В 1947 году среди музыкантов работающих
на Максвелл-стрит, появился молодой, но
необыкновенно талантливый гармошечник
по прозвищу Литтл Уолтер - его
настоящее имя было Марион Уолтер
Джейкобс. Это был красивый юноша
невысокого роста, со светло-коричневым
цветом кожи. С первого взгляда было
видно, что это человек очень яркий и
одержимый всевозможными страстями.
Именно Литтл Уолтеру впоследствии
удастся резко расширить возможности
гармоники и поднять ее статус среди
инструментов на небывалую высоту, а
вместе с Мадди и Джимми Роджерсом он
станет основоположником нового
чикагского блюза.
Литтл Уолтер родился 1 или 2 мая 1930
года в Марксвилле, штат Луизиана - не в
Дельте, но все же неподалеку, в 50
километрах от реки Миссисипи. На
гармошке он начал играть еще в раннем
детстве и, несмотря на угрозы и запреты
родителей, которым это не нравилось, к
восьми годам уже довольно хорошо ей
владел - давление окружающих только
разжигало его желание стать музыкантом.
Первым гармошечником, которого Уолтер
услышал вживую, был белый исполнитель
кантри по имени Лонни Галстон, а
наибольшее влияние на него оказал Санни
Бой Уильямсон-первый.
Упрямство и своеволие всегда были в
характере Уолтера: в девять лет он
бежит из дома и вскоре оказывается в
Сент-Луисе, где пытается заработать
себе на хлеб, играя на улице и по
бильярдным; по ночам кроватью ему чаще
всего служат бильярдные столы. Джимми
Роджерс вспоминает, что встречал его
тогда: мальчишка все время надоедал
музыкантам, пытаясь привлечь их
внимание. В 12 лет, оказавшись в Новом
Орлеане, Уолтер уже вовсю работал по
небольшим кабачкам, играя помимо
блюзов еще и вальсы, польки и всякого
рода популярные мелодии. В начале
сороковых годов Роджерс встретил его в
Хелене: как и прежде, Уолтер жил
подачками, спал на бильярдных столах и
не давал спокойно жить музыкантам из
"King Biscuit Boys". Они редко обращали
на него внимание, однако Уолтер не
пропускал ни одного концерта,
дожидаясь, пока Санни Бой Уильямсон-второй
сойдет в зал, чтобы поиграть в кости - в
этом случае ему иногда разрешали выйти
на сцену. Через некоторое время Санни
Бой оценил способности мальчика и дал
ему несколько уроков. Однажды ему
довелось вытащить Уолтера из
нешуточной переделки: какая-то женщина
бросилась на него с ножом; подробности
этой истории до сих пор не известны. Со
временем репутация Литтл Уолтера
упрочилась: он стал считаться
талантливым, подающим надежды молодым
блюзменом. Уолтер начал постоянно
работать с гитаристом Хьюстоном
Стэкхаусом и пианистом Генри
Хиллом. В 1945 году вместе с пианистом Робертом
Дадлоу Тейлором он участвовал в
рекламной передаче на радио KFFA под
названием "Mother's Best Flour Show" - они
играли традиционный блюз и джамп-блюз,
и на какое-то время передаче удалось
затмить даже знаменитую "King Biscuit
Time".
В 1946 году Уолтер возвращается в Сент-Луис,
где играет с Дэвидом "Ханибой"
Эдвардсом и Джеймсом де Шэем, а в
следующем году уезжает в Чикаго. К
этому времени он уже мастерски владел
гармошкой, изучив и переработав манеру
Санни Боя, Райса Миллера и альт-саксофониста
Луи Джордана. Уолтер неплохо играл и на
гитаре - он учился сначала у Хьюстона
Стэкхауса, потом у Ханибоя, а в Чикаго
будет брать уроки у Мууди Джонса. Он был
еще слишком молод для работы в клубах, а
потому играл в основном на Максвелл-стрит,
один или вдвоем с Ханибоем, подзвучивая
гармошку через небольшой гибсоновский
комбик.
Однажды воскресным утром Джимми
Роджерс услышал, как со стороны Максвел-стрит
доносятся совершенно восхитительные
звуки гармошки; он отправился
посмотреть, и каково же было его
удивление, когда это оказался старый
знакомый - мальчишка из Хелены и Сент-Луиса.
Они разговорились; вдруг начался
ливень, и Джимми позвал Уолтера в гости.
С тех пор они часто общались: оказалось,
что Уолтер живет всего в двух кварталах
от Джимми.
В это же время Уолтер знакомится с
пианистом Лейзи Биллом Лукасом и с
гитаристами Джонни Уильямсом и Джонни
Янгом. Как-то раз Литтл Уолтер и Уильямс
играли в "Фиолетовой кошке", и туда
зашел Джонни Янг, чтобы поджемовать с
ними. По неизвестной причине Уолтер
вдруг вспылил и затеял с ним ссору
прямо на сцене, а в результате
поссорился с обоими музыкантами. Он
уехал в Хелену, но вскоре вернулся и
продолжал играть на Максвелл-стрит. К
этому времени Уолтер уже завел новые
знакомства, и по выходным вместе с
Джимми Роджерсом и другими блюзменами
отправлялся в поход по окрестным
кабакам. За вечер они успевали обойти
пять или шесть мест, и собирали
долларов пятнадцать-двадцать -
довольно большие деньги по тем
временам.
Вскоре Джимми Роджерс сообщил Мадди,
что нашел подходящего гармошечника.
"Когда я с ним познакомился, он был
совсем еще ребенком и не пил ничего,
кроме пепси-колы," - вспоминает
Мадди. Встреча происходила на квартире
Уолтера; начался джем, и Мадди с Джимми
были просто ошеломлены: этот
семнадцатилетний мальчишка далеко
превосходил всех известных им
гармошечников, кроме, пожалуй, Райса
Миллера. "Нам нужен был именно
такой звук, - позже говорил Мадди,
объясняя, какой он хотел видеть свою
группу. - Я очень люблю гармошку -
наверное, потому, что мучил ее еще в
детстве".
Несмотря на то, что Уолтер был
потрясающе талантлив и обладал своей
собственной, неповторимой манерой,
Мадди и Джимми видели, что ему еще
многого не хватает - прежде всего,
чувства ритма. Мадди хотел, чтобы его
музыканты всегда играли немного вперед,
а сам, когда пел, оттягивал мелодию
назад, поэтому аккомпанировать ему
было не так-то просто, однако Уолтер
горел желанием учиться и был
благодарен Мадди и Джимми за то, что они
взяли его в оборот: все, с кем он
занимался до этого, не выдерживали его
плохого чувства ритма и вздорного
характера. "Уолтеру очень
нравилось играть с нами, потому что мы
принимали его таким, какой он есть, и он
любил нас за это, - вспоминает Джимми
Роджерс. - Он, наверное, в жизни никого
так не слушался, как нас с Мадди."
Мадди и Джимми, оба неплохо игравшие
на гармошке, занимались с Уолтером
целых полгода. Он схватывал все на лету
и хорошо запоминал то, что слышал. "У
Уолтера здорово работала башка, -
вспоминал Мадди. - Он соображал ровно
в два раза быстрее, чем я или ты -
поэтому и научился так играть".
Помимо технических моментов, Уолтеру
пришлось также овладевать и
собственной энергией: поначалу он все
время вырывался вперед. "Мы учили
его быть спокойнее, - рассказывал
Мадди. - Он был точно на пружинах,
всегда готов вскочить, и играл быстро-быстро
- масса энергии!"
День за днем Мадди и Джимми
раскрывали перед Уолтером все тонкости
игры в составе. Чтобы соответствовать
их звуку, он научился играть жестче,
хотя в целом сохранил довольно мягкую
свинговую манеру. Пройдя эту школу,
Уолтер по праву мог назвать себя лучшим
блюзовым гармошечником страны, однако
на этом он не остановился: вскоре он
совершит настоящую революцию в звуке и
технике игры и, продолжая дело Санни
Бой Уильямсона, сумеет сделать
гармошку самым заметным и популярным
инструментом блюза. Но, главное, Литтл
Уолтер и до нашего времени остается
непревзойденным мастером своего дела:
"Он умел играть, как никто другой,
- с любовью говорил Мадди. - Многие и
сейчас пытаются сравниться с ним - куда
там! Им и близко не подойти. Уолтер -
лучший из всех музыкантов, с которыми я
работал".
Вскоре предприимчивый Бернард Абрамс,
хозяин музыкального магазина под
названием "Maxwell Radio Record Company",
организовал Уолтеру его первую запись -
он участвовал в ней вместе с гитаристом
Отумом Брауном. Результатом записи
стала малоинтересная пластинка с двумя
вещами: "Ora-Nelle Blues (That's Alright)" в
исполнении Брауна и уолтеровской "I
Just Keep Loving Her" на обороте. Этим диском
Абрамс открыл новый лейбл, который
назвал "Ора-Нелл Рекордс" в честь
песни Брауна, однако просуществовал он
недолго и успеха не имел.
В отличие от многих своих друзей,
Мадди Уотерс редко опускался до того,
чтобы играть на улице, хотя ему и
нравилась карнавальная атмосфера
Максвелл-стрит: "Так зарабатывали
почти все, кого я знал, - говорил он, - но
мне всегда было противно торчать на
улице в холод и дождь и совать людям под
нос шляпу, и всякое такое". Джимми
Роджерс вспоминает, что несколько раз
играл с ним в Еврейском квартале,
однако сам Мадди забыл или сделал вид,
что забыл об этом. Зато Мадди охотно
рассказывает, как они с Уолтером
рекламировали его дебютную пластинку:
"Мы встали прямо перед магазином,
где продают диски, поиграли, а потом я
начал предлагать людям диск Уолтера - и
что вы думаете, мы продали целую кучу!"
Мадди, Джимми, Блю Смитти и Литтл
Уолтер впервые выступили как
профессиональный коллектив благодаря
счастливой случайности: как-то раз,
возвращаясь от Мадди с гитарой и
комбиком, Смитти зашел в
парикмахерскую на углу 12-й улицы и
бульвара Огден, и пока он дожидался
своей очереди, его попросили что-нибудь
сыграть. Один из посетителей оказался
менеджером заведения под названием "Курятник"
на углу Полк-стрит и Огден, и он объявил,
что, если у Смитти имеется свой бэнд, он
приглашает их сыграть у него в
ближайшую пятницу, субботу и
воскресенье. Друзья не знали, какую им
назначить цену, и в конце концов
доверили решение этого вопроса Мадди
как самому старшему. Он сказал, что
лучше начать с пяти долларов на брата -
это было немного, если учесть, что в то
время музыканты были обязаны работать
до пяти часов утра. В первых трех
концертах Литтл Уолтер не участвовал:
на гармонике играл Джимми. Мадди был
вторым гитаристом, а роль контрабаса
исполняла туба, на которой играл
неизвестный музыкант. Фронтменом и
основным гитаристом в этом составе был
Блю Смитти: "Я был лидером, то есть
те, кто входил, сразу смотрели на меня, -
вспоминает он, - и я пел, долго, пока не
уставал - тут подключался Мадди".
Группа имела успех, и их пригласили на
постоянную работу по четвергам,
субботам и воскресеньям - тогда они,
наконец, разрешили Уолтеру играть, а
Джимми Роджерс опять взялся за гитару.
Их репертуар составляли только блюзы.
Смитти припоминает два из них: "The
Honeydripper" и "Baby Please Don't Go", с
которой Мадди не расстанется до конца
своей жизни. Когда Мадди оказывался у
микрофона, он пел и свои собственные
вещи.
Однажды Эдди Бойд сообщил друзьям,
что Док Бриттон, хозяин клуба "Пламя",
ищет хороший блюзовый состав, и
предложил собрать трио из Мадди, Блю
Смитти и себя в качестве пианиста. На
следующий же день они отправились в
местный профсоюзный центр (на работу в
клубы брали только членов профсоюза), а
потом к Доку, и были приняты. Док обещал
им по 63 доллара в неделю, за шесть
вечеров - это были весьма неплохие
деньги.
Клуб "Пламя" находился на
пересечении 3-й улицы и Индиана-авеню.
По вечерам зал был полон: любители
блюза быстро оценили музыкальное
качество новой группы. Попеременно с
ними выступало существо, которое Блю
Смитти охарактеризовал как "тот,
или та, в общем, то, что играло на
пианино, пока мы отдыхали". Раз в
неделю устраивались особые вечера,
когда, уплатив два доллара на входе,
посетитель мог выпить сколько угодно
виски и послушать блюз. Док следил за
тем, чтобы у музыкантов не было
недостатка в спиртном, и однажды Мадди,
расстроившись из-за женщины, сильно
перебрал и в порыве ярости смел со
стола все пустые бутылки, а потом
бросился к бару и начал швырять об
стену полные. "Меня, конечно,
забрали, - вспоминал он, - но такое со
мной бывало очень редко: я как-никак
хотел стать знаменитостью и следил за
собой".
Вскоре из группы ушел Эдди Бойд -
он сказал, что будет искать гитариста с
более легким, джазовым звуком, а пока
что отправился в Индиану с Санни Бой
Уильямсоном. "Эдди всю жизнь хотел
играть что-нибудь мелодичное", -
говорил Мадди. В любом случае им было
уже не по пути. В трио Эдди Бойда
заменил пианист Альберт Луэндрю по
прозвищу "Саннилэнд Слим".
Мадди знал его еще по Дельте, где Слим
вместо того, чтобы пахать на мулах,
учился играть сначала дома у соседа, а
потом в местных забегаловках. Он долго
путешествовал по Югу, осел в Мемфисе, а
в 1942 году приехал в Чикаго. С Мадди он
был в прекрасных отношениях: "Мадди
- хороший человек и всегда был таким, -
говорил Слим. - Самый добрый из всех,
кого я знаю".
Ангажемент в "Пламени"
растянулся почти на пять недель, и
вдруг все кончилось: как-то раз после
перерыва Блю Смитти вместо того, чтобы
вернуться на сцену, отправился на
свидание, и Док Бриттон, который платил
за троих музыкантов, а получил дуэт,
рассердился и уволил всех. Группа не
осталась без работы: вскоре они
устроились в "Фиолетовую кошку". С
ними уже играл Литтл Уолтер; Джимми
Роджерс на тот момент "взял отпуск":
Смитти вспоминает, что у него были
проблемы с девушкой. Затем Саннилэнд
Слим рекомендовал их в "Коттон-клуб"
на углу Клайбурн и Халстед-стрит, но
через неделю они вылетели оттуда опять-таки
по вине Смитти, который сильно опоздал
и поругался из-за этого с Саннилэндом.
На Блю Смитти всегда было трудно
положиться - возможно, из-за того, что он
больше увлекался джазом, чем блюзом.
Джимми Роджерс утверждает, что Смитти
вообще не собирался делать музыкальную
карьеру - как бы то ни было, он вскоре
ушел из группы и собрал собственный
состав. В 1952 году он записался на "Чесс",
но пластинка продавалась плохо, и
больше в студию его не звали.
В этот период Мадди еще охотно играет
с другими музыкантами: время от времени
его приглашали Саннилэнд Слим, Мемфис
Слим, Джонни Янг, Биг Билл Брунзи, а
также Санни Бой Уильямсон, который имел
виды на его машину: он регулярно ездил в
Гэри, штат Индиана, в клуб "Спот".
Выступая с ним, Мадди обычно
перестраивал гитару пониже и играл бас.
Хозяева клубов прекрасно знали, что
Санни Бой уже к середине концерта будет
пьян в стельку, но все равно приглашали
его, так как он был очень популярен и
все еще привлекал публику. Однако под
конец вечера он либо начинал
буйствовать, либо просто засыпал, и
кому-то из музыкантов приходилось
занимать место фронтмена. Санни Бою
было все равно: при любом раскладе он
получал гроши. Если на сцене оказывался
Джимми Роджерс, он брал гармошку и пел
песни Санни Боя, которых знал довольно
много.
Тем не менее, уже скоро Мадди, Джимми и
Уолтер отказались от случайной работы
и играли только втроем: Мадди - слайдом
на гитаре, Уолтер - на гармошке, а Джимми
перестраивал гитару и вел басовую
линию. Он вспоминает, что состав был с
самого начала задуман как звездный: все
трое были в равной степени яркими
личностями и талантливыми музыкантами,
и ни один не должен был остаться в тени.
Между ними царило полное согласие: "Мы
никогда не ссорились - я, Мадди и Литтл
Уолтер, - говорил Джимми. - Нам было
очень легко вместе". Однако он
признается, что у них "бывали
проблемы с Уолтером, когда он вдруг
начинал задирать кого-нибудь и лезть в
драку".
Для начала Мадди, Джимми и Уолтер по
старой памяти сыграли на нескольких
вечеринках, а вскоре устроились в клуб
"Занзибар". Менеджеры других
заведений, которые часто заходили туда,
приглашали их в новые места - в общем, их
положение постепенно упрочилось. Мадди
по-прежнему исполнял только
традиционные дельта-блюзы. По
сравнению с музыкой, которую в то время
слушали в Чикаго, они звучали грубовато,
но в них была искренность, от которой
сжималось сердце и слезы
наворачивались на глаза. Мадди удалось
сохранить в неприкосновенности дух
корневого негритянского блюза, но
средства выражения он использовал
вполне современные: с помощью
электричества он добился плотного,
объемного звука гитары, а петь старался
уверенно и с напором. Однако на сцене он
пока еще держался довольно скованно:
либо сидел, либо стоял на месте.
Несмотря на то, что Литтл Уолтер
упорно работал, совершенствуя технику
игры, зрелые музыканты пока еще не
воспринимали его всерьез. По словам Снуки
Прайора, в то время Уолтер играл еще
довольно грязно, а петь вообще не умел.
Однако он быстро продвигался вперед
благодаря своему таланту, трудолюбию и
поразительной способности моментально
усваивать то, что слышал хотя бы один
раз. Когда кто-нибудь из гармошечников
пытался поделиться с ним опытом, Уолтер
впадал в ярость, но характерно, что,
придя домой, он непременно вспоминал
прием, который ему показывали, работал
над ним, а на следующий день уже
хвастался им как своим собственным
изобретением.
Благодаря своему бурному
темпераменту Уолтер скоро нажил себе
немало врагов, но Мадди и Джимми любили
и всегда понимали его: "У Уолтера
был плохой характер, - говорил Мадди, -
но это был замечательный человек, и
если уж ты ему нравился, то проблем с
ним не было". Когда из клуба Джо
Рико на Лейк-стрит пропали гитара Мадди
и комбик Джимми, многие подозревали в
краже Уолтера, но друзья ни на секунду
не усомнились в нем. Сначала им
пришлось занять гитару и комбик у
знакомых, а позже хозяин музыкального
магазина на углу 18-й и Халстед-стрит
продал им все необходимое с большой
скидкой, и у Мадди появилась новая
гитара марки "Гретч" со
звукоснимателем "Де Армонд".
Трое друзей всегда были вместе, и
отношения между ними были самые теплые.
"На сцене мы болтали, смеялись и
придумывали всякие штуки, чтобы
повеселить себя и публику", -
вспоминает Мадди с любовью. После
концертов они нередко отправлялись
джемовать в другие клубы, где легко
брали верх над самыми опытными
блюзменами. Случалось, что публика,
увидев их в зале под конец чьего-нибудь
выступления, требовала, чтобы они тоже
вышли на сцену. Особенно охотно они
участвовали в популярных тогда "битвах
блюзменов" и играли так, что в скором
времени группу просто перестали на них
пускать: "Понимаешь, Мадди, вы
играете слишком тяжело, - говорил
один из менеджеров. - Вы можете
работать у нас, если хотите, но для
конкурса вы слишком тяжелые". В
городе они стали известны как "The
Headhunters" (охотники за головами) и "The
Headcutters" (головорезы) - по словам
Джимми, сами они никогда так себя не
называли. В клубах их объявляли просто
по именам: "Мадди Уотерс, Джимми
Роджерс и Литтл Уолтер".
Несмотря на то, что Мадди, Джимми и
Уолтер изо всех сил старались
выглядеть "крутыми парнями",
одевались они очень тщательно, как
предписывал профсоюзный устав: даже в
самые захудалые кабачки они являлись в
одинаковых костюмах и при галстуках.
Когда группа, наконец, начала регулярно
работать по клубам, Мадди запретил
Литтл Уолтеру играть на улице. Тот
сопротивлялся из-за всех сил: за день он
мог собрать от 35 до 40 долларов, в то
время как в клубе получил бы не больше
десяти. "Я частенько гонял его по
Еврейскому кварталу, - усмехался
Мадди. - Только увидит меня, сразу
комбик в руки и бежать!" Сам Мадди
днем работал: муж его сестры, Дэн Джонс,
устроил его шофером в компанию "Western
Graves", выпускавшую жалюзи.
|