2Дима & Кот
Ох, приходится как Ленину бабушек отучать от предрассудков.
Если повнимательней прочитать про то, что такое джиттер, то таких идей не возникает. Джиттер - это непопадание аналогового фронта в цифровом проводе (без параллельной синхры на каждый бит) на отсчеты тактового генератора частоты принимающей стороны. Вполне понятное и неприятное явление. Оно проявляется только, если ты из своего хайэнд транспорта передаешь цифру в свой хай энд ЦАП по оптоволокну. Или если ты используешь цифровой проводной интерфейс типа S/PDIF. А если ты со своего говеного CD-рома за 40 баксов передаешь по IDE шине на свою говеную звуковую карту за 20, то ни о каком джиттере не может быть и речи! Там другие принципы, информация передается блоками, как с винчестера. А если у тебя был бы "джиттер" в цифровых данных на винчестере, то ты бы не писал со своего компьютера в этот форум.
Главная проблема при копировании CD такая - из-за некачественной болванки или большой скорости биты (в цифровом понимании - 0 или 1, а не смещение по времени, там такого понятия нет) копируются неточно (т.е. если переписать на бумажку их значение, то будет отличие от оригинала), ибо нет ECC - контрольной восстанавливающей суммы, как на CD-ROM, а надежность CDROM - не безумная. Но наличие таких ошибок как раз тривиально контролируется упомянутым выше способом - грабим исходный диск и результат в wav файл, и проверяем - есть ли отличия с помощью побайтового сравнения. Если писать не очень быстро, не царапать диск и использовать не самые плохие болванки, то отличий, как правило, ни в одном бите не будет!!! Т.е. весь вопрос в количестве таких ошибок. Также бывает на хреновых болванках невозможность считать нестабильный блок, что приводит к пропуску малой доли секунды и, соответственно, к щелчку или чему-то еще (в зависимости от качества CD-привода). Но в нормальных современных условиях такого не бывает.
Ну а теперь, если ты не очень знаком с цифровой техникой, то расскажу, как происходит проигрывание. Сначала блок примерно на 2 килобайта зачитывается в буфер в памяти, а потом он совершенно независимым от привода ЦАП со своим генератором частоты воспроизводится в аналоговый сигнал. Если при чтении оригинала и копии в буфере оказались одинаковые байтики, то результат проигрывания будем идентичным! А тот же буфер используется для DAE, поэтому, если сравнение wav файлов не дает разницы, то это означет, что в этом буфере именно были одинаковые байтики, а результат воспроизведения будет идентичным для любого слухача с любым суперкачественным ухом.
Вот такие дела... Многим аудиофилам нужно разбираться не со слухом, а со своей психологией. ;))
Про винил по сравнению с CD другая песня - на небольшой громкости теряется разрешение, а также происходит огрубление при оцифровке высоких частот, вплоть до невозможности адекватно воспроизвести частоты выше некоторого предела. Эти проблемы легко лечатся увеличением битности и частоты дискретизации в других форматах. У mp3 проблемы другого рода - преобразование фурье + обрезание точности. Если не сжимать, то такой проблемы нет. Но для большинства нормальных людей достаточно CD качества, если они слушают не звуки на частоте, а саму музыку. Я совершенно не отрицаю возможности получения какого-то специального удовольствия от супер-качественного звука, но это удел небольшой части людей, которых это интересует. И любовь к идеалу в звуке (за пределами 16 килогерц), как мне кажется, не безумно кореллирует с пониманием и любовью к музыке. Это как марки собирать. Клево, но для всех - необязательно.
вот наверное это третья тема, после известных двух, успешно регулярно обсуждаемая по энному кругу... :))) В ФАК ее, в ФАК :)
Федь, ты абсолютно прав, прочитав нам краткий курс проектирования цифровых устройств с синхронной и асинхронной шиной передачи данных :)
Но в равной степени прав и товарищ Кот! Между вашими словами нет противоречия, т.к. говорите вы о разных вещах по своему правильно :)
Я уже отмечал, что понятие джиттера в радиоэлектронике универсально и в общем случае означает "дрожание фазы сигнала", которая обусловлена изменением времени передачи сигнала в переходных цепях. В силу специфики причин возникновения, чаще по умолчанию "джиттер" обсуждают в схемах передачи данных, особенно с применением ФАПЧ.
