Сие есть рецензия журнала "Книжное обозрение" на роман
Нит П.
Новоорлеанский блюз / Пер. с англ. Ю.Вейсберга; Под ред. А.Митрофановой.
СПб.: Амфора, 2005. - 588 с. - (Амфора 2006). 4000 экз. (п) ISBN 5-94278-947-9
Джаз родился в трущобах, в грязи, и от рождения был черным, как ночь. Он родился в Луизиане, в Култауне, пригороде Монмартра. Этот Култаун всегда был адом на земле, и когда - одновременно с джазом - там родился Лик Холден, и меньше всего это стало благом для самого новорожденного.
Роман, выстроенный в форме классического двенадцатитактового блюза, - это история великого трубача Лика Холдена, полжизни положившего на поиски своей Сильвии. По ходу дела судьба сводит героя со всеми великими джазменами, начиная с Луи Армстронга. Действие охватывает весь XX век, география - от Лондона до Африки от Нового Орлеана до Нью-Йорка. И в этом эпическом пространстве с каждой страницы слышишь, как звучит блюз - тут надо отдать должное переводчику.
Книга может показаться слишком яркой, слишком жесткой, слишком напряженной - но таков и настоящий блюз, - и если совпадения, рефрены и импровизация позволительны в музыке, почему бы не быть им и в литературе?
Самое странное в этой книге, разумеется, автор. Патрик Нит - британец, стопроцентно белый, никогда в жизни не ступавший на землю Луизианы... Как это он смог почувствовать себя негром преклонных годов, заговорить этим языком, увидеть этот старинный джаз, где "ударник - словно комар под дождем: он так возбужден, что весь дрожит, будто лежит голый на снегу. А у пианиста пальцы скользят по клавишам, как жуки-плавунцы на воде, когда ее поверхность морщится под ветром. Басист -это конь-тяжеловоз, который привык ступать медленно, а саксофон точь-в-точь хобот африканского слона; когда его хозяин трубит в него, то хочет, чтобы все звери его слышали"... В 2001 году роман этот покорил жюри Уитбредской премии - и она была присуждена Патрику Ниту - "за экстравагантность". В этом, конечно, есть доля истины - уж слишком сложная, многоплановая и печальная книга получилась.
Но настоящий блюз всегда таков. "После коды мы чувствуем опустошенность, но тем вернее воспаряют наши души. А труба все держит последнюю печальную ноту, и она стихает, и это - блюз. И он не кончается, и нам всегда хочется еще".