Как это нет формальных признаков блюза? Очень даже и есть! А то, как это. У реггей есть, у кельтов есть, у танго, вальса, сальсы, шансона (разных стран своих), оперы, у классики - тьма стилей, рока, рок-н-ролла и диско, ска и пр.пр.пр. есть отличительные признаки а у блюза - нет?
Как это нет? Их не может не быть!
А если они есть - то можно их класифицировть, систематизировать, и сделать типа шаблона на милимитровой линейки, прикладываем скажем Чижа - и сразу видим - нЕ БЛЮЗ, а прикладываем кого другого - ага, 7 признаков блюза... :-)
Единственно, надо бы наверное разделить. архаичный блюз - это типа один стиль, в джазе - то же БЛЮЗ, и совсем не тот, что появился в 50-е годы, но то же - настоящий блюз, собственно тот блюз, что был сформирован в те самые, 50-е на студии братьев звукрежей, белый блюз (как пожалуй, отдельное явление с блюзом до последнего времени не имевшего кореляции), африканский блюз или там чикагский - совсем же уже другое дело, но ведь у каждого подвида есть свои, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ его черты, и может быть на пересечении этих множеств появится БЛЮЗ как абсолютное определение?
Конечно можно создать категории, каноны, и. д. И бесспорно все это может быть иногда полезно. Но в конечном итоге уровень полезности одной или другой категоризации будет зависеть от одного или другого конкретного вопроса о блюзе. "Что такое блюз" - это недостаточно конкретный вопрос для этого.
Например вернемся к этому самому Армстронгу. В некоторых дискусиях Армстронг считается не блюзовым а джазовым музыкантом. И это понятно. В других дискусиях Армстронг вспоминается, как одни из лучших исполнителей блюза за всю историю. Это тоже понятно, и тоже правильно. Блюзмэн ли Армстронг. Черт-то знает.
Я недавно читал статью, где автор утверждает, что не негры, а белые Американцы создали блюз. В начале я думал, "какая ужасная расистская клевета." Но оказывается, что автор пользовался очень распространенным определением блюза, как формой песни, т.е. 12 квадртов, I-IV-I-V... Действительно если определить блюз таким образом, то можно сделать серьезный аргумент, что белые композиторы в Нью Йорке (Tin Pan Alley) играли ключевую роль в ее стандартизации в популярной музыке, и негры-блюзмены эту форму потом взаимствовали. Может быть это не имеет отношения к тому, что мы обычно понимаем под блюзом. По этому определению, даже Хукер не блюзмэн. Тем не менее, это одно из многих определений, которые могут представить интерес в обсуждении конкретных вопросах о происхождении и развити блюза.
То есть можно забыть об каком-либо "абслютном" определении.
Muddy