Но по аналогии "классического джиттера", есть еще и "механический" джиттер, который в частном случае имеет место быть при записи/считывании носителя (болванки в нашем случае). И здесь Кот абсолютно прав, рассказывая о пит/лэндах. Проблема же считывания аудио-PCM-потока лежит еще в том, что в идее аудио-КД (код Рида-Соломона) отсутствует наличие точной адресации блоков данных (как это происходит на носителях с данными и файловыми системами - HDD, etc.). Именно поэтому мы можем писать в форум и можем говорить о "джиттере" на уровне считывания АУДИО-КД. А далее приходит время передачи "цифры" по тракту и там уже "другой джиттер"... :)))
А вот про винил и мп3 я дальше не буду... это уже совсем другие длинные истории :))))
Может быть при чтении самого компакта, разумеется. Тогда он должен давать ошибки в считанных цифровых данных. Но его наличие в конкретном случае проверяется легко - сравнение сграбленых wav файлов. Если аппаратура нормальная и болванки нормальные, то как правило разницы нет - это не раз проверялось разными людьми. Причем, заметь, грабят не на одинарной скорости, как при прослушивании, а на 5-8, и все равно разницы не получается!
Т.е. ошибки бывают при неблагоприятных условиях, но если все ок, то их нет, и разницы в звуке никакой!!! В этом случае у твоего хайэнд транспорта просто нет шансов отличить родной диск от болванки.
Ошибки при считывании диска в транспорте есть ВСЕГДА! Но есть заложенные механизмы коррекции этих ошибок (они называются по уровню сложности метода обнаружения и коррекции - С1, С2...) и как правило незначительное количество ошибок легко корректируются. В эти механизмы коррекции заложено не только повторное считывание, но и логические методы коррекции - восстановление по коду и, как самая крайность, интерполяция сигнала. Для оценки степени "ошибочности" считывания существует такой параметр, как BLER (Block Error Rate) - это средняя частота блочной ошибки, именно по нему оценивают качество транспорта (его способность "безошибочного" считывания) и качество носителей. Кстати наличие специальных аудио-болванок отнюдь не профанация - действительно в зависимости от транспорта (точности лазерной системы), болванки производятся с разным отражающим слоем, который непосредственно влияет на BLER. Аудио-транспорт со своей считывающей системой отнюдь не универсален в отличии от компьютерного привода, и четко ориентированная длина волна лазерной головки служит препятствием порой для чтения разного рода болванок с ухудшенными показателями BLER. Вот откуда парадокс - дорогущий транспорт, не читающий обычные CD-R, и наоборот - дешевка, читающая все подряд.
И наконец, любой специалист скажет, что необходимо подходить комплексно к вопросу организации звукового тракта - даже при идеальном транспорте сигнал идет дальше по цепям, где с ним могут происходить разные вещи, как Фёдор правильно заметил - в том числе и "джиттер" при передачи данных, поэтому разница в звуке естественно будет - ведь так много переменнных составляющих еще после хай-энд транспорта, включая нелинейные мозги слушателя, внимающего звуковым колебаниям, получившимся в итоге путешествия сигнала по цепям... :)
Вообще говоря, совершенно верно. Ошибки считывания есть, там применяются более простые, чем ECC коррекционные коды, если царапина - то интерполяция и пр. Но! Все эти коррекции, если я не ошибаюсь, - чисто математические цифровые алгоритмы. На выходе - тот же цифровой блок, который подается на ЦАП уже по совершенно синхронной шине. Если в результате ограбления получился такой же побайтный результат (даже после коррекции ошибок), то звучать будет одинаково.
И еще раз про джиттер в тракте - для компьютера это бессмысленно, там все шины синхронные или с коррекцией ошибок, иначе компьютер бы не работал. Итого, джиттер в тракте на ситуацию копирования дисков на компьютере не распространяется, это надо запомнить, и к этому не возвращаться. Ну а если мы передаем по асинхронному оптоволокну от транспорта за две штуки в ЦАП за столько же, то джиттер в тракте обязательно будет.
Я правильно понял, что лучшей связкой привод-цап будет средний сидирекордер (причем, лучше с винчестером в качестве промежуточного звена) и приличная звуковая карта (MIDIman Audiophile какой-нибудь)? :^) А сэкономленные $3 700 лучше на усилитель-акустику потратить? :^)
...хотя такой вариант тоже возможен, но только в том случае, если ты сумеешь "заглушить" шумный компьютер и избавиться от наводок на тракт в звуковой карте - решение на базе компьютерной архитектуры для хай-энда не новинка, так известная контора Rotel давным-давно уже делает свои си-ди приводы а-ля мини-компьютер. Но в комплексе добиться более-менее нормального звучания с компа ох как не просто...