Home

Объявят ли гитаристку "Гитаристом года"?

Дебора Коулмэн получила широкую известность после дебютного альбома 1994 года "Принимая стойку" ("Takin' a Stand"). Сейчас ей 42 года, у нее за плечами уже 4 альбома, участие во всех престижных блюз-фестивалях США. В нынешнем году она стала первой женщиной, получившей номинацию на премию им.В.К.Хэнди в категории "Лучший исполнитель на гитаре". В современном блюзе, где и в целом большая нехватка женских лиц, кроме Коулмэн нет ни одной известной афро-американки, играющей блюз на гитаре.

Дебора Коулмэн родилась в семье военного. Начала играть на гитаре в 8-летнем возрасте, серьезно стала относиться к игре с 15 лет, выступала с рок- и ритмэндблюзовыми группами. В 25 лет оставила музыку в связи с рождением дочери. Работала медсестрой, электриком... Вернулась к гитаре только тогда, когда дети выросли.
Дебора Коулмэн: "I love the guitar. I have a great passion for the guitar!" - "Я люблю гитару. Это просто страсть!".
Об истоках своего стиля Д.Колумэн говорит, что выросла, слушая Джими Хендрикса, Джеймса Брауна, "Крим", Джефа Бека и Лед Зеппелин. Только в возрасте 19 лет она открыла для себя блюз в записях Джона Ли Хукера, Хаулина Вулфа и Мадди Уотерса.

Д.Коулмэн: "Теперь я пытаюсь развивать те стили, на которых я выросла. Не копировать кого-то, но брать понемногу и смешивать со своим. Надеюсь, то, что у меня получится, и будет моим собственным стилем, индивидуальным, как подпись. Я очень взволнована этой номинацией в гитарной категории. Потому что впервые женщина номинируется в этой категории - никогда раньше такого не было. Так что я просто в восторге."

В этом году у Коулмэн две номинации. Вторая - в категории "Современный блюз". Этот успех критики связывают с последним альбомом Д.Коулмэн "Где соломку постелить" ("Soft Place to Fall"). Как и предыдущие три, он выпущен фирмой "Слепой хряк" (Blind Pig), но гитаристка считает, что на этот раз ей очень повезло с продюсером Джимом Гейнзом (Jim Gaines), который прежде работал с Сантаной, Стиви Реем Воэном и многими другими "звездами".



"Миссиссипско-малийский блюз"

"Kuluhjan" by Taj Mahal & Toumani Diabate. 1999, Rycodisc6 мая "Ассоциация независимой музыки" (Association for Independent Music (AFIM) будет представлять свои награды за 1999 год. Среди номинантов - альбом "Куланджан" ("Kulanjan")) известного гитарного виртуоза, знатока народной музыки всего мира и блюзмэна Тадж Махала, записанный им вместе с Toumani Diabate, виртуозом игры на африканском инструменте "кора". Для Тадж Махала обращение к "world music" стало уже традиционным. Среди 40 альбомов, записанных им с 1967 года, уже есть несколько с участием африканских музыкантов. Название нового альбома выбрано по старинной африканской песне, которую Тадж Махал услышал во время своего первого визита в Мали в 1979 году и которая сразу покорила его своей своеобразной красотой. В альбом включены традиционные малийские мелодии, несколько песен и тем сочинения обоих музыкантов и один старинный дельта-блюз: "Зубатка" ("Catfish"). Идеологию проекта лучше всего раскрывает название одной из композиций альбома: "Mississippi-Mali Blues".

Том Уэйтс вновь весь в работе.

В феврале Том Уэйтс, сопровождаемый супругой и соавтором Кэтлин Брэннан, посетил Копенгаген, где продолжается работа над постановкой его авангардной театральной оперы "Войцех" ("Woyzeck"). Режиссер Роберт Уилсон (Robert Wilson) уже ставил две музыкальные пьесы Т.Уэйтса: "Черный всадник" ("Black Rider") и "Алиса" ("Alice"), по мотивам сочинений Льюиса Кэррола.

На май намечено короткое европейское турне, включающее в себя концерты в Польше. Турне проводится в поддержку альбома 1999 года "Вариации для мула" ("Mule Variations"), который Т.Уэйтс выпустил после 6-летнего перерыва в своей сольной дискографии. На конец этого года уже намечен выпуск следующего альбома, и Т.Уэйтс сейчас работает над новыми песнями. Кроме того, он продюсирует запись нового альбома давнего своего товарища, блюзового певца, гитариста и харписта Джона Хэммонда, мл (John Hammond, jr.).



Конец современной легенды

В 1991 году Джуниор Кимброу превратил здание заброшенной церковки в хорошую блюзовую берлогу. Местечко называется Святой Источник (Holly Springs), это в холмистом районе Миссиссиппи. Здесь устраивались вечеринки для соседей и - иногда - заезжих знаменитостей (Бывали тут всякие "Роллинг стоунз" и "Ю-Tу"). К столу подавалась кукурузная самогонка; музыканты на сцене могли играть только сидя, поскольку высота потолка чуть превышала 180 см. Зимой кабачок отапливался печкой в центре комнаты. Чудесная атмосфера этого заведения заснята в фильме Роберта Палмера "Глубокий блюз" (Deep Blues). Здесь же были записаны некоторые альбомы независимой фирмы "Жирный опоссум" ("Fat Possum"). В буклете к альбому Дж.Кимброу "Всю ночь напролет" ("All Night Long"), Палмер описал обычную полуденную блюзовую попойку в этом заведении:

Джуниор Кимброу "у себя": обложка альбома ALL NIGHT LONG, 1995

"Ползу в грязи меж рядов цветущего ослепительно-белого хлопка по полю сбоку старой деревенской таверны Джуниора, и эта женщина, Боже, ей должно быть лет 60, ползает по грязи со мной, я не вру! Оба мы там, на солнцепеке, опьяневшие от "белой молнии" (самогонки) в середине дня! Вот это воскресенье! В хибаре усилители включены на полную, барабаны заставляют сотрясаться доски пола, все слышно отлично. Да, даже снаружи, в грязи.

Иногда музыка внутри становится насыщенной настолько, что подумаешь дважды, прежде чем зайти. Люди роятся на крыльце, рассаживаются по-птичьи на перилах, пьют из банок. А эта большая комната, которая составляет почти весь дом, она сотрясается джуниоровским битом, джуниоровским ритмом. Ты входишь внутрь, пытаешься пройти меж танцующих, и ты уже танцуешь сам, не заметив, когда это с тобой случилось. Танцы как в трансе, все покрыты потом, и песня продолжается бесконечно, пока у людей глаза не закатываются под лоб. И ты танцуешь, и вдруг кто-то уже танцует с тобой, и уже скоро вы оба будете там снаружи кататься по грязи опять. Как вам такое?

Несколько дней спустя, опять полдень, мы устанавливаем аппаратуру для записи, и небо начинает темнеть. Хлопковые гряды и тянущаяся вдаль вникуда наезженная двухколейная дорога составляют обездвиженный пейзаж, жизнь только в нашем кабаке с церковной пирамидкой на крыше. Облака набежали внезапно, и, когда Джуниор пел медленный блюз, молния ударила в сам кабак, заставив скомкать слова в конце. "Медленная молния" ("Slow Lightnin'") была результатом. Остальные песни - это выбор самого Джуниора для этого, его первого альбома. Исполнение такое, как случилось: ни исправлений, ни дополнений. В них нет нужды, когда пробивает молнией. Этого достаточно, чтобы торчать всю ночь напролет."

Уже нет в живых ни Джуниора Кимброу, ни Роберта Палмера. Сгорел дотла веселый кабак, в котором блюз звучал с гипнотической силой. Формально названия у него так и не было. Зачем ему название, если в рекламе он не нуждался? Местные говорили: "Пойдем к Джуниору?" И был всегда ответ: "А как же!"

До того, как стать церковью, здание служило магазином. В 1991 году началась его новая жизнь, маленький зальчик стал символом продолжения жизни необработанного, сырого и мощного миссиссипского блюза - в новые времена. Почти всегда сам Дж.Кимброу вел концерты, и часто выступал его сосед, Ар-Эл Бернсайд (R.L.Burnside). Блюз здесь был, как писал Палмер, делом семейным. Буквально: в группе с ними играли их сыновья, внуки и прочая родня. "Они согласовывают зачастую идиосинкразические структуры и обороты мотивов Джуниора с внешне случайным мастерством." После смерти Джуниора Кимброу от сердечного приступа, дела вел его сын Кинней Кимброу. Причина пожара пока не установлена.



Дейв Майерс

1997 San Francisco Blues FestivalВ середине марта Дейв Майерс (Dave Myers) перенес тяжелую операцию: вследствие осложнений от диабета ему ампутирована нога до колена . Сейчас Дейву Майерсу 74 года, он был непосредственным участником Чикагской электроблюзовой революции, бассистом группы "Четыре Туза" ("The Four Aces") - (возможно) самого первого электрофицированного блюзбэнда в Чикаго. Вместе с братом, гитаристом Луисом Мейерсом, и барабанщиком Фредом Билоу (Fred Below), на заре 50-х они составляли самую горячую ритм-секцию города ветров. (Позже группа называлась просто "The Aces", а после того, как Литл Уолтер добился успеха с песней "Джюк" - стали называться "Jukes".) Бас Майерса звучит в большинстве шедевров Литл Уолтера (Little Walter). Он выступал и записывался почти со всеми великими: Мадди, Вулф, Санни Бой...
В 1998 году при активной поддержке харписта Кима Уилсона (Kim Wilson), выпустил первый альбом под собственным именем: DAVE MYERS "You Can't Do That" (Black Top/Alligator). Альбом представляет великолепный чикагский блюз - в ветеранском исполнении. Дейв Майерс сыграл на бас-гитаре, соло-гитаре и впервые выступил как ведущий вокалист.
В июне нынешнего года, если позволит состояние здоровья, Дейв Майерс примет участие в традиционном Чикагском блюзовом фестивале. Возможна и организация его концерта-бенефиса.
Подробности о его здоровье вы можете узнать на сайте "Американские легенды". Организаторы просят поддержать музыканта в трудную минуту вашим участием и добрыми письмами в его адрес. Дейв Майерс - один из тех, кому мы напрямую обязаны за шедевры чикагского блюза.

E-Mail: ALMO@AmericanLegends.org
Fx: 415-931-6656
P.O. Box 640409 * San Francisco * California * 94164-0409 * USA

вернуться к мартовским новостям новости звукозаписи J.A.M.


Бывшие новости | Январь-Февраль 1999 | Март 1999 | Ноябрь-Декабрь 1999
Январь 2000 | Февраль 2000 | Март 2000 | Апрель 2000


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум