Блюз в России
ФОРУМ : Разговоры о блюзе : Коммерсант пишет о Барбаре Хендрикс - Andrei V. Evdokimov (evdokimov) (04.07.06 14:13) #

Оперная певица Барбара Хендрикс спела джаз в Москве

В Большом зале Петербургской филармонии и в Московском концертном зале имени Чайковского с джазовой программой в сопровождении шведского квартета под управлением саксофониста Магнуса Линдгрена выступила всемирно известная оперная певица Барбара Хендрикс. В том, что опера и джаз две вещи несовместные, в очередной раз убедилась ВАРЯ Ъ-ТУРОВА.

Многие оперные певицы то и дело позволяют себе маленькую слабость -- берутся петь джаз. Этим грешит и Джесси Норман, и Кэтлин Бэттл, и даже Елена Образцова иногда играет на сцене в Эллу Фицджеральд. В общем-то, как и положено чернокожей женщине, родившейся в Арканзасе, Барбара Хендрикс джаз поет, знает и любит уже давно. Взять хотя бы тот факт, что одной из первых ее записей была гершвиновская "Порги и Бесс", правда, с классическим Лорином Маазелем за пультом Кливлендского симфонического оркестра (1974). Ее джазовый дебют состоялся в 1994 году на джазовом фестивале в Монтре, и с тех пор она регулярно выступает по миру именно с джазовыми программами. Только в наступившем июле у нее четыре джазовых выступления в разных краях света.

За свою долгую карьеру помимо дюжины записанных оперных партий и нескольких камерных концертов госпожа Хендрикс записала шесть альбомов, скажем так, имеющих отношение к джазу: это были, в частности, спиричуэлс, изданные на виниле, с пианистом Дмитрием Алексеевым и песни Гершвина, записанные с прошлогодними московскими гастролерами -- сестрами-пианистками Катей и Мариэль Лабек. Но московский концерт Барбара Хендрикс решила посвятить не душеспасительным спиричуэлс или сладким мелодиям Гершвина, а матерому блюзу. То ли "Summertime" (которую она спела только на бис в качестве подачки публике) ей уже вконец приелась, то ли оперная дива в самом деле чувствует себя настолько уверенной в джазе, что берется за одну из самых сложных его ветвей.

Весь концерт певица старательно и безуспешно изображала Билли Холлидей, непревзойденную исполнительницу того же репертуара. Если в знаменитой пьесе Дюка Эллингтона "Mood indigo" музыканты поднапряглись и придумали неплохой состав -- голосу аккомпанирует только контрабас, то в песнях самой Билли Холлидей дело обстояло куда хуже. Усугубляло ситуацию то, насколько известна эта музыка. Ее ведь или играть совсем как-нибудь по-новому, будь то новизна концептуальная, или, скажем, эмоциональная, или уж совсем, наверное, не играть: любая попытка сыграть эту музыку просто, так же, как ее играли и пели великие, неизбежно превращается в подобие концерта в холле дорогой гостиницы за полчаса до ужина.

Впрочем, и это ощущение само по себе еще можно было бы пережить, если бы не выбранный певицей репертуар. Душераздирающие в оригинале блюзы "Don`t explaine", "I love my man", "God bless the child" в версии госпожи Хендрикс звучали буржуазно, прилизанно и аккуратненько. Какой уж тут джаз, когда певица звенит своими прекрасными до сих пор верхами ровно столько, сколько указано в нотах, а о свободе -- смыслообразующем элементе джаза -- и речи нет.

Это не снобизм, консерватизм или приверженность строгим жанровым рамкам -- но академические музыканты действительно не умеют играть джаз. Это объяснимо и понятно: классика с ее строгими и неизменными на протяжении веков гармоническими, мелодическими и ритмическими нормами, аксиомами и законами, воспитывающимися в любом музыканте лет эдак с пяти, попросту не позволяет по-настоящему расслабиться. Это как разница между человеком, выучившим язык, и его носителем. Ведь надо не играть в джаз, а разговаривать на нем.

----

Я не был на концерте. Однако отказываюсь считать джазовые баллады, о которых идет речь, "душераздирающими блюзами". =)

кстати, "Известия" уточняют программу этого концерта: - Andrei V. Evdokimov (evdokimov) (04.07.06 14:17) # [ ответить ]

Всемирно знаменитая чернокожая красавица-сопрано, имя которой некогда

украшало афиши всех лучших оперных театров мира, сейчас путешествует по миру в компании известного шведского квартета Магнуса Линдгрена с джазовой программой "Барбара поет блюз", куда вошли пьесы из бродвейских мюзиклов и джазовые "стандарты": "Oh, Lady Be Good!", "S Wonderful", "The Man I Love" и несколько номеров из знаменитой оперы Гершвина "Порги и?Бесс" с обязательной "Summertime" на бис.

Барбара - Федор Романенко (fedor) (04.07.06 15:41) # [ ответить ]

Я в конце 80-х фанател от ее советской пластинки со спиричуэлз, которую она записала с классическим пианистом Дм. Алексеевым, улетная... Недавно, кстати, я ее нашел!

хмм.. - Алексей Фролов (Buchothk) (04.07.06 17:09) # [ ответить ]

вообще ничего не понял.. Сначала нас уверяют, что Барбара прекрасно поет, любит и умеет петь джаз, а в конце заявляют, что именно джаз ей петь не дано... странно..

Однако сожаление о том, что не был на ее выступлении, появилось..

Архипоганая рецензия.. - Старый Майор (04.07.06 23:06) # [ ответить ]

Госпожа Варя Ъ-Турова, очевидно, писала её на голодный желудок. Или не была допущена в тот самый холл дорогой гостиницы перед ужином.

Или постмодернистский синдром замучал.

Не угодила ей Барбара, не расслабилась под бдительным взором музыкального критика, а стояла, панимаеш, в позе Билли Холидей и звенела верхами, аки бензопила, поющая по нотам.

Хозяйке на заметку. Одна из самых сложных ветвей джаза, как явствует из текста, называется "матёрый блюз". А отдельные экземпляры этого блюза бывают ещё и душераздирающими. С вООт такими зубами и когтями очевидно.

Короче, превед медвед! Приятного фсем душераздирания! Слушайте блюз, и да пребудет с вами Евдокимов!

Прекрасная оперная певица, но... - Muddy Lives (05.07.06 09:41) # [ ответить ]

когда настоящая легенда именно джазового пенеия (79-летняя и еще в прекрасном голосе) Sheila Jordan выступала в Le Club три недели тому назад, Московское общество даже не замечало. У нас было всего человек 20 в зале.

Muddy

А потому что уважаемый Muddy никому не доложил своевременно! - Старый Майор (05.07.06 16:51) # [ ответить ]

Вот явка личного состава и не была обеспечена!

Да, ошибку сделал - Muddy Lives (05.07.06 19:42) # [ ответить ]

Я почему-то предпологал, что все Московские любители джаза были в курсе. Я не понял, что Шила Джордон так малоизвестна в России. Теперь я обещаю делать объявления в таких случаях.

Джон

спасибо - будем очень благода!.. - Andrei V. Evdokimov (evdokimov) (05.07.06 20:32) # [ ответить ]

раньше Ле Клуб присылал нам анонсы, мы что-то, близкое к блюзу, размещали в качестве афиши на первой странице... но там сменилась PR-власть и связб оборвалась...

и еще позновательное из прессы: - Andrei V. Evdokimov (evdokimov) (05.07.06 20:36) # [ ответить ]

Фрагмент статьи "Пожилые негры затмили молодых белых" о фестивале в Монтре (газета КоммерсантЪ Daily 05.07.2006):

"Первые вечера на самой крупной площадке Montreux Jazz Festival -- Auditorium Stravinski -- были посвящены компании Atlantic Records. Мы уже писали об открывавшем фестиваль концерте в честь ее 83-летнего основателя Ахмета Эртегана (см. Ъ от 3 июля). Побывав на концерте памяти его брата и компаньона Несухи Эртегана, а также на выступлениях совсем новых артистов, БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ задумался о смене поколений в популярной музыке.

Классики с Atlantic Record на Montreux Jazz представили во всей красе "ресторанную" сторону жанра. В отличие от "углубленного в себя" исследовательского джаза, который царит поздней осенью на London Jazz Festival, летний Монтре представил джаз как бесконечный перформанс, оправдывающий каждый уплаченный зрителем швейцарский франк.

Сильно раздавшаяся вширь Чака Хан по поручению Ареты Франклин пела "Natural Woman". Откуда-то из небытия возникла мощнейшая фанк-группа 70-х Chic. Ее лидер, певец и гитарист Найл Роджерс не сходил со сцены, кажется, целые сутки: играл свои песни и аккомпанировал Чаке Хан в Auditorium Stravinski, потом джемовал в ночном кафе, а на следующее утро еще и провел мастер-класс для молодых музыкантов в аккуратном зале Petit Palais. Ансамбль бразильского пианиста Серджио Мендеса, недавно вернувшегося на сцену с новым альбомом, представил эталонный бразильский эстрадный саунд с примесью рэпа и, как положено, шумными карнавальными перкуссионистами. Би Би Кинг в рамках своего прощального турне дал концерт в Auditorium Stravinski и еще сыграл на борту пароходика, что совершал фестивальный круиз по Женевскому озеру.

Дуэт басиста Стэнли Кларка и пианиста Джорджа Дюка звучал слишком буржуазно даже для Монтре, но сдержать эмоции при звуках их версии "Les feuilles mortes" было сложно, женщины как по команде заплакали. Даже только ради этого номера стоит прийти 21 июля на концерт Кларка и Дюка в московский клуб Ikra. Жаль, они не возьмут с собой в Россию вышедшую к ним на сцену Auditorium Stravinski подвижную черную бабулю Рэнди Кроуфорд.

Вечера традиционного джаза, соула и блюза не обошлись и без белых артистов. Пел автор-исполнитель Стив Уинвуд, вышла к микрофону 58-летняя экс-вокалистка Fleetwood Mac Стиви Никс -- люди важные и известные. Клоун от рэп-металла Кид Рок лез вон из кожи расшитых золотом штанов: он "заводил" толпу матерными кричалками, солировал на барабанах и скрипел диджейскими вертушками, но на фоне темнокожих музыкантов казалось, что в жилах артистов англосаксонского происхождения течет не кровь, а какая-то гораздо более инертная жидкость.

Единственным, кто по большому счету имел право петь с легендарными неграми Atlantic Records, был Роберт Плант. Этот англичанин по-прежнему ощущает блюз почти на том же генетическом уровне. За день до начала фестиваля заболел бывший партнер певца по группе Led Zeppelin гитарист Джимми Пейдж. Надежды меломанов раз в кои-то веки услышать в их исполнении "Stairway To Heaven" рухнули, но Роберт Плант заменил хит Led Zeppelin еще более эксклюзивным материалом. Он вообще не касался Led Zeppelin и пел только старые блюзы, в том числе материал Honeydrippers, первой команды экс-"цеппелинов" после роспуска Led Zeppelin. Экраны давали крупные планы поросшего щетиной, усталого лица певца, он не вытягивал половины нот, но осталось чувство стиля. В одном из джем-сейшнов на сцену вывели престарелого Ахмета Эртегана. Найл Роджерс называл его "нашим папой", Кид Рок читал рэп в его честь, черные вокалистки в его честь особо активно двигали бедрами, и только Роберт Плант пропел в микрофон те две необходимых ноты, задал именно тот необходимый ритм, чтобы рекорд-магнат, явно не отличающийся идеальным слухом, смог вписаться в ансамбль и подпеть.

Компании Atlantic Records в следующем году исполнится 60 лет, но фестиваль Монтре смело можно расценивать как поминальную песнь. С одной стороны, вот уже несколько десятилетий Atlantic Records со всеми своими подразделениями является частью корпорации Warner. Объединение Warner с еще одним рекорд-гигантом -- EMI -- вопрос времени. Возникнет альянс стоимостью $20 млрд, рынок звукозаписи будет поделен всего лишь между тремя участниками: Universal, SonyBMG и Warner--EMI. На этом фоне "семейные ценности" Atlantic Records выглядят милыми слониками с бабушкиного комода.

В торжествах корифеев звукозаписи в Монтре есть и еще одна грустная нота. Музыка, как известно, стремительно перетекает на альтернативные носители, артисты осваивают альтернативные способы дистрибуции. Винил и CD, на которых выходили альбомы классиков блюза, один за другим переходят в разряд симпатичного утиля."

--------

Я понимаю, почему стебет "МК" - лучший способ прикрыть свою некомпетентность. но зачем этот тон серьезной фроде бы газете "КЪ" - не понимаю.

Ну это сообщение по сравнению с предыдущим - просто образец академической критики... - Старый Майор (05.07.06 20:56) # [ ответить ]

..тут стёб вполне интелегентский.


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум
правила форума