Don Wilcock пишет для журнала Blues Revue (перевод А.В.Евдокимов):
Легенда фортепианных буги-вуги Джо Уилли Райнтоп Перкинс (Pinetop Perkins) отошел в мир иной в первый день весны, когда день стал длиннее ночи, 21-го марта, 2011 года, в возрасте девяноста семи лет. Он умер во сне, задремав у телевизора в полдень, после игры в карты с Кенни Смитом (барабанщиком в ансамбле, записавшем альбом Пантопа "Joined at The Hip", за три недели до того удостоенном Грэмми). И еще… 21-е марта – это день рождения покойного Отиса Спэнна. Пайнтоп заменил Отиса в блюзбэнде Мадди Уотерса в 1969 году.
"Утром он встал, поиграл в карты, потом решил посмотреть телевизор, - рассказывает Уилли "Биг Айз" Смит, с которым Пайнтоп выступал со времен участия в группе Мадди Уотерса. – Бывает, что ему нравится смотреть CNN. Он встал, чтобы пойти посмотреть CNN, и сказал моему сыну: "Я немного вздремну". Но он слишком долго не возвращался. Примерно так час. Сын пошел проверить, как он там. И он сказал, что проверил. Пайнтоп не проснется".
В блюзовых анналах немало легенд о трудной жизни и тяжелой смерти выдающихся музыкантов. Рядом с ними история о долгой трудной жизни Пайнтопа Перкинса, завершившаяся расцветом творческих сил и обретением всемирной славы, представляется сказкой со счастливым концом. И сам Пайнтоп определенно заслуживает титул "легенды". Он был последним из артистов Дельты Миссиссиппи (за исключением Ханейбоябоя Эдвардса (Honeyboy Edwards)), кто лично знал и дружил с Робертом Джонсоном (Robert Johnson), умершим еще в 1938 году.
"Его игра на фортепиано была не так виртуозна, как игра более молодого Отиса Спэнна, его предшественника в группе Мадди; и он не обладал столь потрясающими исполнительскими козырями, как многие из лучших сегодняшних музыкнтов, - говорит Боб Марголин, который играл на гитаре с Пайнтопом и в группе Мадди Уотерса, и на протяжении двух десятилетий после роспуска группы. – Но он играл на пианино со размахом, с душой, с сексом и с удовольствием; и его звук не был похож ни на чей другой, это был только его собственный почерк".
Пайнтоп однажды сказал в интервью журналу "No Depression". "У меня было тяжелое детство. Я собирал хлопок, и пахал на муле, и чинил машины, и играл на пианино и гитаре. Всему, что я знаю, я научился сам. В школу я ходил не долго – три года".
Его родители разошлись, когда ему было шесть лет. Подрабатывать игрой на гитаре он начал на домашних вечеринках в возрасте десяти. Он был одним из первых участников King Biscuit Boys (вместе с Sonny Boy Williamson и Robert Lockwood, Jr.) на радио KFFA в городе Хелена, Арканзас. Это было первое радио-шоу, транслировавшее "живые" блюзовые концерты. Ему пришлось полностью переключится с гитары на фортепиано в 1943-м году, после драки на ножах в баре, в которой он получил повреждение сухожилия в левой руки. Он шастролировал и с Ирлом Хукером (Earl Hooker), и с Робертом Найтхоуком (Robert Nighthawk), музыкантами, пользовавшимися уважением всех других музыкантов и оказавшими огромное влияние на развитие послевоенного чикагского блюза; и это он учил Айка Тернера, своего друга на протяжении всей жизни, как играть на фортепиано.
В 1953 г. Пайнтоп записал "Pinetop's Boogie-Woogie", песню, которую он перенял у кабацкого пианиста Кларенса Смита (Clarence Smith), которого тоже называли Пайнтоп, который умер в 1928 г. Ирл Хукер привел Пайнтопа Перкинса на Arhoolie Records в 1968 г., а в 1969 г. Пайнтоп сменил Отиса Спэна в блюзбэнде Мадди Уотерса, когда Отис решил заняться сольной карьерой.
Пайнтоп играл в группе Мадди Уотерса с 1969 по 1980 гг., когда Мадди отошел от дел, а музыканты его группы образовали The Legendary Blues Band. С группой Мадди Уотерса его можно видеть в "Последнем вальсе" (The Last Waltz), фильме Мартина Скорсезе, который многие называют лучшим фильмом-концертом в истории кино.
Он начал работать как солист в 1988 г., и на два десятилетия стал непременным участником лучших блюз-фестивалей по всему миру. Его менаджером стала Пэт Морган, расцвет сольной карьеры Пайнтопа состоялся во многом благодаря ее неизменному присутствию. Блюзовый историк и публицист, владелец "Sirius/XM Bluesville" Билл Уакс называет Пэт "ангелом-хранителем" Пайнтопа.
"Честно, Пэт спасла его жизнь в последние 15 лет, обеспечила ему хорошую жизнь. Пэт был ангелом в лучшем смысле этого слова. Она должна была быть уверена, что люди, пригашающие его на концерт, будут обращаться с ним с должным почтением, не как с дешевкой, а так, как Дик (Шурман) обращался с блюзовыми стариками в 60-х. Пэт никому не позволяла пренебрежительно обращаться с Пайнтопом. Она была его ангелом-хранителем".
