Заппа'zУх!Ой!


русский более или менее регулярный бюллетень для поклонников американского композитора
Frank'а Vincent'а Zappa'ы


Выпуск.38 (23 марта 2002)

Музыка тощих

  Ономастика - вовсе не средство для натирания пола или отбеливанья санфаянса. Такое чудно'е название на букву О у науки об именах собственных. Скажи ей "блюз". Она ответит "Чесс", "Чикаго", "Мади Уотерз". Первый ряд. Самые захватанные бирки.

  У Фрэнка Заппы, как известно, методы ненаучные. Подход провинциальный, самобытный. Поэтому ничего занюханного и жеваного у него не встретишь. На слово "блюз" маэстро откликается вот так.

My Other Obsession

While other guys in high school were spending their money on cars, I spent my money on records (I didn't have a car). I went to to used record outlets to buy jukebox records of rhythm-and-blues songs.

There was a place in San Diego on the ground floor of the Maryland Hotel where you could buy R&B singles unobtainable elsewhere - all those Lightnin' Slim and Slim Harpo sides on the Excello label.

TRFZB, p.35

Еще Одна Моя Страсть

В то время, как другие ребята в школе все деньги просаживали на машины, я свои тратил на пластинки (Машины у меня не было). Я ходил по лавкам, что торговали подержанными сорокопятками из джукбоксов и покупал ритм-энд-блюзовые записи.

Было одно такое место в Сан-Диего на первом этаже отеля Мэриленд, где можно было откопать вещи, которые нигде больше не найдешь - все эти номера Lightnin' Slim'а и Slim Harpo на дисках компании Excello.

TRFZB, p.35

  "Икселло", "Лайтнин Слим", "Слим Харпо", "Сан-Диего". Четыре имени и в каждом буква С. Аллитерация называется. Красиво, хоть и чистая случайность, как Сан-Диего и отель Мэриленд.

  Поскольку блюзовая студия звукозаписи, компании Excello располагалась в луизианском городишке Crowley, а штаб-квартира в ковбойском Нэшвилле.

  Хотя и заправляли шарашкиной конторой, что твои братья Чесс, два белых типа - Ernest LaFayette Young and James Denton Miller

  Lightnin' Slim/Rooster Blues

  Правда, если у Мичигана в роли главного инструмента уже ходила гитара со шнурком, то ближе к устью, в дельте речке Миссисиппи по прежнему всех прочих балалаек выше стояла простая сельская сопелка. Гармошка с дырочками на боку.

  Солисты-губошлепы не только неизменно заполняют паузу между куплетами, дают перевести дыханье Молниеносно Тощему, но зачастую и в самом базовом блюзовом диалоге вместо гитары поддакивают, вторят человеку.

  - It's mighty crazy

  - Дуй, ласточка, дуй.

  - It's mighty crazy

  - Пыхти, не умолкай.

  - To keep on robbin' dat same ol' thing

  - Гуденьем ты душу мою растревожь

  По этой раз и навсегда затверженной схеме сколочены чуть ли все пятьдесят восемь песенок, записанных за десять лет с 1955 по 1965, первым артистом компании Excello - Lightnin' Slim'ом. Тем самым Тощим номер один. Молниеносным.

  Гитара, гармоника и что-то из ударных. Стиральная доска, картонная коробка или же проста в трубку свернутая местная газета. Даже басист необязателен. Пришел, от молодухи оторвался, и хорошо. А нет, и без него управимся.

  Таков народный минимализм, болотных - swamp blues'ов Lightnin' Slim'а, звезды Икселло. Настолько безыскусен, что не обманешь. Эффект эрекции подобен. Он или есть, или отсутствует. Простой фасон брючат места иллюзии не оставляет.

  Но Slim всегда в порядке. Молоток. Как и его младший партнер, родственник и сотоварищ по исполненью чистых, беспримесных сельских напевов - Тощий Дудело. Slim Harpo - герой Excello номер два.

Slim Harpo/Shake Your Hips

  Старший привел младшего в студию. Тот начал, как простой музыкант на повременке. Подпевла-поддувало. А потом вдруг раз, в один прекрасный день, свою собственную песенку принес. Да какую!

Well, I'm a king bee,
buzzin' around your hive.
Yeah, I'm a king bee, baby,
buzzin' around your hive.
Well I can make honey, baby,
just let me come inside.

  Вот уж, где бас оторвался по полной программе. Всех отодвинул на второй план. Сполна свое добрал. С обидчиками рассчитался. Вещь. Классика.

  Этот подкожный вариант с завораживающей басовой линией, предельно лаконичной гитарой и солирующей гармоникой станет мгновенно узнаваемым мотивом Slim Harpo. Еще один, как тяга, могучий и лапидарный стандарт swamp blues'а. Болотный не по колено, а уже по шею. Любимый драйв. Любимый, но вовсе не единственный.

  Поскольку, наследие Гармониста, второго Тощего, куда разнообразнее, чем первого - Молниеносного. А потому, что сам с усам. За очень редким исключением все свои песни Slim Harpo придумывал без помощи посторонних. С женой тарелки полоская после ужина. А может быть и какие-то другие механические, не отвлекающие от умственное работы, действия совершая.

  Что безусловно превращает окончательно ковбойского, кавалерийский коня в правильную афро-американскую зебру. Ведь все прочее, девяносто процентов остального Икселловского блюзового репертуара (а помимо двух выдающихся Слимов в обойме компании имелось еще полдюжины красавцев иного склада и конституции - Lazy Lester, Lonesome Sundown, Whispering Smith и тп) навалял, наскреб не аутентичный во всех отношениях Willie Dixon, а белый, ловкий малыш, продюсер Jay Miller, он же Jerry West.

  Но вместе, в одной упряжке, с сочинениями Harpo - баланс. Дружба. Моя твоя понимайт! Гитлер капут! Смешение культур, цветы оригинальности и первозданности. Нечто настоящее, неповторимое, порождающее и вовсе уже замечательные феномены вроде нашего героя. Кумира, композитора и гитариста Фрэнка Заппы.

  Казалось бы, только вот капут блюзовый двадцатого века весьма своеобразен. Синий-синий, беспросветный, как военно-морской кисель.

  Имя Lightnin' Slim'а - одного из главных вдохновителей FZ, не только музыкальных, но и поэтических, лишь исключительно специалистам в чине капитана с говяжьим сердцем душу греет. А это все равно, что марсианам.

  Slim Harpo счастливее. (Между прочим, я думаю это у него John Mayall перенял манеру фотографироваться с гитарой. Не важно на чем играешь, но на обложке блюзовой пластинки обязан непременно сжимать гриф).

  Slim Harpo, просто James Moore вне сцены, популярнее Пеле в британском рок-н-ролле. Но, впрочем, тоже сомнительное, счастье, когда твои все самые отменные хиты I'm A King Bee (1957), Baby, Scratch My Back (1965) и Shake Your Hips (1966) куда как более известны не в подлинном, оригинальном исполнения, а в слабогазированном варианте Yardbirds и Rolling Stones.

  Но это, собственно и есть, засада 22 для Тощих. Та самая, что окончательно уравнивает с Мутными (Muddy) и Воющими (Howlin'), витринный Chess и заднее крыльцо Excello. Не подлинное важно, а красивое. Мир держится на упаковке. Блеск целлофана решает все.

Then we get to the Sixties... because England was starting to ship back some recycled fifties music, played by people who were younger and cuter than original performers, to be consumed by people who were younger and cuter than original consumers (and who, especially in the case of Rolling Stones fans had never heard the original recordings of their revamped Slim Harpo/Muddy Waters repertoire... and not only that, folks, if they had heard the originals, they probably wouldn't have liked them at all, since neither of original artists named above were as prance-worthy as Mick Jagger). И тут мы приходим к Шестидесятым... когда Англия стала вдруг экспортировать в Штаты репринты музыки пятидесятых, которую только играли люди помоложе и посимпатичнее оригинальных исполнителей, да и потребляли люди помоложе и посимпатичнее изначальных потребителей (публика из разряда тех, и это, между прочим, отличительная особенность поклонников Rolling Stones, кто никогда не слышал оригинальных вещей Slim Harpo/Muddy Waters'а, ныне просто удачно переупакованных ... а если бы они и слышали, скажу вам братцы, эти оригинальные записи, то вероятнее всего никогда бы и не полюбили, поскольку ни один из настоящих, оригинальных исполнителей, мной упомянутых, не подходил на роль объекта для обожания так, как на нее подходит Mick Jagger).

Viva Zappa, p.101

Viva Zappa, p.101

  Вот так вот. Можно сказать, абзац и точка в нашей пропедевтике. Которая, кстати, вовсе не способ исполнения отдельных нот и гамм одновременно ухом, горлом, носом. У немузыкальных греков на букву Д так называлось введение в предмет. Набор начальных сведений.

  Будем считать, что темой деревенские блюзовые корни музыки ФЗ мы овладели. Имеем представление. За это сами себе оценку поставим красивую оценку на букву П.

 


  Искренне Ваш, Владимир Советов
  http://www.arf.ru/

Высказаться or Feedback


| Домой | Заппа'zУх!Ой! | Поиск | Хозяин |