О группе
CD Troublemaker '03
CD Heavy Steppin' '02
Arsenic Blues (ENG)
Музыка
Интервью
Отзывы
Новости
Фотоархив
Концерты
Гостевая книга
E-mail
Блюз в России
(c) Nalrock 2001.


Отзывы

О группе Регтайм из Нальчика я узнал почти случайно, когда получил по электронной почте предложение послушать через сеть несколько демонстрационных композиций с записанного ими альбома. Первая реакция у меня была примерно такая - очень неплохо, несмотря на некоторую тяжесть гитарного звучания, иногда сопряженную у других исполнителей с неприятными пороками. Здесь же все было отлично и замечательно воспринималось, несмотря на некоторое мое предубеждение против утяжеленного звука. Первая прослушанная композиция - бессмертная песня Альберта Кинга Born Under a Bad Sign, которую мы в доблюзовой молодости слушали еще у Cream, в исполнении группы Ragtime буквально завела меня на полчаса. Они настолько замечательно уловили и воспроизвели заложенную Кингом ритмическую пружину, что я не мог успокоиться и распевал ее, пока не надоел окончательно своей жене. Ну и второе наблюдение, которое сразу пришло в голову по поводу группы Регтайм - это отличный вокал Арсена Шомахова, с правильным произношением, которое у нас, увы, редко где услышишь. Плюс, очень хорошо поставленный голос, который точно и отчетливо интонирует мелодию без каких-либо срывов в фальшь в наиболее эмоциональных местах.

Гитара у Арсена Шомахова звучит очень аккуратно, несмотря на несколько тяжелое звучание на первой пластинке, которое, как я потом убедился, является исключительно издержкой записи, сделанной в неподходящих условиях. При этом по степени виртуозности его гитара вполне обставит известных московских блюзовых запильщиков, которые, в свою очередь, не могут похвастаться осмысленностью импровизации. Соло у Шомахова на вполне стандартные гармонии создает впечатление очень и очень высокого качества, выигрывая не за счет пулеметного запила или громких эмоциональных нот в конце квадрата, а из-за в меру сдержанной, продуманной манеры с чистым извлечением звука. При этом в скорострельных способностях Арсена можно убедиться по авторской композиции Boogie Boy, которая у меня, например, захватывает дыхание именно сочетанием быстрого соло, развивающегося параллельно с круто изменяющейся гармонией. Что мне напоминает, к примеру, композицию Stevie Ray Vaughan Rude Mood и, с другой стороны, что-то из бибопа, когда темой является сильно усложненная «мелодия», которая сама могла родиться в качестве импровизации на более простую мелодию в медленном темпе. При этом на ускоренную полупулеметную тему накладываются все те же правила понижения/повышения ступеней для обыгрывания смены гармонии. Такого истинного драйва ни за что не добьешься тяжелым звуком типа дж-дж-дж или быстрым запилом, ибо это мне уже давно наскучило.

Общее впечатление от этой группы можно сформулировать так - на удивление профессионально сыгранный блюз. Для тех, кто считает, что блюз должен рождаться исключительно спонтанно и интуитивно, это слово может оказаться отрицательной характеристикой, однако для меня - в точности наоборот. Такие же слова приходят мне на ум, например, в отношении Джона Майалла, однако, разумеется, без каких-либо прямых попыток прямого сравнения с нашими героями. Сочетание аккуратности, знания, сдержанности, чувства и драйва за счет знания предмета и наличия опыта меня всегда очень привлекали.

Вот какой факт меня и других особенно поражает. В Нальчике в полной изоляции выросла группа, которая играет на самом высоком уровне, превосходит многих московских музыкантов и не страдает столичными блюзовыми болезнями. Подобная изоляция, возможно, именно в этом смысле принесла группе некоторую пользу, однако и наложила свой определенный отпечаток. Очень типичная и понятная черта для группы, выросшей в блюзовой провинции, которая изрядно проявляется даже в Питере - подбор песен преимущественно из репертуара гитаристов-родственников SRV и Hendrix-а. Возможно, это бывает от ограниченности в доступе к широкому спектру музыки, а отчасти - от желания спеть песни самых любимых с юности исполнителей там, где никто о них не слышал, чтобы донести и разделить с публикой свои горячие к ним чувства. В столице так уже никто не делает, хотя иногда я и сам об этом немного жалею. Но, к чести группы Регтайм следует сказать, что при исполнении подобного репертуара они изрядно и в лучшую сторону отличаются от многочисленных групп - SRV-клонов, которые снимают у SRV все - от аранжировки нота в ноту, копируя звуки, извлекаемые медиатором у колка гитары, до шляпы, берета или бородки под нижней губой. Если копируют плохо, то слушать это противно, а если хорошо, то - скучновато. Регтайм при исполнении SRV делает свою аранжировку и импровизацию, но, сохраняя и подчеркивая основную музыкальную идею, заложенную автором, т.е. то, что эту песню или блюзовый стандарт отличает от какого-нибудь другого. В этом и есть, на мой взгляд, признак самостоятельности талантливого исполнителя, в то же время бережно относящегося к авторскому материалу.

В качестве примера еще одной композиции собственного сочинения на диске есть баллада (или «медляк» по-нашему) Lost My Cool. Я не сразу решился его целиком послушать, ибо привычки к таким вещам у меня нет, однако потом обнаружил, что в соответствующем жанре это очень качественная песня, которая вполне способна возглавить какой-нибудь романтический сборник рок-баллад. Я это говорю без иронии. Хотя мне эта песня менее интересна, она вместе с парой других композиций говорит мне о свободе и назажатости гармонического мышления у ее автора - Арсена.

Из-за не вполне благоприятных обстоятельств для блюзового развития в собственном городе группа, которая имеет довольно солидный по нашим меркам стаж (с 1987 года), выступала довольно мало. В какой-то момент из-за невостребованности у себя на родине они были вынуждены делать перерывы. Все их нынешнее мастерство выросло из подлинного энтузиазма и любви к музыке при полностью неблагоприятных внешних условиях. До меня дошел слух, что перед первым в последние годы публичным выступлением на фестивале в Питере они репетировали в течение месяца по несколько часов в день. (Кто-то скажет - хорошей группе не нужно репетировать. ;) Мне кажется, что эти обстоятельства очень хорошо о них говорят. Как результат, их получасовое выступление и концерт оркестра Мишуриса были наиболее яркими событиями на фестивале.

Регтайм стал одним из двух радостных открытий этого года. Почти все мои знакомые - музыканты или любители, отзывались о группе хорошими словами, когда при мне слушали ее в первый раз. Не буду называть имен или цитировать - послушайте и доверьтесь собственному впечатлению. Для меня Регтайм - это одна из немногих отечественных групп, которую я - скептик, неподдающийся только на эффектность живого концерта, готов слушать и получать удовольствие от музыки вживую или на пластинке. Без привычных оговорок и мыслей про то, что этот музыкант, в принципе, может, или что сегодня он сыграл пару неплохих песен, или что вполне сойдет с кетчупом и т.д. Признаюсь, что мне их музыка нравится почти целиком и в чистом виде, поэтому я и взялся написать столько приятных слов. Напоследок пожелаю себе и друзьям послушать побольше регтаймовских концертов, а группе хорошо и с чувством поиграть для взаимного удовольствия.

Федор Романенко, 13.08.2001

ragtime.blues.ru