЗ с подтяжкой на полтона и на тон, МИ, ФА с подтяжкой на полтона и на тон, СОЛЬ, ЛЯ, ЛЯ с подтяжкой на полтона, СИ БЕМОЛЬ. Все эти ноты отлично ложаться в ПРОСТУЮ блюзовою импровизацию. И даже я (не соло-гитарист) всё это всегда использую. Разговоры про пентатонику (ДО-РЕ ДИЕЗ-ФА-СОЛЬ-СИ БИМОЛЬ) - это как шутка почти в современном мире. А для тех, кто играл СЛАЙДОМ, нот еще больше и вообще нет преград.
4) тут согласен; блюз - это вокал, язык, история, юмор, ПРАВДА. и НИКОГДА это не ИСКУССТВО и не ШКОЛА. иначе это вообще неинтересно.
5) Харизматичность - это дело вкуса, скажут тебе многие. У меня свое мнение на этот счет.
6) Вопрос-ответ - это важно, но в фолк-блюзе этого нет вообще. Это лишь часть украшения ОДНОГО подвида блюза.
7) Тут не согласен. Есть блюзы со стебом, есть занудство, есть крик и гипер-эмоции, а есть совсем трагедия и тоска (именно депрессия и мрак).
Вот такие мои уточнения.
Вот иногда складывается мнение, что именно по наличию пентатоники люди и судят о том- блюз это или не блюз :-))))) Мне один знакомый вообще сказал, что не признаёт соло, которые не в пентатонике :-)))))