Эхо Москвы
Ринет

2003

Home

лето


БиБи Кинг в жюри

Конкурсов для композиторов-песенников в мире предостаточно. Но единственный, где блюз выделен в отдельную категорию - это The International Songwriting Competition. Во всяком случае, единственный с серьезным призовым фондом: 100 000$. В этом году в состав жюри вошел БиБиКинг (B.B.King) - именно для того, чтобы курировать блюзовую секцию. Кроме собственно призов, конкурсантам интересно, чтобы их песня вошла в специальный альбом, который будет выпущен по результатам конкурса. Альбом будет распространяться целенаправленно среди ответственных работников звукозаписывающей промышленности и прочих трудяг высших эшелонов шоу-бизнеса. Да собственно в состав жюри они и входят: президент Universal Records, например.
До 15 сентября заявки будут приниматься исключительно через интернет, в виде mp3 файлов. Одна незадача: вступительный взнос в конкурс составляет порядка 50$. Если это не проблема, обращайтесь на http://www.songwritingcompetition.com




29th annual
Jackson Music Awards

4 августа в городе Джексон, штат Миссиссиппи, состоялось вручение наград местного блюзового общества. Наверное, это не самая крупная награда в мире… Но зато какая постоянная: в нынешнем году эта церемония проводилась уже 29й раз. Сразу три премии получил сын местного священника Эдди Коттон, мл.: "Местный блюзовый артист года", местный блюзовый вокалист года" и "Местная блюзовая пластинка года. (Local Blues Artist of the Year, Local Male Vocalist of the Year and Local Recording of the Year). "Местный" блюзовый триумфатор недавно снялся в короткометражном фильме, сыграв роль легендарного Роберта Джонсона. Земляки им гордятся.




Рэй Чарлз
останавливает гастроли

Проблемы со здоровьем заставили Рэя Чарлза отказаться в нынешнем году от продолжения гастролей. А расписание у него было плотно составлено до середины декабря, только на август было назначено 14 концертов. "У меня сердце разрывается оттого, что концерты придется отменить, - говорит Рэй Чарлз. - я всю жизнь провел в дороге, давая концерты. Это то, чем я занимаюсь по жизни. Но доктора настаивают, и я вынужден следовать их совету". Рею Чарлзу сейчас 72 года. У него 13 наград Гремми, в том числе, награда за общие достижения.




Ушел из жизни Сэм Филлипс"

Телефильм о нем назывался: "Сэм Филлипс - человек, который изобрел рок-н-ролл". 51 год назад он организовал фирму "SUN" ("Солнце") чтобы записывать и черную, и белую музыку. 49 лет назад "Сан" выпустила сингл, на котором с одной стороны звучал черный блюз "Все в порядке, мама", а с другой - белый кантри-хит "Голубая луна Кентуки". Это и была первая пластинка Элвиса Пресли. "Мы не предполагали такой результат, - вспоминал Сэм Филлипс. - Но я чувствовал, что в этой музыке есть мятеж, столь же естественный для молодых людей, как дыхание." Сэмюэль Филлипс начинал диктором на радио, потом работал ди-джеем, потом стал профессиональным искателем талантов. Многие из талантов, в которых он был уверен, не могли получить контракт на запись, поскольку их самобытность не укладывалась в общепринятые рамки. Свою собственную студию он открывал с целью записывать музыкантов без формального образования. Чтобы записывать их музыку так, как она звучала: пусть грубо, пусть простовато, но зато полную жизни и огня.
В свое время клиенты "Сан" перевернули вверх тормашками поп-музыку Америки и мира. Сегодня их имена - сливки музыки 50-х и 60-х: Хаулин Вулф, Рафус Томас и БиБиКинг, а так же Джонни Кэш, Джерри Ли Льюис и Рой Орбисон. Для многих Филлипс сыграл роль первооткрывателя или оказал важную помощь на первых шагах. Разыскивать таланты он умел лучше, чем вести бизнес. Права на записи Пресли он продал за 35.000$ в тот момент, когда рок-н-ролл начал приносить многомиллионные прибыли.
В последние годы жизни он руководил радиостанциями в Мемфисе. Два его сына тоже выросли в продюсеров звукозаписи. Три года назад в интервью Сэм Филлипс сказал: "Не уйду на пенсию. Иначе буду думать, что просто зря краду у кого-то кислород."
Он перестал дышать на 80м году жизни, 27 июля 2003 года.



