Последнее прощание и отпевание Этты Джеймс состоялось в субботу, 28 января, в церкви City of Refuge города Гардена к югу от Лос-Анджелеса.
Президент США прислал свое послание в котором, в частности, сказано: "Этту будут помнить за ее легендарный голос и за ее вклад в музыкальное наследие нашего народа. Я уверен, что о ее уходе будут горько скорбеть все, кто знал и любил ее".
Во время службы пели Стиви Уандер и Кристина Агилера. Уандер играл на клавишных и губной гармонике, пел "Shelter in the Rain" и "The Lord's Prayer". Агилера исполнила ставшую легендарной песню Этты Джеймс "At Last".
На церемонии присутствовало около трехсот человек. Присутствовали ее два сына Donto и Sametto James, игравшие в последнем ее блюзбэнде, и ее супруг на протяжении 42 лет Artis Mills. Семья просит направлять пожертвования в пользу The Rhythm & Blues Foundation.
Вел церемонию Преподобный Эл Шэпрон, много лет лично знакомый с Эттой Джеймс. Известный борец за гражданские права, Шэпрон в своем слове подчеркнул: "Джеймс начала работать над голосом, когда была еще маленькой девочкой, певшей госпел в местной церкви. Госпел считался "расовой" музыкой тогда. Этта стал мостом в американской культуре, и это изменило весь мир. Она подарила нам общий ритм, и мы все стали напевать те же баллады и понимать мелодии друг друга во времена, когда нам еще не позволялось пользоваться одними отелями".
CNN:
Этта Джейсм скончалась в прошлую пятницу, 20 января, не дожив 5 дней до своего 73-летия. Она умерла от лейкемии и сопутствующих осложнений, и о ее скорой и неизбежно смерти было объявлено заранее.
Этта Джеймс родилась как Jamesetta Hawkin 25 января 1938 г. в Лос-Анжелесе. И детство ее не было светлым и беспечальным. Она не знала, кто ее отец, а ее матери было 14, когда Джеймсэтта появилась на свет. Она оказалась не лучшей мамой, девочку растили родственники и знакомые, пока ее не приняли под свою крышу бабушка с дедушкой. И хотя Джеймсэтта стала ходить в церковь, как они настаивали, но она уже обрела свой мятежный и упрямый характер. И, похоже, в церковь она ходила петь, а не слушать проповеди. И еще у нее появилось прозвище Peaches - Персики - за круглые розовые щечки.
Ее заприметил известный искатель талантов, бэнд-лидер и певец Джонни Отис. (Судьба судила ему покинуть этот мир на три дня раньше Этты). По стандартным тогда лекалам шоу бизнеса он скроил песню "Roll with Me Henry" - лихой ритмэндблюзик в ответ на скабрезный "Work with Me Annie" Хэнка Балларда. Этта спела его с подростковой вызывающей запальчивостью, которую можно посчитать панк-ритм-энд-блюзом по меркам 50-х. Даже название пришлось переделать на нейтральное "The Wallflower" - иначе не взяли бы на радио за "непристойность". В 1960-м уже под именем Etta James она оказалась на чикагском блюзовом лейбле Chess, где на нее возлагали большие коммерческие надежды, кои она и оправдала в полной мер. Ее официальным опекуном был назначен большой папа Уилли Диксон. На гастролях он запирал ее в гостиничном номере, но Этта умудрялась вылезать через окно, чтобы пробраться в номер к музыкантам, где те лихо "репетировали". В 21 год она была уже в высшей лиге наркоманов: прочно сидела на героине.
Именно тогда, после вульгарного "Roll with Me Henry" она записала "At Last", песню, появившуюся еще в 1941 году как номер в легковесной музыкальной кинокомедии с участием оркестра Гленна Миллера. Этта изменила песню до неузнаваемости. Было что-то слюнявое на тему "вот наконец мой принц пришел". А появилась возвышенная и одновременно чувственно-томная поэма об обретении смысла жизни.
Детская безотцовщина, подростковая беспризорщина, музыкантская аморальность - все аукнулось в дальнейшей судьбе Этты Джеймс такими тяжелыми испытаниями, какие сломили бы любого другого. Но только не ее. На протяжении десятилетий она регулярно скатывалась на самое дно алкогольной и наркотической зависимости, откуда, казалось бы, не возвращаются, но она возвращалась. Булеремия, нападавшая в периоды отрезвления, тоже не способствовала здоровью. Уверенно можно сказать, что спасали ее уникальный талант и всепобеждающая любовь к музыке. Свою биографию она с полным правом и ответственностью назвала Rage to Survive: The Etta James Story.
Ее последнее возвращение (последние, поскольку ей удалось окончательно покончить с наркотиками) ознаменовалось выходом альбома-посвящения другой великой певице изломанной судьбой: Билли Холлидей. В 1994 г. Mystery Lady: Songs of Billie Holiday принес ее первую премию Grammy в категории джазового вокала. Следующие две Grammy она получила в блюзовой категории и провозгласила себя "Matriarch of the Blues". В эти зрелые годы ее голос стал звучать решительно и с "правильным" блюзовым рычанием. Пройдя столько взлетов и падений, она научилась петь безоглядно, без расчета, подлинно от сердца.
В интервью CNN в 2002 г. Этта Джеймс сказала: "Most of the songs I sing, they have that blue feeling to it. They have that sorry feeling. And I don't know what I'm sorry about... I don't!" - В большинстве песен, которые я пою, есть чувство грусти, чувство печали. А я не знаю, с чего мне грустить... Я не печалюсь!"
В последние дни имя Этты Джеймс чаще всего поминалось с приложением только одной песни "At Last". Но эта песня - не единственный ее шедевр. "I'd Rather Go Blind" (1968 г.) была написана специально для нее, и перепета другими вокалистками несчетное число раз. Но только Этта Джеймс пела эти слова не ради "красного слова": "Лучше бы я ослепла, чем увидеть, как ты уходишь с другой". Ну а что за блюзовая трагедия, если пафос не смешать с самоиронией? Теперь Этта ушла, и другой такой не будет.
P.S. После объявление о кончине певицы продажи ее пластинок выросли вчетверо. Сейчас в первой десятке наиболее популярных альбомов по данным Billboard два ее альбома: сборник наиболее известных ее записей Etta James - Icon (Geffen Records) на 6-м месте; и ее прощальный альбом Etta James - The Dreamer (Verve Forecast) на 8-м.
P.P.S Рецензии на альбомы Этты Джеймс на Blues.Ru http://www.blues.ru/data/artistview.aspx?aid=177
P.P.S Журналисты запутались, сколько именно Грэмми получила Этта Джеймс за свою карьеру. Вот справка от сайта: http://www.grammy.com/nominees/search?artist=etta+james&title=&year=All&genre=All . Но по неведомой причине куда-то затерялась Грэмми за Lifetime Achivement.
Андрей Евдокимов
Вечер во славу Литл Уолтера состоится сегодня вечером в State Theatre города Модесто в Калифорнии.
Марк Хаммел, общепризнанный виртуоз губной гармоники, а так же историк и пламенный пропагандист этого инструмента, уже 20 лет проводит специальный тур Harmonica Blowouts. В нынешнем году тур посвящен творчеству легендарного чикагского новатора и мятежника Литл Уолтера (выходца и Луизианы и питомца Мадди Уотерса). В сегодняшнем концерте на сцену с Хаммелом выйдут Charlie Musselwhite, Billy Boy Arnold, Curtis Salgado, Sugar Ray Norcia, а ранее в этой же программе участвовали еще и John Mayall, Little Charlie Baty и Billy Flynn. Хаммел поставил для себя принципом Harmonica Blowouts непременное выступление нескольких солистов.
"Каждый, кто принимает участие в этой программе, может сказать, что когда он впервые услышал Литл Уолтера, это изменило его мир. И мы это не забыли. Литл Уолтер перевернул представление о губной гармонике точно так же, как для своих инструментов это сделали Майлз Дэвис, Чарли Паркер или Джими Хендрикс.Он из тех, кто вовлекает тебя в новый мир, - говорит Хаммел. - "Я горячий почитатель Литл Уолтера. И этот тур для меня особенный, поскольку в нем принимают участие два музыканта, лично знавших и выступавших с Литл Уолтером".
Факт: Литл Уолтер - единственный харпер в Зале славы рок-н-ролла! Сингл Уолтера "Juke" стал единственной инструментальной записью с солирующей губной гармоникой, которая поднялась до высшей (#1) позиции в ритм-энд-блюзовых чартах журнала "Биллбоард".
