^ИС: Твой курс / приложение к АиФ
^ДТ: 23.07.2003
^НР: 011
^АВ: Александр МАЛЬЧЕВСКИЙ
^ЗГ: Блюз-монологи непокоренных
^ТТ:
МУЗЫКА
Ты заходишь в полутемное помещение. Садишься за маленький столик. Закуриваешь
сигарету. Делаешь глоток темного пива и - погружаешься в другой мир. Москва - с
многочасовыми пробками, суетой, беготней и чертовой политикой - растворяется.
Перед тобой - грязные улицы Чикаго и Мемфиса, товарные поезда, гангстеры,
хлопковые поля, и вот уже там, за поворотом дороги, виднеется дельта Миссисипи.
Это путешествие займет у тебя от силы часа три. Билет туда-обратно оплачен. И
все будет именно так, если ты знаешь пароль. Пароль - блюз.
...Нещадно палит солнце. Воды во фляжке почти не осталось. Голоса надсмотрщиков
час от часу злее. Все тяжелее и тяжелее копать. Кнут все чаще опускается на
усталые плечи. Наконец, чтобы спастись от усталости, начинаешь петь: Told my
captain, my hands were cold, God damn your hands, boy, let the wheelin' roll! И
все подхватывают вместе с тобой. Над железной дорогой разносится песня. Это
блюз.
...В камере темно. Не проникает ни одного луча света. Ты сидишь и ждешь суда.
Ждешь, когда тебе вынесут самый строгий приговор - скорее всего, просто потому,
что ты черный. Ты сидишь в одиночестве и, чтобы окончательно не сойти с ума,
начинаешь петь: Awful lonesome, all alone and blue, Awful and lonesome, all
alone and blue. All alone and blue, no one to tell my troubles to, baby, where
you been so long? Это тоже блюз.
Когда и где появился блюз, навсегда останется неизвестным. Один джазмен из
Нового Орлеана в начале XX века на вопрос, когда появился блюз, ответил: "Блюз
был всегда". Блюз - это странная музыка. Блюз - это история жизни музыканта.
Блюз - это его настроение. Блюз - музыка, которой нельзя научиться, ее можно
только почувствовать, слиться с ней, и тогда, и только тогда, станет возможным
играть блюз. Блюз - это музыка обреченных, музыка людей с самого дна общества,
но она от этого не хуже, наоборот, от этого она становится только честнее и
ярче. Джазмены - почти все - по жизни оказывались богачами, блюзового музыканта
часто не на что было похоронить.
Блюз многолик. Его владения простираются от work songs и религиозных песен, из
которых он, собственно, появился, до blues-rock'а. Блюз можно классифицировать
по-разному: довоенный и послевоенный; акустический и электрический; Texas blues,
Chicago blues, New Orleans blues, Memphis blues, Louisiana blues, Delta blues,
West Cost blues, British blues. За каждым из этих стилей своя манера игры, своя
история, свои легенды.
Говорить, что блюз играют только в Америке, несколько неправильно. Его играют по
всему миру. Помню, как дождливым вечером в Праге в одном маленьком клубе слушал
чешских блюзменов. Однако загадочной русской душе блюз, наверное, ближе многих
других стилей, а посему блюз в России живет и, надо сказать, побеждает: проводит
фестивали, организует концерты иностранных звезд и т. д. и т. п.
Блюзовых команд в Москве не очень много, зато каждая из них имеет свое лицо.
Гитарист-виртуоз Леван ЛОМИДЗЕ и его "BLUES COUSINS" играют электрический блюз;
Алексей АГРАНОВСКИЙ и "BLUESSPINNERS" отдают предпочтение традиционному блюзу;
Дмитрий КАЗАНЦЕВ и DR.NICK склонны к камерному акустическому звучанию; Сергей
ВОРОНОВ и "CROSSROADZ" и Борис БУЛКИН со своим "STAINLESS BLUES BAND"
предпочитают блюз-рок, а вот Михаил МИШУРИС склонен к рокабилли и свингу.
Конечно, это далеко не полный перечень блюзовых групп столицы, да и по России
они существуют в определенном количестве. Чего стоит, например, один "RAGTIME"
из Нальчика. Главное - другое, теперь российский меломан, ранее знакомый с
блюзом по фильмам "Братья-блюз" и культовому "Перекрестку" (не тому, где Бритни
Спирс), имеет возможность приблизиться к легендарному стилю, услышать его
живьем, пускай и в таком исполнении, которое предлагают наши блюзмены. Это уже
большое дело.
Другое главное - наши блюзмены воспитывают себе достойную смену. Как они это
делают? Блюзовые джемы - вот она, кузница кадров российского блюза. Джем - это
уникальное событие. Любой желающий имеет возможность выйти на сцену и сыграть с
группой. Конечно, сей акт требует определенной смелости, но результат -
аплодисменты, крики "браво", уважение друзей, - поверьте, стоит того. Так вот,
каждую неделю в московских клубах ("Би Би Кинг", "Вудсток", "JVL") проводятся
эти акции. Сколько молодых музыкантов прошли сквозь это испытание, я не знаю, но
вижу - с каждым джемом их становится все больше.
Значит, блюз в России будет жить.