Новый альбом Питера Грина

Прослушав только два первых трека альбома, я подумал: вот оно! Свершилось. Питер Грин сделал то, чего и ждали от его возвращения: он исполняет гениальный современный блюз, верный духу жанра в наши дни и с сегодняшними проблемами. Так же как The world keep on turning или Showbiz Blues отражали перелом 60-х на 70-е. Начало альбома просто заворожило. Тонкий звук губной гармоники, характерный для Грина, под глуховатые медленные буги электрогитары, и его хриплый голос - от лица человека, который никогда не был в настоящей беде и давно перестал пить вино и вообще алкоголь… а блюз все равно грызет. Неприкаянность человека, который получает хорошую зарплату, - тоже неприкаянность. Бэнд вступает сразу плотным густым звучанием, создавая сдержанную атмосферу тоски (blues) глухого отчаяния. Музыкальное настроение точно соответствует "Ain't Nothing Gonna Change It - Ничего тут не поделаешь". Эмоционально следующая песня логично ведет дальше - "Look Out For Yourself - Дальше тебе придется заботиться о себе самой" - расставание с любимой: все, что начиналось так хорошо, обернулось отчуждением и взаимонепониманием. Эти две песни пел Грин. Конечно, пел - не лучшее определение его вокальному творческому методу. Тоном обозначает лишь точки мелодии, проговаривая между ним текст спокойным речитативом. Но фразировка его такова, что заставляет слушать, если, конечно, вам блюз по сердцу. Это как у всех патриархов блюза: их речь и есть блюзовая музыка. Она в особой ритмике, в интонировании. И она абсолютно естественна.
В третьей песне запевает сооснователь Splinter Group ("Уклонисты") Найджел Ватсон. И альбом сразу становится обычным. Падает темп, уходит эмоциональный накал. Ватсон вообще не вокалист, он хоть и наловчился подражать гриновской манере, но никак не может наполнить слова искренностью. Впрочем через трек Грин поет: "Не надо со мной связываться - я опасный человек" (Dangerous man) - так, словно читает текст по бумажке. Не свершилось.
Для тех, кто здесь недавно… Питер Грин был открытием блюзбэнда Джона Мэйэлла 1966 года. Он заменил гитариста, о котором тогда на заборах писали "Клэптон - бог". Грин оказался достойным приемником. Через год он собрал свою команду "Флитвуд Мэк", и вскоре уже его именовали "гением" и "лидером своего рок-поколения". А потом он исчез с музыкальной сцены. Его редкие сольники были вожделенной мечтой советских рок-меломанов.
По настоящему он вернулся только в 1996м году, благодаря помощи Ватсона, своего шурина. С тех пор печет альбомы ежегодно, плюс полуофициальные концертники. Понятно, что состояние здоровье (лечение электрошоком не проходит бесследно) не позволяет ему петь весь концерт и играть на гитаре. Его подстраховывает Ватсон. И, вообще, поклон ему земной за то, что он заставил Грина состричь многосантиметровые ногти и вернуться к музыке. Но его пение столько скуки вносит в альбомы Splinter Group, что переносить это трудно. Все музыканты вполне грамотные, играют на высоком уровне. Трое из участников группы (не считая Грина) сочиняют песни, и очень даже интересные. И те две, что отлично открывают нынешний альбом, сочинены клавишником группы Роджером Коттоном. И все хорошо, пока группу ведет Грин. Когда Солирует Ватсон все становится "никак". Разница в уровне наполнения их голоса блюзом отчетливо становится видна в песне "про улыбку" "Smile". Нынешний альбом не хуже, не лучше предыдущего. В нынешнем две очень яркие песни, зато "Destiny Road" был поровней… и покороче. Когда на исходе часа звучания начался кантри-вальс-бостон "When Somebody Cares - Когда кто-то переживает за тебя", я уже был не в силах это простить.
Грин не сочинил для нового альбома ни одной песни. Зато он указан продюсером.
Но вообще-то это все пустое. Новых поклонников этот альбом Грину не принесет, а старые с удовольствием его выслушают.
На обложке угадывается капот черного авто, изображение "размазано" скоростью. Надпись на капоте только посвященными будет прочитана как Terraplane. Это тот самый автомобиль, который воспет Робертом Джонсоном, гриновским кумиром. И название альбома взято из того же "Terraplane Blues": "Reaching The Cold 100 - Разгоняясь до 100 миль в час, не меньше".
К первому изданию альбома прилагается бонус-CD с четырьмя песнями. Три из них - старые легендарные хиты времен блюзового Флитвуд Мак" в новых студийных версиях. Понятно, что торговать ими будут на концертах, и именно эти песни добавлены для приманочки, поскольку именно они пользуются наибольшим успехом на концерте. Но на самом деле их стоит послушать повнимательней. Энергетика "Black Magic Woman" не та, что была в первом исполнении более трех десятилетий назад. Но это интересно слушается, как и новая версия "Albatros", именно на новом этапе когда страсти притупляются, а гордыня пригибается грузом лет. Но не отупеть, сохранить чувства, преумножить мастерство - можно. Возвращение к песне "Green Manalishi" было для меня полной неожиданностью. Это самое шизофреничное из творений Грина, исполнялось на натянутых до пределах нервах. Студийной версии прежде никогда не было. Хотя после возвращения Грин вернул ее в концертную программу, и ее можно услышать в альбоме "Концерт в Сохо". Но нынешняя версия околдовывает. Как весь альбом, она звучит словн приглушенно, но именно ей это больше всего идет. За сдержанной игрой чувствуется тот же жар, который долго таится под пеплом большой быстросгоревшего костра.