Мийкл Фриман (Michael Freeman), продюсер удостоенного Грэмми альбома Joined at The Hip, вышедшего в прошлом году на лейбле Telarc, говорит: "Что меня всегда поражалов Пайнтопе, это его любовь к музыке – играть или слушать. В этом была вся его жизнь".
"Я ездил в Остин на его 5-й день рождения, он дал отличный концерт в клубе "Энтоунз", и он раздавал автографы, и ему нравилось быть среди фанатов, среди людей. Когда "Энтоунз" закрылся, он все еще хотел возвращаться домой, а в Остине был еще один клуб, куда он часто ходил, назывался "Наноз", у них там был персональный столик. Столик для Бадди Майлза (Buddy Miles), Хьюберта Самлина (Hubert Sumlin) и Пайнтопа Перкинса – их имена были на нем написаны. И если кто-то из них приходил, столик для них освобождали".
"Он присел за столик, но уже через десять минут поднялся на сцену и стал джемовать с хауз-бэндом, и играл еще часа два, до самого рассвета. Ему просто нравилось быть в музыке. И, думаю, главное, о чем я буду вспоминать, думая о Пайнтопе Перкинсе, это именно это его качество. Он полностью был погружен в музыку, и игру. Еще один его любимый клуб в Остине - Broken Spoke. Там часто играли кантри-музыку, и он ходил туда ее слушать. Когда Клифорд Антоун был жив, он заезжал за Пайнтопом и отвозил его туда, куда он хотел".
В этом жанре музыке, в котором необычайно уважают старших, Пайнтом Перкинс стал образцом для всех, кто занимался этой музыкой – а таких, кажется, уже миллионы – тех, кому приходится бороться за выживание только чтобы иметь возможность играть, не заботясь об оплате. Не он изобрел буги-вуги на фортепиано. И песню, ставшую его визитной карточкой, не он сам сочинил. Но он всегда был кстати, с кем бы он не играл, его музыка дополняла игру "пионеров", как их называл Уилли "Биг Айз" Смит. Он слушал внимательно, и заполнял пробелы. Для меня его присутствие ощущалось постоянно. Я вспоминаю, когда Спэнн ушел от Мадди, я думал: "Ну кто его сможет заменить?" Спэнн был галантным и ровным. Пайнтоп плавным не был. Он был по-хорошему шероховат и играл правильно даже на солнцепеке в 35градусную жару на фестивале King Biscuit в Арканзасе.
За кулисами он устраивал королевский прием, в окружении обожавшей его молоди. Дебби Девис (Debbie Davies) вспоминает: "Он одевался всегда безупречно. Он выглядел таким изящным в своем ярко-зеленом костюме, в котором белый казался бы каким-то леприконом. Он был любезен и слегка флиртовал, позволяя каждой из нас влюбленных девченок сфотографироваться рядом с ним. Я обожаю блюз, а Пайнтоп всегда был лучше всех".
Готовя этот выпуск, я просматривал панегирики в его честь, и мне стало ясно, что многие из нас никогда не думали о том, что он может уйти… Он был Бобом Хоупом в блюзе (Bob Hope – актер, проживший сто лет).
Пианистка Энн Рэбсон (Ann Rabson) выразила это лучше всего: "Почему ты удивительно, что его больше нет с нами. Оглядываясь назад, это становится абсолютно понятно. Он не только выжил в нищете и бедствиях в детстве и юности. Но даже в недавнем прошлом он смог благополучно пережить несколько серьезных приключений. В 90-х на джеме памяти Саннилэнда Слима (Sunnyland Slim) он появился с гипсом на локтевом суставе. Он выжил в автокатострофе, когда поезд врезался в его машину. Он выжил даже после 85 курения без перерыва, после диеты, состоявшей главным образом из чизбургеров от фаст-фуда McDaniel's".
Он оставил своим многочисленным последователем и направление пути и девиз. Если любишь музыку, не сдавайся.
"Я собираюсь устроить чествование жизни Пайнтопа, а не оплакивание его смерти, и я постараюсь, чтобы все прошло как нельзя лучше - говорит Билл Уакс. – Последняя часть его жизни оказалась сказочно хорошей, он умер во сне, был удостоен Грэмми за три недели до кончины, и его любили во всем мире. В мире, где многие наши блюзовые парни так и не получили признания совсем и, когда вы заглядываете в их биографии, часто вы даже не можете наверняка быть уверены, в каком году они умерли, не говоря уже о точной дате, - можно только порадоваться, что кто-то поколения Пайнтопа Перкинса получил на сцене заслуженное признание еще при жизни. Он прекрасный пример тому, что нужно дарить цветы артисту, когда он еще с нами, а не класть их потом на могилу".
Прощальные церемонии для публики пройдут сначала в Остине, 27 марта. После церемонии вечер Celebration of Life состоится в клубе "Энтоунз". Прощание и похороны в Кларксдейле, Миссиссиппи, состоятся 2 апреля.
Blues.Ru
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум