Что новенького на CD?
Конечно, группа оставшаяся без солиста, редко выживает. Исключения должны представлять собой нечто, что действительно из ряда вон... Ритм-секция, собранная Стиви Реем Воэном (Stevie Ray Vaughan) в "Дабл-Трабл" (Double Trouble) продолжает существовать. За 10 лет без Стиви басист Томми Шэннон (Tommy Shannon) (он играл в конце 60-х в трио Джонни Уинтера) и барабанщик Крис Лэйтон (Chris Layton) аккомпанировали на записи многих музыкантов, включая корифея современной блюзовой гитары Бадди Гая. Они входили в состав групп "Арк-Энджелз" (Arc Angels) и "Сторивилль" (Storyville). Но сохранили имя своей группы, являя пример уникального аккомпанирующего блюзового тандема. Выход первого альбома под их именем стал подтверждением их высокого жанрового статуса. По словам рецензента "альбом удивит скептиков и осчастливит поклонников". Первый за десятилетие новый альбом, записанный именно "Дабл-Трабл", получил вполне понятное название "Сколько уже прошло...." (Been a Long Time), и ритм-секция пригласила сливки современного техасского блюза и нескольких новоорлеанских корифеев. Четыре из десяти песен написаны Т.Шэнноном и К.Лейтоном. Две из них как раз исполняют самые известные из приглашенных. Прославленные Доктор Джон (Dr.John) и Уилли Нельсон (Willie Nelson) поют в заключительной изысканный любовной песне "Крошка, ты такая одна" (Baby, There's No One Like You). Единственный северянин Джонни Лэнг (Johnny Lang), самый блюзовый новый голос на эстраде, поет про "День сурка" (Ground Hog Day). Молодой гитарный асс Кенни Уэйн Шеппард (Kenny Wayne Shepherd) и техасская певица Сюзан Тадеши (Susan Tedeschi) вместе с "Дабл-трабл" выдали новую громобойную версию "цеппелиновской" тяжелой классики: "Рок-н-ролл" (Rock And Roll). Вообще, стандартов в альбоме не так много, как ожидалось бы. Самый известный - "Она вполне!" (She's Alright), аранжированная для гитарного power-trio и напоминающая хендриксовскую трактовку. Здесь солирует певец-гитарист Дойл Брэмзэлл II (Doyle Bramhall II), сын друга юности братьев Воэн и участник "Арк-Энджелз". Другой член этой же группы, Чарли Секстон (Charlie Sexton), тоже принял участие в записи двух песен. Конечно, для ритм-секции, столь долго работающей самостоятельно, запись собственного альбома и должна была превратиться во встречу со старыми друзьями. Малфорд Миллиган (Malford Milligan), вокалист "Сторивилль", поет песню, которая открывает альбом - "Плачь, небо" (Cry Sky). Название это не может не напомнить о Стиви Рее Воэне, чье место солиста "Дабл-Трабл" никто никогда не займет. Техасская певица Лоу Энн Бартон (Lou Ann Barton), с которой юный Стиви начинал в группе "Тройная угроза" (Tripple Threat) вместе с его братом Джимми Воэном (Jimmie Vaughan) исполняют песню "Среди ночи" (In The Middle Of The Night). Как сказал один из давних фонов SRV: "Да, это не альбом Стиви Рея Воэна. Это альбом "Дабл-Трабл", до краев наполненный отличными песнями и великолепной игрой. Этот альбом должен стать первым в ряду великолепных записей, которых мы в праве ожидать от этого динамичного трио".
Этта Джеймс, безусловно, один из величайших блюзовых голосов. К сожалению, все ее альбомы эклектичны. И новый, названный грозно и гордо "Матриарх блюза" (Matriarch of the Blues) - не исключение. Тем не менее, голос ее великолепен, ее отчаяние захватывает так же, как окрыляет жизнелюбие. В голосе звучит и подлинная сила, и опытом обретенная мудрость. Ну а в репертуаре - беспроигрышная, но не выигрышная смесь из общеизвестных песен таких квази-блюзовых авторов как Боб Дилан, "Роллинг стоунз", Отис Реддинг... Аранжировки стандартны, а игра аккомпанирующей группы - безлика. Словно для того, чтобы оттенить вокальную индивидуальность 62-летней матриарха блюза. Но она в этом вовсе не нуждается: голос хорош и так.
Сонни Ландерс (Sonny Landreth) уже давно считается одним из лидеров современной слайд-гитары: блестящая техника, разнообразие и изобретательность приемов, выразительность игры, индивидуальный саунд - все у него есть. Гостевые выходы на "чужих" альбомах он всегда отыгрывает с блеском. Чтобы утвердится в достигнутом ему нужен достойный альбом. И тут - все те же подводные рифы современного блюза: слабый репертуар и малоэмоциональная игра в студии. Альбом "Город у платины" (Levee Town) - это хороший шаг вперед. Может быть, потому, что С.Ландерс четко определил стилевые рамки. Когда-то играл зайдекоу с самим Клифтоном Шеньером, титулованным Королем зайдекоу - и теперь полный альбом посвятил луизианской музыке. В работе над ним приняли участие два известнейших музыканта, давно признающие талант С.Ландерса. Это прославленный сонгстер Джон Хиат (John Hiatt) и певица-гитаристка Бонни Рэйтт (Bonnie Rait), эксперт в слайдовой технике.
И для любителей архивов - великолепные подарки от Вангард (Vanguard) в виде полного собрания студийных записей (для этой фирмы) фолк-блюзмэна Миссиссиппи Джона Харта и молодого Бадди Гая.
Миссиссиппианин Джон Харт последнюю пластинку записал в конце 20-х годов, и заново был заново открыт публике 30 лет спустя, на волне фолк-блюзаового бума в США. В тот период он много записывался, и три альбома для "Вангард" - лишь небольшой фрагмент его позднего Ренессанса. На момент этих записей он уже перешагнул 70-летний возраст, но, как знают любители фолк-блюза, нисколько не утратил ни в чувственности, ни в технике. Его теплый разговор естественно, как дыхание, переход в пение. Его регтаймовые фигуры удивляют виртуозной сложностью, которая становится заметна только после неоднократного прослушивания - настолько они естественны тоже. Он исполняет и собственные песни, и фолковые стандарты - с нежностью и любовью, или игривостью и лукавством... Чувства эти настолько ярки и красочны, что разнообразие их отблесков вполне сохранила и донесла до наших времен эта старая запись далеко не самой продвинутой в техническом отношении студии. Блюз позднего Харта (а эти записи сделаны незадолго до его смерти в 1966 году) - это совершенно особая интонация. И хорошо, что вместо "Best of…" "Вангард выпустил именно полное собрание - здесь каждый найдет себе - свое. Внешне неброская - внутренне это очень индивидуальная музыка.
Напротив, другое полное собрание из студии "Вангарда" - это еще очень незрелый блюз. Здесь есть и неопытность, и стилевая разболтанность. Блюзу на пользу выдержка временем. Но юношеская запальчивость - не во вред. В ранних записях ныне общепризнанного корифея жанра Бадди Гая все это есть: и нервозность неуверенности, и неотесанность исполнительского дара, и задиристость юного таланта. Но ранние записи Гая выходили на "Чесс". Для "Вангард" он записывался уже не столь юным, но все еще очень неуверенным в себе музыкантом. Его собрание "вангардовских" записей сделано на рубеже 60-х - 70-х годов; и представляет собой три известных альбома: 1 диск - "Человек и блюз" (A Man and the Blues) 1968г., 2 диск - концертник "Вот он, Бадди Гай!" (This Is Buddy Guy!) того же года, 3 диск - "Остановите самолет" (Hold That Plane) 1972 года. Именно неровность этих работ заставляет отнести эти альбомы к "не лучшим" в наследии Б.Гая. Но то время вообще было переломным для блюза, зато каждый из трех содержит не меньше двух настоящих шедевров, плюс множества добротных блюзов. Эпоха звучит в этих записях: закат золотого века чикагского блюза и взросление тех, кто донес его дух до XXI века.
|
Гнусно ухмыляется
добрая компания
"Гнусная ухмылка" (Wicked Grin) станет двадцать восьмым альбомом в сорокалетней профессиональной карьере певца-гитариста-харписта Джона Хэммонд, мл. 11 песен из 12, вошедших в альбом, принадлежат перу Тома Уэйтса. Союз традиционалиста Хэммонда с классиком альтернативы не так уж удивителен. Во-первых, Хэммонд стремится исполнять классику блюза с современной "актуальной" энергетикой, какая характерна для уэйтсовских песен. Во-вторых, эти двое - старинные друзья. Хэммонд, который на 8 лет старше, помогал Уэйтсу в первых шагах по профессиональной эстраде, в 1974 году Уэйтс "открывал" его концерты. Для альбома Хэммонда 1992 года Уэйтс написал истошный блюз "Никто не подарит мне прощение, только моя бейби" (No One Can Forgive Me But My Baby). Губная гармоника Хэммонда звучит в недавнем опусе Уэтса "Вариации для мула" (Mule Variations). В сентябре прошлого года Хэммонд принял участие в заключительном из четырех аншлаговых концертов Уэйтса в ньюйоркском Beacon Theater.
Но новый альбом представляет неожиданно плотный творческий союз. Большая часть репертуара - это классика Уэйтса; песни вроде "Сердечный приступ и вино" (Heart Attack and Vine) "16 пуль из тридцать-шестого" и другие, не менее известные. Есть несколько новых песен, написанных для альбома Томом Уэйтсом в соавторстве с женой Кэтлин. Сам Уэйтс появится в альбоме в единственной песне, которая не им написана. Он поет вместе с Хэммондом и играет на гитаре, исполняя старинный госпел "Я знаю, я переменился" (I Know I've Been Changed).
В записи альбома участвует еще двое бело-блюзовых "шестидесятников:", виртуоз губной гармоники Чарли Масселуайт (Charlie Musselwhite) и бассист Ларри Тейлор (Larry Taylor) из легендарного "Кэннд Хит" (Canned Heat). Первый так же принимал участие в записи альбома "Вариации для мула", а последний был постоянным участником группы Тома Уэйтса в 80-х и начале 90-х.
Wicked Grin назначен к выпуску на 13 марта.
|
Кенни Уэйн Шеппард -
на общественной работе.
В день тяжелый, понедельник, 22 января Кенни Уэйн Шеппард с папой Кеном (который приходится ему продюсером) выступали на заседании городского совета своего родного города Шревепорта (штат Луизиана). Своим авторитетом они придали вес проекту г-жи Мэгги Уорвик по созданию городского музея музыки. Все трое являются основателями Фонда развития искусств, музыки и развлечения (по-английски это звучит элегантно: FAME (Foundation for Arts, Music and Entertainment)). Целью организации является помощь музыкальной культуре родного края, сохранение и чествование ее достижений.
Кен Шеппард был владельцем нескольких местных музыкальных клубов; усаживая как-то сына на комбик за кулисами во время выступления на сцене Стиви Рея Воэна, он подсадил его на блюз... ну, по крайней мере, на блюз-рок. Шеппард-младший серьезно взялся за гитару, и в 17 лет успешно выпустил дебютный альбом "Ледбетерские высоты" - Ledbetter Heights - это район Шревепорта, названный так в честь гения 12-струнки, фолкблюзового сонгстера Хьюдди Ледбеттера, более известного как Лидбелли. (Лидбелли родился в 1988 году неподалеку от Шревепорта.)
В своем общественном выступлении Шеппард сказал: "В 30-е и 40-е этот район, известный теперь как Ледбетерские высоты, представлял собой значительную часть города, и отсюда вышли многие замечательные музыканты. Сейчас этот угасающий регион, в который мы надеемся вдохнуть новую жизнь. Мы собираемся развернуть здесь строительство и открыть новые клубы. Там уже сейчас работают казино на речных деборкадерах, и все расцветает снова. Экономика там снова на подъеме."
Под эти экономические приманки Шеппард надеется протолкнуть план строительства музея, который, по его словам: "Воздаст должное вкладу луизианских музыкантов, певцов и композиторов всех стилей, от блюза до джаза, до госпел, до рокабилли." К музею будет вести "Золотая аллея", украшенная бюстами БиБи Кинга, Роберта Джонсона, Уилли Нельсона, Луи Армстронга и, конечно, Лидбелли. Срок закладки первого камня еще не определен, инициаторы собрали пока 250 000 $, а на составление проекта требуется еще столько же. Шеппард заявил, что надеется, что город поучаствует второй половиной. "Мы пока только делаем первые наметки, - сказал Шеппард, - весь проект потребует 350 000 000$. Но надо же как-то начинать"
Возможно, шреверпортский горсовет подстегнет тот факт, что в 300 милях от него другой луизианский город всерьез собирается воздвигнуть музей в честь своей музыкальной знаменитости: город Кентвуд чествует свою славную дочь по имени Бритни Спиарз.
А 23-летний Кенни Уэйн Шеппард (с супругой, конечно) будет присутствовать 21 февраля на церемонии вручения премий Грэмми. Он уже во второй раз номинирован на Грэмми. В этом году - за пьесу "Электроколыбельная" (Electric Lullaby) в категории "Лучшая инструментальная рок-запись". Его конкурентами будут Джо Сатриани (Joe Satriani), Металлика (Metallica), Фиш (Phish) и старина Питер Фрэмптон (Peter Frampton).
|
НАШИ НА СЕНЕ
В ноябре 2000г. Леван Ломидзе и "Блюз Казенз" с успехом выступили на крупнейшем международном блюз-фестивале "BLUES SUR LA SIENNE" (Блюз на Сенне) во Франции. Фестиваль проводится уже 16 лет. В этом году в фестивале приняли участие MAGIC SLIM, STEVE HILL, KENNY NEAL и LIL'ED & The BLUES IMPERIALS. Кроме сольного выступления, Леван и "Блюз Казенз" джемовал на заключительном концерте с Лил'Эдом. Президент фестиваля Jean Guillermo сказал на большой пресс-конференции по окончанию фестиваля: "Настояшим откровением этого фестиваля были две восточноевропейские группы, приехавшие во Францию впервые: венгры из BLUES FOOLS с MATHIAS PRIBOJSZKI на губной
гармошке и русские из BLUES COUSINS с лидер-гитаристом LEVAN LOMIDZE. У меня особые причины радоваться, т.к. я лично внес вклад в это открытие. Я немного рисковал, приглашая русских, которые связались со мной по интернету и прислали мне не очень убедительные видеозапись и CD. Но они покорили публику, всю нашу организационную команду и наших друзей из (журнала) Blues Magazine, которые присутствовали на заключительном концерте. Выступление LIL'ED хорошо отлажено, все шло как маслу, но без той непосредственности, которую продемонстрировали BLUES COUSINS. Вот они "давали от души", выкладывались полностью - и публика это чувствовала!" Все завершилось импровизацией в трех частях, когда LIL'ED остался на сцене вместе с тремя русскими, чтобы исполнить забавный гитарный дуэт".
Почитать в рунете... на сайте guitars.ru, у Дмитрия Малолетова.
Интервью Николая САДИКОВА (Blues Hammer Band) журналу IN/OUT о группе и о гитарах.
О канадском харписте Робине Харпе, выступающем сейчас в московских клубах.
|
30 лет спустя - Джон МЭЙЭЛЛ снова делает это!
Джон Мэйэлл (John Mayall) с гордостью носит титул "Отец британского блюза". Не он первым начал играть блюз в Британии, но он в своих "Bluesbreakers" вырастил столько звезд блюза - что воистину может считаться и праотцем многих британских блюзбэндов.
У Мэйэлла, руководителя группы, всегда был нюх на отличных гитаристов. Звезды блюзовой гитары от 60-х до 90-х, от Питера Грина до Уолтера Траута и Коко Мантойа (W.Trout, C.Montoya) - делали первые профессиональные шаги в его группе. Это он не дал Клэптону пропасть на любительской сцене после его разочарования в "Ярдбердз" ("Yardbirds"). И в рядах своих "Блюзбрейкерз" Мэйэлл фактически вырастил несколько знаменитых групп, включая "Крим" ("Cream) и "Флитвуд Мак" ("Fleetwood Mac").
Собирать на запись одного альбома "сонмы звезд" ему тоже не впервой. Его "Back To Roots" 1970 года записывали Питер Грин, Эрик Клэптон, Мик Тейлор (тогда - солист "Rolling Stones") и участники американской буги-рок-группы "Canned Heat".
30 лет спустя Мэйэлл вновь проводит большой блюзовый сбор, и самый верный его воспитанник - Мик Тейлор - вновь вместе с ним в студии. Запланированный на выпуск 26 марта его новый альбом Мэйэлла "Вместе нам по пути" ("Along For The Ride") включает звезд самых разных блюзовых поколений. От самых старших - гитарист Отис Раш (Otis Rush), мастер чикагского блюза. Гитарист Стив Кроппер (Steve Cropper) - это классик стиля "соул" (и участник двух фильмов про "Братьев блюз"). Билли Гиббонз из "ЗиЗиТоп" (Billy Gibbons of ZZ Top) и Стив Миллер (Steve Miller) представляют эпоху рождения белого блюз-рока в США. Джефф Хилей (Jeff Healey) - звезда на рубеже 80-х-90-х. Поп-блюз-рок представляют Гэри Мур (Gary Moore) и - уж совсем нежданно - Крис Ри (Chris Rea)!
Но и это не главная сенсация альбома. Впервые с 1970 года собрались в студии участники-основатели британского состава легендарной группы "Флитвуд Мак" (Fleetwood Mac): Питер Грин, Мик Флитвуд и Джон МакВи (Peter Green, Mick Fleetwood and John McVie) - именно для того, чтобы записать песню Тони Джо Уайта (Tony Joe White, автор нескольких хитов Тины Тернер, например) для нового альбома Мэйэлла.
The Official John Mayall Website.
Илья Попов о Джоне Мэйэлле.
|