Ну про белые-черные, расслабленно-напряженно - это слишком условная схема. Я имел в виду другое - соотношение отрепетированной части и потока импровизации на полную катушку. Многие любители блюза считают, что заморачиваться рассчетливым разучиванием песен не стоит, лучше подождать вдохновения и сыграть самое лучше спонтанное соло в своей жизни, в котором выразить все, что знаешь и чувствуешь, если повезет. А играть всю песню какой-то простой рифф, скажем, - это приземленно, излишнее внимание к несущественным деталям (фишкам, как их еще называют), когда нужно сыграть о главном, по-возможности, спонтанно, без подготовки. Отсюда и чрезмерная любовь к джемам, где минимум подготовки, максимум надежды на собственную гениальность, а дальше как повезет.
Есть примеры артистов, у которых промелькнуло как-то раз что-то конгениальное в импровизационном соло, их за это похвалили - "вот это и есть истинное понимание" и пр. В результате этот музыкант вместо того, чтобы разную музыку разучивать, мучительно пытается осознать и взрастить в себе искорку, играя одно и то же 1:45 в течении всего концерта. Каким бы интересным не был какой-то сыгранный момент, хорошая музыка складывается из сочетания разнообразных вещей. Ибо не существует момента истины - той самой ноты, аккорда, темы или стиля, которые лучше всех остальных, и которые нужно бесконечно повторять, чтобы добиться успеха. К примеру, сыграл на концерте две песни - оказалось, что одна хорошая, а другая - похуже. Тогда в следующий раз ту, что похуже, играть не буду, лучше два раза подряд - хорошую.
Не надо недооценивать роль импровизации в блюзе. Однако, импровизация без повода или с небольшим количеством поводов - вещь занудная и неинтересная. Классический пример - блюзовые соло на 7 минут. Когда солист говорит, а хер с ней, с песней, лучше я покажу, как я умею импровизировать, я же - гениальный, из меня, бывает, прет. Отсутствие музыкальных деталей - классический пример занудства, когда непрофессионалы, рокеры или джазмены начинают играть блюз - все блюзы оказываются на одно лицо, после чего блюз признают неинтересным жанром.
Пример хорошего - это когда музыкант придумывает несколько песен, которые отличаются друг от друга теми самыми мелочами, которые в совокупности, собственно, и являются песней. При этом, в каждом конкретном случае в песне музыкант играет не все, что знает и умеет, никаких длинных соло или беспредельного самовыражения. Зато в совокупности мелочей и проявляется гениальность музыканта и интересность его музыки, а не из-за того, что он сыграл главное соло. Вот пример из жизни по случаю наступления весны. Как вы думаете, что лучше, погулять с девушкой по улице, сходить в кино, съесть мороженое, посмотреть на выставку и пр. или запереться на неделю в пустой комнате и проговорить о главном. Хотя в первом случае ничего существенного в каждый момент сказано не будет, он с большей вероятностью приведет к результату.
Теперь о конкретике, о прослушанном концерте - я очень рад за Вову, что он перестал пробовать скопировать гениальные запилы из Бадди Гая, а начал разучивать разные песни, в которых главное - не откровение солиста, а музыкальный узор, возникающий из-за мелочей... Импровизация - это хорошо, но был бы хороший повод.
Кстати, из всей моей речи, если она показалась достоверной, практический вывод для начинающих музыкантов, который относится ко мне в первую очередь. Начиная с какого-то момента нужно заканчивать тренировки по импровизации на произвольную тему, а начинать целенаправленно изучать и подбирать чужие песни, выявляя то, что в них интересно. Вова перешел к этой стадии, а я по лености - нет. Помнится, Саша Крылов на заданный при мне вопрос какого-то гитариста о том, как учиться дальше хорошо играть, сказал, что нужно просто начать снимать песни. ;)