Новинки от корифеев блюза

B.B.King - "Reflections" Buddy Guy - "Blues Singe" Bob Margolin All-Star Blues Jam Big Chief Monk Boudreaux - "Mr. Stranger Man"

БиБиКинг - Король блюза. Но не чуждался спеть и попсовенькую балладу, которую его адвокаты попытались выдать за "соул". Впрочем, в исполнении Короля даже гимн Северной Кореи обретет блюзовые нотки. К своему 78-летию Кинг записал альбом "Reflections" - "Воспоминания". Его лицо на обложке, зажмуренные глазки, полуулыбка и даже нос картошкой - все выражает погружение в приятные воспоминания. Два года назад он записал альбом рождественских песен. Теперь - просто сладкая попса с ритм-энд-блюзом. Высококачественная попса, с прекрасными мелодиями, некоторые из которых уже прожили полвека, и осмысленными действительно поэтическими текстами: "Я видел радугу, дугом вставшую над небом. Но не видел ничего прекрасней материнской любви". Королевская гитара здесь по большей части подмурлыкивает мелодиям. Да она почти всегда была комментатором к королевскому вокалу. Звукорежиссер тот же, что на записи альбома "Riding With The King", так что звук опять густой, почти жирный, заполняющий гониометр пышной розой. Правда, благодаря ансамблю, звучание здесь полегче, посвежее. Но продюсер стремится заполнить все остающееся свободным звуковое пространство скрипичным ансамблем, который даром не нужен любителям блюза. Неизвестный мне и, видимо, молодой барабанщик Эйб Лаборьел (младший) составляет с известнейшим басистом Нэтаном Вестом блюзовую ритм-секцию моей мечты: в их игре столько надежной и уверенной неторопливости и мастерства без показухи. Чувство ритма - не обсуждается! На второй гитаре неожиданно вроде бы появляется техасец Дойль Брэмхэлл II. Все вышеперечисленные принимали участие в гастролях Эрика Клэптона, и все, кроме барабанщика, играли на записи упоминавшегося альбома БиБиКинга и Клэптона. И за роялем, как и на том альбоме - Джо Сэмпл (группа Crusaders). Отвечая на вопрос о Джо Сэмпле БиБиКинг сказал: "Это дорогой мой друг. Каждый раз, когда звучит его имя, у меня теплей становится на сердце". Король - в сентиментальном настроении. Его новый альбом категорически не рекомендуется тем, кто более чем втрое младше его. "What a Wonderful World" завершает альбом. Голос и гитара Короля чуть не дрожат от умиления, так что Луи Армстронга он в этой песне не переплюнул. Но, как написал БибиКинг на обложке: "Несмотря ни на что - определенно этот мир может быть прекрасным".

