Согласитесь, что надо различать чувство, которое переживал композитор, чувство, которые вкладыет музыкант в исполнение и чувства, которые переживает слушатель. На все эти чувства влияют масса факторов. Мне сейчас не очень интересно рассуждать на тему чувств слушателя - у меня тут недалеко кто-то тащится от Корна. В кабаке "новый русский" рыдает, скажем, под Мурку (кстати, чем не блюз по тексту?). Толпа скачет под Линкин Парк, девочки визжат от Киркорова, кого-то ностальгия пробивает от Битлз, а меня вдруг пробило от двух пассажей Блэкмора на концерте в Москве, хотя остальное время я спал. И т.д. Более того, если одна музыка у одних людей вызывает "кайф", то у других она же может вызывать прямо-таки ненависть. Особенно это касается джаза и попсы :)
Цепляет-не цепляет... Можно, конечно, найти исполнителя, который вообще никого не цепляет. Я, например. Хотя я не покойник и чувства у меня есть :)
Так вот, объясните отморозку, как это - "играть с чувством". (При условии, что я могу играть ритмично, осмысленно, с атакой, расслабленно (физич) и проч. техническими хар-ками). Что при этом музыкант чувствует? (Как один мой знакомый музыкант предположил: это когда попка сжимается :)))
Я понимаю, что вопрос скользкий и отвечать на него исходя из собственного опыта, это значит подставляться. Поэтому надеюсь услышать хотя бы теоретические рассуждения.
Связано ли это с "музыкальностью" исполнения, о которой говорят в муз. школах?
Мое предположение таково - ничего особенного музыкант, играющий с чувством не испытывает по сравнению с бесчувственным. Все дело в его темпераменте, свойствах психики, потенции, кровяном давлении (:-), т.д. плюс жизненный опыт, богатство впечатлений и переживаний, плюс соответствующее настроение. То есть с музыкальной и человеческой личностью. Значит выжать из себя игру с чувством невозможно. Так?
Пойти, что ли, пропить все, лишиться работы, подраться, поругаться с девушкой, сесть на 15 суток, начать ширяться, а если после этого не получится - застрелиться? Блин, ну, почему же мне так нравится играть на гитаре, вместо того что бы начать жить?! А потом уже играть... Вот сколько здесь эмоций, а на гитаре...
Хотя есть еще некая объективная составляющая самой музыки, которая рождает образы в слушателях и, соответственно, чувства - почти независимо от исполнителя.
Итак, ваше мнение, господа, о том, что испытываешь, когда играешь с "чувством" и как этого добиться?
Дружище Novice, ох, подозреваю я, что не так ты прост, как представляешься... ладно, изложу как всегда, тезисами.
1) Все мы любим играть на гитаре и на других хороших инструментов. Второй вопрос - умеем ли. Ответ на него состоит из двух частей: объективной и субъективной. Субъективная часть - это то, как ты сам считаешь. Объективная - как тебя оценивают слушатели, если их при этом расспросит внешний беспристрастный наблюдатель. Объективно только Господь Б~г оценивает. См. Д.Хармс. Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного. (http://www.kulichki.com/~yegor/kharms/sluchai15.html)
2) Фиг знает, когда появляется чувство. Психотерапевты называют это "групповой раппорт", когда одна большая эмоция охватывает и музыкантов, и слушателей. Истоки - в шаманских камланиях. Практические рекомендации: компетентность и внутреннее состояние музыканта, подготовленность и ожидания аудитории, которая слышит то, к чему внутренне готовилась, идя на концерт. Филин - птица пугливая, прилетает неожиданно, улетает резко.
3) Внутреннее состояние музыканта. Тоже интересная штука, по науке называется "конгруэнтность". Рефлексируя перед концертом, музыкант должен чувствовать себя именно музыкантом, а не, например, пацаном, у которого проблемы с потенцией. Выжимать из себя бесполезно. Скорее, техника вызова состояния конгруэнтности - медитативная. Всякие амулетики, приметы, привычные действия тут более чем уместны. Если раз ловил филина - попробуй вспомнить, какие обстоятельства этому способствовали - любимый медиатор, зажигалка в правом кармане, три глотка пива, половина выкуренной сигареты..иначе будет не день Бэкхема.
4) Мнэээ... буду надеяться, что игру на гитаре ты противопоставляешь реальной жизни исключительно в полемическом задоре..а то как-то уныло получается "я тут на гитаре играю, а жизнь мимо проходит"
5) Что испытываешь при прилёте филина - обычный адреналиновый выброс: пульс учащается, уши краснеют, слюной можно захлебнуться, если заиграешься и прочее. У кого-то что-то сжимается, но это очень личное.. ))
**подозреваю я, что не так ты прост, как представляешься**
Вообще-то я такой, какой есть, не особо представлялся, хотя элемент провокации присутствовал, иначе не выстроилась бы "драматургия". Писал все честно, искренне. Но людям приятнее общаться с юным металлистом, "юношей, обдумывающим...", а не с осознавшим свою несостоятельность "зрелым" музыкантом (неблюзменом). Моя личность не так важна, поэтому разубеждать не видел смысла. Да так и проще. Новичком, к несчастью, можно оказаться не только в юном возрасте ;)
Про пугливого филина красиво.
чтоб на улице пальцем не тыкали :)