Blues and beyond
Интервью с Арсеном Шомаховым
Группа Ragtime образовалась в 1987
году в городе Нальчике. В ее состав вошли:
Арсен Шомахов - гитара, вокал, Аслан Жантуев
- бас, Султанбек Мамышев - ударные.
За время своего существования
группа записала несколько альбомов, стала
лауреатом и дипломантом ряда региональных
музыкальных конкурсов и приобрела
авторитет среди любителей музыки в родном
городе. Однако, серьезного «прорыва» в
судьбе коллектива так и не произошло.
Серия блюзовых стандартов,
записанная в 1999 году и условно названная «Out
of the Blues», знаменует новый период в
творчестве группы. Выступление Ragtime на фолк-блюз
фестивале «Дельта Невы», проходившем в июле
этого года в Санкт-Петербурге, было
положительно воспринято публикой и
критиками, а самим музыкантам, довольно
редко выступающим публично в последнее
время, дало новый заряд для дальнейшего
творчества.
Далее - о блюзе и не только - от
лица лидера группы Ragtime Арсена Шомахова.
- Почему вы стали играть блюз?
Почему не хард или что-либо еще? Предпосылок
к этому было больше, чем шансов обратиться к
блюзу? (если говорить именно о Нальчике)
- Блюз в моей жизни возник еще с
дошкольного возраста. Дома звучало, как я
теперь понимаю, очень много хорошей музыки.
Среди прочего наиболее ярким детским
впечатлением был Луи Армстронг. Меня
направлял в "нужное русло" мой старший
брат, показывая, как играются блюзовые "квадраты"
на гитаре и пианино. Он давал мне вести бас,
затем мы менялись, и я, как мог, пытался
импровизировать. Все это было очень весело.
Позднее я часами сидел у пианино,
подыгрывая проигрывателю. Интерес к блюзу,
вернее интерес к импровизации, возник уже
тогда. Потом пришло увлечение гитарой,
конечно рок-н-ролл в школьной группе,
попытки играть джаз-рок в студенческие
времена. Ориентиры были самые
разнообразные: от Хендрикса и Jethro Tull до King
Crimson и Mahavishnu. Позже открыл для себя SRV и Мадди
Уотерса.
О предпосылках: то, что в основном
игралось в Нальчике в то время, когда мы
осознали себя "группой" (1987), никоим
образом не влияло на наше "творчество".
Напротив, гитаристы в шипах и "лосинах"
(да, да!), вооруженные угловатыми гитарами,
были предметом непонимания и нескончаемых
насмешек. Так что, никакого обращения к
блюзу для меня не было - он всегда был моей
любимой музыкой. Просто в какой-то момент
мои блюзовые музыкальные пристрастия
возобладали над всеми другими, в результате
чего репертуар «Ragtime» стал на три четверти
состоять из блюзовых стандартов.
- "Состояние блюз", как его
описать?
- Не знаю. Очень многие считают,
что блюз - это печальная, непременно
медленная и чрезвычайно скушная в
гармоническом отношении музыка. Трудно
объяснить ошибочность этого представления
тому, кто думает так. Блюз для меня - это во
многом самоирония, способность улыбнуться
в нелепой ситуации, возможность совладать с
самыми сюрреалистическими превратностями
жизни.
- Как Вам споры - блюз - для черных,
могут ли его играть белые? Существует ли все
же разница, можно ли дифференцировать
музыку, которую играют черные, от музыки
белых музыкантов? Ноты-то одни.
- Эти споры оставляют меня
безучастным. Блюз - музыка для всех. Однако я
уверен, что чернокожие исполнители делают
его иначе, и это объясняется их этнической
самобытностью. За всем этим - очень долгая
история, описанием и исследованием которой
занимается множество именитых историков и
музыковедов. Я не могу дать
профессионального объяснения различиям
между исполнительскими особенностями
черных и белых музыкантов, однако это очень
здорово и подробно описывается в книге
Джеймса Линкольна Коллиера "Становление
Джаза" (The Making of Jazz). Это сфера серьезных
теоретиков музыки.
- Я как-то слышала, что блюз - это
авторская, автобиографическая музыка.
Можно ли выделить блюз в этом плане из
других жанров?
- Понятие "авторская музыка"
ассоциируется у меня с понятием "авторская
песня", т.е. песня, написанная не членом
союза композиторов, а физиком-лириком,
бардом и т.д. Если серьезно, то я не стал бы
использовать это понятие применительно к
блюзу. Очень часто исполнители блюза
используют песни, сочиненные другими
блюзменами. Подобно "evergreens" в джазе, в
блюзе существуют стандарты, классика жанра.
За счет своей индивидуальной манеры,
аранжировки, импровизации исполнители
заставляют их звучать совершенно по-иному,
и зачастую авторство приписывается им. Блюз
может быть автобиографичным, бытовым,
философским, каким угодно. Беря начало из
так называемых work songs, песен сопровождавших
процесс выполнения тяжелой физической
работы, и spirituals - традиционной религиозной
музыки, блюз, на мой взгляд, выделяется
определенной "незатейливостью"
тематики и, вместе с тем, невероятной
глубиной чувства, колоссальный эффект
достигается скупыми выразительными
средствами.
Характерно, что исполнители
блюза всегда обладали свободой не только в
трактовке музыки, но и текста, очень часто
во время выступления исполнитель "присочиняет"
какие-то подробности, детали события, что
мне лично очень нравится.
- Можно ли сказать, что границы
блюза и джаза соприкасаются? Происходит ли
взаимодействие этих жанров в вашей музыке?
- Блюз явился предтечей, джаза,
естественно, эти два стиля соприкасаются и
взаимопроникают, обогащая друг друга.
Элементы джаза присутствуют в некотором
роде и в нашей музыке. На мою манеру игры
повлияло, влияет и будет влиять множество
исполнителей, в том числе джазовых - это
естественный процесс. Другое дело - не
раствориться в чужих идеях и попытаться
создать свой собственный, узнаваемый язык.
Насколько мне это удается - не мне судить, я
прекрасно осознаю, сколько нужно работать
над собой и очень надеюсь, что смогу
постепенно сблизиться с джазом, конечно при
условии постоянной практики и аудирования.
Назову несколько своих
теперешних блюзовых и джазовых "ориентиров"
- Бадди Гай, Роберт Крэй, Джо Скофилд, Джон
Маклафлин, Скотт Хэндерсон, ряд можно
продолжать долго...
- Эклектика - это хорошо или плохо?
Полезно или во вред? Для музыканта в общем
понимании и для блюзмена?
- Могу сказать о себе: чем
разнообразнее музыка, которую я пытаюсь
играть, тем интереснее для меня задачи,
которые она ставит. Я не считаю себя "блюзменом"
в чистом виде, вообще пытаюсь избегать
подобных определений. Хочется пробовать
разную стилистику, впитывать новую
эстетику, играть со множеством различных
музыкантов. К сожалению, жизнь в культурной
провинции не позволяет всего этого, как не
позволяет обладать необходимой
информацией, посещать концерты, выставки, и
т.д. Так что, думаю эклектика - это хорошо, и
если исполнитель по-настоящему талантлив,
его манера узнаваема и любима в любой
избранной им стилистике.
- Что дают концерты? Вы больше
концертная группа или студийная?
- Концерты дают возможность
непосредственно видеть реакцию зрителей,
"подпитываться" от них энергией,
пробовать новый материал, массу всего...
Относительно второй части
вопроса - мы делаем то, что в данный момент
достижимо и целесообразно для нашей группы.
Записи и концертные выступления происходят
большей частью тогда, когда для этого
складываются благоприятные обстоятельства:
находятся деньги, время, доступная студия и
др. Я, наверное, предпочел бы не очень хорошо
организованный процесс записи на студии не
очень хорошо организованному концерту.
Работа на студии меня очень
привлекает, однако мне еще ни разу не
удалось записать какой-либо номер в
желаемом звучании, и так же живо и
непринужденно, как это иногда бывает на
концерте или репетиции. Во многом это
связано с проблемой технического оснащения
местных студий и, конечно же, с проблемой
творческой атмосферы, которая жизненно
необходима для создания сколько-нибудь
стоящей записи.
- Концерт - это эмоциональный
взрыв? Экзистенциальный прорыв? Это - ...? Что
это для вас?
- Все намного проще - концерт для
меня это большая ответственность и в связи
с этим - большое эмоциональное напряжение.
Если он проходит удачно, появляется энергия
и желание работать дальше, если нет - впадаю
на некоторое время в депрессию или в "спячку".
- Устраивает ли Ragtime формат трио?
- В настоящий момент да, но нам
нужно очень и очень много работать, чтобы
быть интересными в этом формате. Это совсем
не просто. Конечно, хотелось бы расширить
состав, например, поработать с медной
группой, однако вряд ли это возможно в наших
условиях. В ближайшем будущем надеюсь, что
нам удастся записать очередное демо. Это
будет несколько инструментальных номеров,
но не в чисто блюзовом виде. Это не значит,
что интерес к блюзовым стандартам утрачен,
просто хочется поэксперементировать,
высветить свои скрытые стороны.
- Выступая на фестивале, как вы ощущали
себя рядом со столичными группами?
- Без проблем, однако, некоторый «провинциальный
синдром» присутствовал. Это неизбежный
результат того, что мы очень долго варимся «в
своем соку». Еще две вещи добавляли
неуверенности: 1. Мы фактически не прошли
sound-check 2. У нас не было своего звукоинженера.
- Как вы оцениваете опыт, который получили
на фестивале? Какие выводы для себя делали?
- Безусловно, положительно. Выводы:
заниматься больше, выступать и
записываться чаще, и желательно в центре.
- Многие хорошие музыканты
бросают активные занятия музыкой, если они
получают от этого мало денег, редко играют
на концертах или теряют уверенность в том,
что это кому-то нужно. «Регтайм» в этом
смысле всегда находился в неблагоприятных
обстоятельствах, однако группа существует
очень долго. Что заставляет команду
продолжать музыкальные эксперименты? И
хватит ли этого завода на будущее?
- У меня не было и нет никакой
уверенности в том, что наша музыка кому-то
по-настоящему нужна. Раньше был
беспочвенный юношеский задор и оптимизм:
нужно играть, потому что не играть
невозможно. Сейчас - стадия некой
психической зависимости от процесса, как
скажем от наркотиков или табака. Что будет
дальше - затрудняюсь предположить. Многое
зависит от осознания своих целей каждым
музыкантом коллектива. Лично у меня есть
твердая уверенность, что этот род
творчества жизненно необходим мне, а значит,
я буду продолжать им заниматься, пока не
сложатся уж совсем критические
обстоятельства. Надеюсь, этого не
произойдет. А если и произойдет, то всегда
есть надежда на перемены к лучшему…
Все это я говорю без лишних
эмоций, потому что прекрасно осознаю, что в
таком положении были и будут сотни
музыкантов куда более талантливых и
оригинальных, чем мы.
And that’s another reason to play the Blues.
Мария Мирошниченко
Ирина Юдина
Федор Романенко