Без сантиментов записал акустический альбом Бадди Гай. Название "Blues Singer" перекликается с альбомом Мадди Уотерса 1963 года "Folk Singer", в записи которого принимал участие 27-летний Б.Гай. Уже давно приелись развеселые блюзовые альбомы 90-х. "Blues Singer" становится очень важным камертоном в сегодняшнем блюзе, возвращая первенство чувств и мыслей над формой, виртуозностью и изобретательностью. Гая просто свободно владеет гитарой - и она нужна ему не для демонстрации мастерства. Взрослые мужские чувства и жизненный опыт звучат в его альбоме. Здесь тоска - суровая. И в смешных песнях она проглядывает из-под шуточек. Альбом посвящен Джону Ли Хукеру. И во многом его настроение перекликается с лучшими хукеровскими записями. На концертах Гай блестяще имитирует звук и приемы игры своих блюзовых кумиров. Но на своем альбоме - ничего подобного: Гай играет акустику исключительно по-гаевски. Три песни Хукера. В "Crawlin' Kingsnake" соло на акустике играют БибиКинг и Эрик Клэптон - так же, без показухи. "Sally Mae" - соло, открывающееся историей о том, что с Хукером играть было трудновато, он по ходу дела начинал досочинять песни, выкладывать новые строчки, когда аккомпанемент уже выходил на коду. "Black Cat Blues" - дуэтом с гитаристом Джимбо Мэтьюсом. Половина песен альбома записана с ансамблем (на барабанах играет вездесущий и везде органичный Джим Келтнер). Иногда это мощный захватывающий драйв акустического бэнда, иногда расслабленный интригующий пульс, лишь намек на ритм. Или игривая припрыжка в озорной нестандартной интерпретации общеизвестной диксоновской "I Live The Life I Love". Но все же общий настрой делают именно дуэты. Гай играет искренне. Деликатно подыгрывает Мэтьюс, который в своих Squirrel Nut Zippers поднял крикливость танцевальных оркестров 30-х до высот утонченного декаданса. Впрочем, его же альбом Songs For Rosetta с песнями Чарли Пэттона уже доказывал, что у него есть чутье к кантри-блюзу. Репертуар "Blues Singer" - известные и безвестные блюзовые стандарты. Записаны они в той же студии Sweet Tea, где два года назад и с тем же звукорежиссером Гай сделал странноватый громоподобный альбом. Но вот теперь - альбом интимный. А то мы стали забывать, что блюз - это очень личная музыка.

54-летний Боб Марголин смотрится юношей на фоне других орлов Маддивотерсовского блюзбэнда, с которыми он записал альбома "All-Star Blues Jam": 72 года гитаристу Хьюберту Самлину (который больше, конечно, играл с Хаулин вулфом); 90 лет пианисту Пайнтопу Перкинсу, который, говорит, что пальцы, мол, уже не так хорошо бегают у него. Это "не так хорошо" - для многих блюз-клавишников было бы пределом мечтаний. Барабанщику Вилли "Биг Айз" Смиту тоже уже за 70, да и харпер Карей Бэлл проиближается к 70. Вся эта геронтологическая компания играет так, что приходит мысль о том, что блюз продлевает жизнь (хотя в молодые годы бывает для нее же опасен). Фирма "Теларк" ставит естественность звука во главу угла. И альбом принципиально писался на две дорожки, исключая пост-микширование, чтобы сохранить атмосферу джема в студии. И она действительно присутствует в записи. Чувствуется слегка и то, что на первых двух треках музыканты еще только разыгрываются. Поют все по очереди, включая молодого контрабасиста Муки Бриля (черного, не смотря на фамилию). Для полноты картины Марголин добавил в альбом домашнюю запись блюзового марша Джимми Роджерса "Last Time" - в дуэте с Хьюбертом Самлиным. Может, высшая эмоциональная точка альбома - другой дуэт: с Джимми Д,Лэйном, сыном Роджерса. В песне Марголина "Mean Old Chicago", посвященной памяти его отца, Лейн играет такой лаконично-пронзительный слайд, что пробирает до печенок. И даже Марголин после соло Лена начинает петь на совсем другом - высоком - блюзовом уровне.

Не указывается, сколько лет Великому Вождю Бодрё, по прозвищу "Монах", выпустившему в нынешнем году дебютный альбом. Но на ежегодном карнавале "Марди Грасс" в Новом Орлеане он руководит командой "Золотых Орлов" с 1966 года. Лукавые и заразительные ритмы луизианского карнавала пропитывают весь его альбом. Наличие электронных клавишных не помешало его музыке остаться уличной и балаганной, под незаглушаемые ничем ритмы огромных барабанов. В нескольких треках участвуют Доктор Джон и гитарист Тэб Бенуа (Tab Benoit).



Два альбома
Джимми Теккери

Jimmy Thackery -
True Stories
Guitar

Оптимистичный альбом "Правдивых историй" Джимми Теккери, тертого калача по части блюзовой электрогитары, навевая грустные мысли. Играл он когда-то очень боевитый блюз-рок. В нынешнем же альбоме все песни, как он особо указывает в буклете, написаны по реальным событиям его жизни и большинство из них сочинялись в соавторстве с супругой. Сидели они однажды на веранде, подняла жена голову от книжки и говорит: "Кажется, я слышу дождь" - и словно бы сама собой появляется песня "I Think I Hear It Rain". Любители гитарной музыки отметят немало технических достоинств в игре Теккери на этом альбоме, как и его чувство меры, и хороший вкус в аранжировках для небольшого ансамбля. Саксофонист Jimmy Carpenter вносит важный вклад в звучание этого ансамбля и берет ведущую роль в Crazy 'bout a Saxophone. Но при всех многочисленных достоинствах альбома, нет в нем огонька, блюзового порыва тоски от неуравновешенности житейского неустройства. Для того, чтобы играть блюз, нет нужды ночевать на помойке. Но и благополучная семейная жизнь в комфортном коттедже глубокому блюзу никак не способствует. Все хорошо, и Baby's Got The Blues звучит так, словно Блюз у Бейби от того, что шоколад оказался с орехами, а хотелось молочного пористого. Пусть акустический Snakes In My Mailbox звучит с замечательной ленцой (аккомпанемент тубы придает тягучесть неторопливым легким гитарным аккордам). Но вот, оказывается, не стоит домохозяину с постоянным почтовым адресом браться за The Messiah Will Come авторства непокойного при жизни Роя Бьюкеннона: против отчаянной нежности оригинала Теккери выставляет свой, немодный уже, 9-минутный медляк из репертуара курортного бэндика. А поскольку именно он завершает альбом, то в целом ощущение творческого застоя становится почти безысходным.

True Stories выпущены на блюзовом подлейбле Telarc и, с точки зрения табели о рангах, Теккери поднялся классом выше. Одновременного фирма Blind Pig, с которой Теккери провел предыдущие 8 лет и выпустил 6 альбомов, выставляет на прилавки свой сборник его инструментальных записей. Под простейшим названием: "Гитара" - и этого достаточно, потому здесь музыка без слов отлично говорит сама за себя. Первые же вступительные аккорды Hang up and Drive - электрифицируют слушателя. Следуют затем другие 8 минут тоже на тему песни Роя Бьюкеннона Roy's Bluz - и это совсем другое дело! Здесь тяжелый риф как тяжелая поступить, поверх которой кружит гитарная импровизация, - этот захочется послушать на максимальной громкости даже искушенным меломанам. Sinner Street - это определенно "грешная" тема, под раскат барабанов вуду и саксофонные вопли того же Джимми Карпентера. А следом, развевая мрак, начинается ироничный джамп-блюз в дуэте с Duke Robillard… Следует отдать должное и составителям компиляции - даже простоватая Apache, напоминание о серфовых временах, звучит вовремя, когда в общем интенсивном звучании пора сделать небольшой антракт. Стилевое разнообразие не создает ощущения эклектики. Я очень давно не слышал настолько увлекательного инструментального гитарного альбома, где собственно высокое исполнительское мастерство отнюдь не исключает существование элементарного зажигательного драйва. Концертная Jimmy's "Rude Mood" - это просто гитарный угар… сыгранный, впрочем, непорочно чисто!



Roomful of Blues
That's Right!
Alligator, 2003

Собирать группу, играющую джамп-блюз, в 1967 году, во времена прогрессив-хард-рок-революции, было, наверное, самым анти-хипповым делом. Дюк Робиллард сделал это вместе с саксофонистом Грегом Пиколло. Назвали группу "Roomful of Blues". И десять лет ждали записи первого альбома! Потом лидер-гитару перенял изысканный Ронни Ирл. С тех пор минуло еще 17 альбом, и 35 лет прошло со дня основания группы. Говорят, с течением жизни клетки организма полностью меняются. В группе уже переиграло более 50 музыкантов. И перед записью новейшего альбома, довольно неожиданно вышедшего под чикагским лейблом "Эллигейтор", состав вновь поменялся почти полностью. Принципиальным обновлением стал вокалист Марк ДюФрисн (Mark DuFresne). Широкая блюзовая общественность не знала прежде его имени. Но голосом (и гармоникой) он не уступает ни в чем занявшемуся сольной карьерой Шугар Рэю. И к тому же имеет 17 наград Вашингтонского блюзового общества. Что значит, как минимум, поет он не первый год!
Дилетантов не было на записи альбома That's Right! (Вот так!) Это великолепная работа, сколь виртуозная, столь и энергичная. Бодрости просто многовато для домашнего прослушивания: это музыка для вечеринок, бесспорно, а лучше для концертов! Бугивужные перекаты в исполнении группы медных из инструментального номера "2 Point 8" - безупречны по самым высоким меркам (недаром медная секция группы номинирована на блюзовую премию имени Дабл-Ю-Си Хэнди и в нынешнем году). Как не странно, гитарист Крис Вэкон (Chris Vachon), который работает с группой уже 13 лет, написал несколько хитов для предыдущих альбомов и был их продюсером, для нового не предложил ничего собственного сочинения. Но его эмоциональные соло - высшая точка на нескольких треках, именно гитарное соло буквально спасает "How Long Will It Last?", которая вначале звучит как три-четыре сотни уже ранее слышанных блюзов.
В большинстве альбом далеко не банален по репертуару. Доминируют кавер-версии. Есть и Lipstick, Powder And Paint Джо Тернера, ставшая общим местом для всех джамп-бэндов. Однако больше редкостей, и даже у таких общеизвестных авторов, как БиБиКинг или Лайтнинг Хопкинс, были выбраны для записи песни малоизвестные. Учитывая строгие стилевые рамки, группе все же удается разнообразить звучание номеров, легко действуя в диапазоне от прохладного бип-бопа или ироничной румбы до пафосной рок-гитары. Для любителей традиционного джамп-блюза голос вокалиста порой звучит уж слишком неприкрыто "белым". Однако его сила и диапазон внушают уважение. Чего-то не хватает в альбоме? Сюрпризов. Но неужели вы за это сможете всерьез упрекнуть своего 35-летнего друга, которого знаете уже лет 15-20? Когда-то о "Румфул оф блюз" было сказано: "Самый маленький биг-бэнд в мире". Она им и остается. В блюзовых чартах "Биллбоарда" альбом дебютировал на 7м месте.







Архив блюзовых новостей | Бывшие новости | Январь-Февраль 1999 | Март 1999 | Ноябрь-Декабрь 1999
Январь 2000 | Февраль 2000 | Март 2000 | Апрель 2000 | Май 2000 | Июнь 2000 | Зима 2001| Зима 2003| Лето 2003| Осень 2003|

Текущие новости



Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум