Да, Брозман поразил. Он крут на видео 10-летней давности, но с тех пор стал играть еще интереснее. Я, честно говоря, не ожидал, что он будет играть так хорошо и интересно. Он сам несколько раз говорил, что постоянно учится и играет интереснее и бодрее с каждым годом. На концертах был фантастический успех. Наибольшее впечатление на меня произвело то, как визжали девки в ЦДХ ;) Очень хорошая вещь для атмосферы на концертах, надо подумать о том, чтобы сколотить постоянную группу поддержки ;))
В голове осталось куча простых, но неочевидных мыслей Брозмана, которые он подпихивал для размышления. Вот несколько штук, не все запомнил:
1) По части гармонии Европейцы знают все, но по части ритма по сравнению с Африкой, Азией и другой народной музыкой, все это - детский сад и примитив. Вообще, в своем мастер-классе он минут 10 уделил тому, какие ноты играть, а два часа - ритмам. Сложнейшим ритмически вещам для Европейцев в Индии учат 3-х летних детей.
2) Надо стараться максимально использовать динамику - разницу в громкости, агрессивности и пр., ибо это очень окрашивает и разнообразит. Очень много западной музыки играется на среднем ровном уровне громкости. Благодаря использованию динамики Брозман звучит также интересно, как группа.
3) Образ гитарного героя-рокера - продукт маркетологов и психологов. Образ не имеет ничего общего с хорошей музыкой. Типа, быть гитарным героем, - не круто. Все они - слабаки.
4) Если будете пилить большое число нот в соло, то будут приставать мальчики, если неспешно играть можные, низкие и ритмичные звуки, все тетки будут ваши. Нет ни одной тетки, которая говорила бы, что любит блюзменов, которые "делают это быстро".
5) Умение играть на инструменте во многом определяется тем, насколько хорошо связываются мышечные усилия с тем, что звучит в голове. Можно играть с напряжением все мышц, бицепсов и пр., как это делает Брозман, при этом кончики пальцев могут делать очень точные и нежные вещи. Качок может напрячься и при этом очень аккуратно погладить ребенка по щеке. Можно играть агрессивно или мягко, но хороший музыкант будет использовать все тело и мышцы, чтобы сделать это точно.
6) Звукоизвлечение на гитаре очень сильно зависит от того, насколько точно правая и левая рука работают вместе. В частности, чтобы удар правой рукой точно совпадал по времени с действиями левой.
7) Европейская музыка, которая во многом развивалась несколько сот лет под звуки марша, слишком ориентирована на первый удар и начало ноты. Гораздо важнее - окончание ноты. Упражнения, которые он предлагал делать, состояли в том, чтобы стараться варьировать время, когда стучишь, например, 2-ю и 4-ю доли. Например, постараться хлопать позже всех и пр. По этим причинам у белых очень плохо дело состоит со свингом и пр.
8) Надо при каждом удобном случае делать простые ритмические упражнения. Например, на прогулке. (Конкретные упражнения нужно было запомнить на мастер-классе или попробовать найти на сайте Брозмана). Или можно несколько минут играть разные ритмы, которые вам нравятся, на заглушенных струнах гитары, не думая вообще о нотах.
9) Великие музыканты, например, Армстронг, мыслили исключительно музыкальными фразами, каждая из которых звучит интересно и по-разному даже, если мы вообще не будем обращать внимания на ноты, из которых они построены, а будем слушать только длительности. Фразами можно рассказать историю. Паузы - также важная часть между фразами. Если сделать то же самое с соло Мальмстина, то получится ровная последовательность из 16-х долей, в которой нет никакой информации, никакой истории.
10) С точки зрения нейрологии, есть три части мозга - одна отвечает за движение - от рептилий, вторая - за эмоции - от обезьян, третья - интеллект. Часть, отвечающая за интеллект, появилась недавно и работает в 35 раз медленней, чем эмоциональная. Музыка не предназначена для интеллекта, ибо он для нее - слишком медленный, и музыка содержит столько информации, сколько интеллект не способен переварить. Поэтому для музыканта важно, насколько его эмоциональная сфера находит выражение в движениях, которые он делает в процессе игры на инструменте. Инструмент для мозга музыканта - это полноценная часть тела подобно конечности, а не внешний предмет.
11) Изначально предполагалось, что музыка - это вещь, которую играют в первую очередь для удовольствия, и что нужно пробовать получать его как можно быстрее после того, как начнете играть, а не ждать долго, пока научитесь хорошо играть. Поэтому надо находить простые вещи, от которых можно получить удовольствие. Удовольствие от своей музыки - достаточное основание, чтобы ее продолжать играть.
12) Если играешь минуту одно и то же, то сначала тебе это нравится. Потом - начинает утомлять, в этот момент надо что-то поменять, симпровизировать, начать играть по-другому, пока это не наскучит уже на новом уровне и т.д.
13) Вообще, музыканту стоит учиться и заниматься музыкой ровно до тех пор, пока ему интересно пробовать новые вещи. Хороший музыкант все время, хоть в 50 лет, узнает и пробует что-то новое.
14) Детей не стоит заставлять заниматься музыкой, если им это не нравится, больше чем в течении 2-3 недель. Важно поддержать стремление ребенка, если ему это нравится, но если - нет, то лучше не прежимать.