В 14 лет Хаммел впервые услышал записи Литтл Уолтера: "Уолтер играл через усилитель, так что гармоника звучала как саксофон - с электрическим "дисторшин" (искажениями звука). У него был джаз-свинговый подход. У него был какой-то шаффловый ритм буги (sic!). Трудно словами выразить, насколько сильное впечатление это произвело на меня! Нужно прежде всего признать, что он был гений! Так играть мог только гений. Это вообще невозможно объяснить: у него были концерты с биг-бэндом - и он обставлял весь оркестр!"
"Литл Уолтер подхватил и продолжил с того места, где остановился Санни Бой Уилльмсон II. И смог подняться на абсолютно новый уровень. И гармоника стала очень популярной: в 50-х, если у тебя в группе не было гармоники, значит, ты сидел без работы".
В прошлом году Хаммел выпустил замечательный студийный альбом Unplugged - Back Porch Music. Но к туру, посвященному Литл Уолтеру, он подготовил альбом "Blue and Lonesome" - специальный сборник преимущественно концертных записей, сделанных за последние 25 лет. Это каверы песен самого Литл Уолтера, или блюзовых стандартов, которые он часто исполнял. Примечательно, что портрет Литл Уолтера на обложке альбома нарисован самим Хаммелом, когда ему было только 16 лет.
Хаммелу идет 58-й год, за плечами не только знаменательные достижения, но и удивительные приключения, случающиеся на блюзовом пути. Последние четыре года он, не торопясь, писал мемуры: "Просто всякие случаи и чепуха, что случаются в гастролях" - по словам Хаммела. Книга получила название "Big Road Blues: 12 Bars on I-80", планируется, что она выйдет в свет в мае.
Андрей Евдокимов
Замечательная техасская блюз-дама! Профессионально выступает с 15 лет. В детстве, когда ее сверстницы играли в куклы, она играла на гитаре. Постепенно научилась играть и на трубе, аккордеоне и фортепиано, освоила мандолину и игру на lap-steel. Еще умеет свистеть на ключе! (Как делала Суок, но совсем в другой опере).
Взрослела в Остине 80-х, когда в этом городе гремела блистательная плеяда белых блюз-рокеров: Stevie Ray Vaughan & Double Trouble, the Fabulous Thunderbirds, Angela Strehli, Omar & the Howlers, Lou Ann Barton и др. Плеяда появилась благодаря форейторской деятельности клуба и студии звукозаписи Antone's, и в 90-х Кэролин проходила блюз-университеты ужена сцене этого клуба.
Дискография началась в 2003 г. с альбома Alcohol & Salvation ("Песни о Боге и бухле", как пояснила Кэрол). На днях вышел ее новый альбом "Peace Meal". На вкус, очень правильное блюдо. Для первого знакомства: любимая почитателями Джэнис Джоплин и южного комфорта "What Good Can Drinkin' Do":
На Blues.Ru об Antone's:
суд да дело... и, конечно, некролог...
Андрей Евдокимов
Во вторник, 17 января, в почтенном возрасте 90 лет в своем доме в пригороде Лос-Анджелеса скончался Джонни Отис (Johnny Otis), человек-эпоха в истории популярной музыки вообще, и черной - во всех ее стилях - в частности.
Выдающий музыкант, обладающий не только собственным прекрасным вкусом, но и тонким чутьем относительно того, что понравится публике, он никогда не стремился блистать на авансцене, но при этом и не скромничал в тени. Он находил и представлял публике все новые и новые таланты, и всегда был рядом с восходящими звездами: блистательно-обаятельный, виртуозный, слегка себе на уме и снисходительно-добродушно-улыбчивый. Начав с работы за ударной установкой, он вскоре сам собрал оркестр. Любимым инструментом считал виброфон, но в записях долгих соло не оставил. Кажется, он предпочитал использовать звук виброфона как своеобразную краску и отличительный знак своего оркестра. Кроме того, он прекрасно играл на фортепиано. И его роль в сотворении рок-н-ролла необходимо рассмотреть подробней, чем это делалось до сих пор. Первая слава пришла к нему в 1945 году с записью "Гарлемского ноктюрна". (Тема сочинения 1939 г. была очень популярна, и на протяжении 40-х ежегодно появлялось по нескольку вариантов ее исполнения. Ее записывали и Гленн Миллер - послаще, и Дюк Эллингтон - посвинговей. Так что Джонни Отис выдержал серьезную конкуренцию со своим небольшим ансамблем и трактовкой, словно из маленького бара - по сравнению с "больше-зальными" вариантами корифеев. А затем уже началась череда хитов его собственного сочинения. В 1950-м его Willie and the Hand Jive разошлась тиражом полтора миллиона экз. - и сейчас неплохо, а по тем временам - феноменальный успех! Кстати, в этой песенке проглядывает ритм первых хитов Бо Диддлей, появившихся несколько лет спустя.
Отис менял стили, как перчатки: джаз, попс, ритм-энд-блюз, блюз - но только в рамках черной музыки. Он себя чувствовал лично ответственным за ее презентацию перед самой широкой аудиторией. И потому работал не только как музыкант и промоутер, но и как лектор-пропагандист, ведущий радио- и телепрограмм.
И на протяжении всей его карьеры его считали черным музыкантом - каким были все участники его оркестров и (за редчайшим исключением), все найденные им солисты (В их числе Etta James, Big Mama Thornton, Jackie Wilson, Little Willie John и - блестящее исключение - Hank Ballard). Его смуглая кожа и его образ мышления - соответствовали более чем.
А по крови он был грек. Сын греческих эмигрантов, он родился в Калифорнии. Его имя при рождении было: Ioannis Alexandres Veliotes. Одна еще юном возрасте он поменял его на Джонни Отис - это звучало "по-черному". Он решил, что раз в Новом Свете он оказался нищебродом - то следует не стыдиться, а гордиться этим: "Еще ребенком я принял решение: раз наше общество требует, чтобы ты был либо белым, либо черным, то я буду черным! А музыка - это не просто ноты. Это - культура: то, как готовила бабушка, то, как травил байки дедушка, то, как ходили и разговаривали ребятишки".
Кстати, сыновья Джонни: Шагги и Никки - тоже стали музыкантами, играли в его оркестре. А Shuggie Otis добился успеха и как солист. Никки в 90-х занялся модной темой вегетарианских продуктов. В Калифорнийском Севастополе Джонни открыл "organic grocery" ("органическую бакалею") - в те годы он еще продолжал записываться и гастролировать. Свое 70- и 80-летие он отмечал выступлениями на San Francisco Blues Festival. Но когда был дома, то вечерами в этой же "бакалее" устраивал по уикендам концерты для соседей - и было весело всем!
Пока позволяло здоровье, на некоммерческом радио Pacifica на протяжении многих лет Джонни Отис вел свою радиопрограмму. Участвовал в политике и проповедовал в местной церкви. Занимался живописью и скульптурой. Дамский любимчик на протяжении всей своей эстрадной карьеры, он сохранил брак с супругой Филлис, заключенный еще в 1941-м году, до начала большого успеха. В этом браке родилось четверо детей.
Андрей Евдокимов
В понедельник в городе Торонто городское Блюзовое Общество (The Toronto Blues Society) в 15 раз проводило ежегодное вручение Кленовых Блюзовых наград (Maple Blues Awards). В тот вечер национальный символ был не бардовым, а прозрачным, как синий лед.
Церемонию, сопровождавшуюся большим и радостным концертом вели две прекрасных дамы Treasa Levasseur и Shakura S'Aida -они же и соперницы за титул блюз-вокалистки года. А премия в результате досталась Suzie Vinnick. http://youtu.be/x0D-dG09bHY - здесь она на "квартирнике" рассказывает молодежи... много, что рассказывает, предисловие к песни занимает немногим меньше времени, чем сама песня. Сюзи стала и "Сочинительницей года".
Три почетный листочка достались внушительно персоне Matt Andersen: он и "Артист года", и "Акустик года", и "Вокалист года". Мэтт словно только что вылез из буйных 60-х - свежий и полный нерастраченных сил - из времен, когда фолкники начали выступать с рокнролльным азартом и с рокнролльной же небрежностью. Мужчина большой и страстный, публику он взял нахрапом (это комплимент, если кто не понял сразу). Образец: http://youtu.be/b0dKtiWTKaA
Кстати, четыре года назад, неподражаемый виртуоз Carlos del Junco побывал в Москве, давал мастер-класс в "Доме у Дороги" и джемовал с Мишурисом! - http://www.blues.ru/news/?iid=437 Кстати, и трубач (он же гитарист и харпер) Chris Whiteley в дуэте с певицей Dianne Braithwaite выступали в Москве, и в "Доме у Дороги" так же джемовали - http://www.blues.ru/news/?iid=562
Полный список лауреатов и номинантов: http://torontobluessociety.com/2011-maple-blues-awards-nominees/
Репортаж с картинками: http://www.rootsmusic.ca/2012/01/18/the-15th-annual-maple-blues-awards/
И в завершение - о главном.
Трех лет не прошло, как группа MonkeyJunk выпустила дебютный альбом, а газета "Оттавский гражданин" уже пишет: "MonkeyJunk продолжают доминировать на канадской блюзовой сцене". К своей пока не обширной коллекции MBA (Maple Blues Awards) они добавили "За лучшую электрику", "Лучший альбом", да еще барабанщик Matt Sobb назван "Ударником года". По-моему скромному разумению, MonkeyJunk - явление не только канадского, но и международного масштаба! Попробуем послушать ее в ближайшем выпуске ATB на "Эхе..." в ближайшую ночь с субботу на воскресенье, сразу по окончанию концерта Мишуриса в "ДуДе"...
Но такого по радио не увидишь:
Или так:
Андрей Евдокимов
Пианист, певец, барабанщик, композитор, поэт, историк и публицист. Обладал бесподобно мягким туше, и под нежное шкворчание басов мог вмиг окатить слушателя градом жалящих нот. Чувство ритма у него было свое, нутряное, недостижимое для нынешнего поколения. В своих сольных импровизациях демонстрировал полифонию и мультиритмию, каким в консерваториях не учат. Если сам пел о вороне, стучащем клювом в ставню, или о ливне, обрушившимся как из ведра - это слышно было и в голосе пианино. Был на своем месте и как уличный музыкант, и за большим концертным роялем на благотворительных концертах. Лирик и циник, оптимист и мизантроп: его "соседствующие" альбомы назывались "Грязь земли" и "Омар Великолепный". Выступал и записывался под собственным именем, а так же как Омар Шериф и даже Омар Хаким Хаям.
Родился 10 марта 1938 года в Луизиане, отец был пианистом. С детства играл в церкви, отслужил в ВМФ США, после службы начал профессионально выступать на Западном Побережье. Держался особняком, но успел переиграть со многими великими в блюзе, а так же с Реем Чарлзом и Бобом Диланом. Первый альбом записал только в 1971 г. Единственная регалия - номинация на W.C.Handy Award в 1993 г.
AMG пишет об альбомах Badass (1996) и Black Widow Spider (2000): "Это злостный блюз без финтифлюшек. Песни с названиями вроде "Моя жизнь сплошной кошмар" или "Семь лет пыток" дают слушателю некоторое представление, откуда взялся Омар Шариф. Его следующий альбом "Анатомия" - концептуальный. Его Шериф посвятил своей любимой теме: женщинам. Шериф остается малоизвестным музыкантом, забытым, но настоящим (подлинным), он и есть блюз до мозга кости. Не пропустите, если он приедет в ваш город"...
P.S. http://en.wikipedia.org/wiki/Dave_Alexander_(blues_musician)
Death
On January 8, 2012, Alexander was found dead of an apparently self-inflicted gunshot wound at his home in Marshall, Texas. He was 73 years old.
Андрей Евдокимов
Комментировать, как видите, нечего. Amazon советует обратить внимание на альбом Beverly McClellan "Fear Nothing". Он сейчас на 15-м месте, и грозится подниматься выше... В альбоме все хорошо, поскольку ничего такого, что обещает обложка, там нет и в помине )))
Андрей Евдокимов
"Один журналист сказал: иногда блюз играют, чтобы вырваться из блюза. Ну, в том смысле, что блюз в первом значении слова - это грусть-тоска. Я обдумал хорошенько и решил попробовать сделать это: счастливый блюз! Чтобы стряхнуть тоску!"
И здесь - понемногу, о прочих песнях нового альбома.
В начале февраля он появится в Санкт-Петербурге, Москве и в Киеве. На этот раз показывает программу не о вымышленном гитарном ансамбле Hofner Blue Notes, как было 3 года назад, а с новым бокс-сетом Santo Spirito Blues. Страсть Ри к крупным формам прямо-таки ошеломляет. Было дело, он за полтора года испек 11 альбомов! Респект.
Андрей Евдокимов
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум