О группе Регтайм из Нальчика
я узнал почти случайно, когда получил по
электронной почте предложение послушать
через сеть несколько демонстрационных
композиций с записанного ими альбома.
Первая реакция у меня была примерно такая -
очень неплохо, несмотря на некоторую
тяжесть гитарного звучания, иногда
сопряженную у других исполнителей с
неприятными пороками. Здесь же все было
отлично и замечательно воспринималось,
несмотря на некоторое мое предубеждение
против утяжеленного звука. Первая
прослушанная композиция - бессмертная
песня Альберта Кинга Born Under a Bad Sign,
которую мы в доблюзовой молодости слушали
еще у Cream, в исполнении группы Ragtime буквально
завела меня на полчаса. Они настолько
замечательно уловили и воспроизвели
заложенную Кингом ритмическую пружину, что
я не мог успокоиться и распевал ее, пока не
надоел окончательно своей жене. Ну и второе
наблюдение, которое сразу пришло в голову
по поводу группы Регтайм - это отличный
вокал Арсена Шомахова, с правильным
произношением, которое у нас, увы, редко где
услышишь. Плюс, очень хорошо поставленный
голос, который точно и отчетливо интонирует
мелодию без каких-либо срывов в фальшь в
наиболее эмоциональных местах.
Гитара у Арсена Шомахова звучит
очень аккуратно, несмотря на несколько
тяжелое звучание на первой пластинке,
которое, как я потом убедился, является
исключительно издержкой записи, сделанной
в неподходящих условиях. При этом по
степени виртуозности его гитара вполне
обставит известных московских блюзовых
запильщиков, которые, в свою очередь, не
могут похвастаться осмысленностью
импровизации. Соло у Шомахова на вполне
стандартные гармонии создает впечатление
очень и очень высокого качества, выигрывая
не за счет пулеметного запила или громких
эмоциональных нот в конце квадрата, а из-за
в меру сдержанной, продуманной манеры с
чистым извлечением звука. При этом в
скорострельных способностях Арсена можно
убедиться по авторской композиции Boogie Boy,
которая у меня, например, захватывает
дыхание именно сочетанием быстрого соло,
развивающегося параллельно с круто
изменяющейся гармонией. Что мне напоминает,
к примеру, композицию Stevie Ray Vaughan Rude Mood и,
с другой стороны, что-то из бибопа, когда
темой является сильно усложненная «мелодия»,
которая сама могла родиться в качестве
импровизации на более простую мелодию в
медленном темпе. При этом на ускоренную
полупулеметную тему накладываются все те
же правила понижения/повышения ступеней
для обыгрывания смены гармонии. Такого
истинного драйва ни за что не добьешься
тяжелым звуком типа дж-дж-дж или быстрым
запилом, ибо это мне уже давно наскучило.
Общее впечатление от этой группы
можно сформулировать так - на удивление
профессионально сыгранный блюз. Для тех,
кто считает, что блюз должен рождаться
исключительно спонтанно и интуитивно, это
слово может оказаться отрицательной
характеристикой, однако для меня - в
точности наоборот. Такие же слова приходят
мне на ум, например, в отношении Джона
Майалла, однако, разумеется, без каких-либо
прямых попыток прямого сравнения с нашими
героями. Сочетание аккуратности, знания,
сдержанности, чувства и драйва за счет
знания предмета и наличия опыта меня всегда
очень привлекали.
Вот какой факт меня и других
особенно поражает. В Нальчике в полной
изоляции выросла группа, которая играет на
самом высоком уровне, превосходит многих
московских музыкантов и не страдает
столичными блюзовыми болезнями. Подобная
изоляция, возможно, именно в этом смысле
принесла группе некоторую пользу, однако и
наложила свой определенный отпечаток.
Очень типичная и понятная черта для группы,
выросшей в блюзовой провинции, которая
изрядно проявляется даже в Питере - подбор
песен преимущественно из репертуара
гитаристов-родственников SRV и Hendrix-а.
Возможно, это бывает от ограниченности в
доступе к широкому спектру музыки, а
отчасти - от желания спеть песни самых
любимых с юности исполнителей там, где
никто о них не слышал, чтобы донести и
разделить с публикой свои горячие к ним
чувства. В столице так уже никто не делает,
хотя иногда я и сам об этом немного жалею. Но,
к чести группы Регтайм следует сказать, что
при исполнении подобного репертуара они
изрядно и в лучшую сторону отличаются от
многочисленных групп - SRV-клонов, которые
снимают у SRV все - от аранжировки нота в ноту,
копируя звуки, извлекаемые медиатором у
колка гитары, до шляпы, берета или бородки
под нижней губой. Если копируют плохо, то
слушать это противно, а если хорошо, то -
скучновато. Регтайм при исполнении SRV
делает свою аранжировку и импровизацию, но,
сохраняя и подчеркивая основную
музыкальную идею, заложенную автором, т.е.
то, что эту песню или блюзовый стандарт
отличает от какого-нибудь другого. В этом и
есть, на мой взгляд, признак
самостоятельности талантливого
исполнителя, в то же время бережно
относящегося к авторскому материалу.
В качестве примера еще одной
композиции собственного сочинения на диске
есть баллада (или «медляк» по-нашему) Lost My
Cool. Я не сразу решился его целиком
послушать, ибо привычки к таким вещам у меня
нет, однако потом обнаружил, что в
соответствующем жанре это очень
качественная песня, которая вполне
способна возглавить какой-нибудь
романтический сборник рок-баллад. Я это
говорю без иронии. Хотя мне эта песня менее
интересна, она вместе с парой других
композиций говорит мне о свободе и
назажатости гармонического мышления у ее
автора - Арсена.
Из-за не вполне благоприятных
обстоятельств для блюзового развития в
собственном городе группа, которая имеет
довольно солидный по нашим меркам стаж (с 1987
года), выступала довольно мало. В какой-то
момент из-за невостребованности у себя на
родине они были вынуждены делать перерывы.
Все их нынешнее мастерство выросло из
подлинного энтузиазма и любви к музыке при
полностью неблагоприятных внешних
условиях. До меня дошел слух, что перед
первым в последние годы публичным
выступлением на фестивале в Питере они
репетировали в течение месяца по несколько
часов в день. (Кто-то скажет - хорошей группе
не нужно репетировать. ;) Мне кажется, что
эти обстоятельства очень хорошо о них
говорят. Как результат, их получасовое
выступление и концерт оркестра Мишуриса
были наиболее яркими событиями на
фестивале.
Регтайм стал одним из двух
радостных открытий этого года. Почти все
мои знакомые - музыканты или любители,
отзывались о группе хорошими словами, когда
при мне слушали ее в первый раз. Не буду
называть имен или цитировать - послушайте и
доверьтесь собственному впечатлению. Для
меня Регтайм - это одна из немногих
отечественных групп, которую я - скептик,
неподдающийся только на эффектность живого
концерта, готов слушать и получать
удовольствие от музыки вживую или на
пластинке. Без привычных оговорок и мыслей
про то, что этот музыкант, в принципе, может,
или что сегодня он сыграл пару неплохих
песен, или что вполне сойдет с кетчупом и т.д.
Признаюсь, что мне их музыка нравится почти
целиком и в чистом виде, поэтому я и взялся
написать столько приятных слов. Напоследок
пожелаю себе и друзьям послушать побольше
регтаймовских концертов, а группе хорошо и
с чувством поиграть для взаимного
удовольствия.
Федор Романенко, 13.08.2001