Музыканты : Muddy Waters

Rollin' Stone: The Golden Anniversary Collection (2000)

Название: Rollin' Stone: The Golden Anniversary Collection
Год: 2000
Лейбл: Chess/MCA
Дата выпуска: 27.06.2000
Альбом на amazon.com
Альбом на All Music Guide

Рецензии

"Rollin' Stone: The Golden Anniversary Collection" 2000 - @@@@+

Данная коллекция, включающая в хронологическом порядке весь ранний материал, записанный Мадди Уотерсом на фирме Aristocrat/Chess, была приурочена к двум юбилеям: 85-летию самого Мадди и 50-летию его первого сингла, изданного на лейбле Chess, с записью знаковой для блюза песни "Rollin' Stone". Соответственно, это издание включает 50 первых треков Уотерса, записанных в Чикаго с 1947 по 1952 гг. Оно наглядно демонстрирует эволюцию творчества не только одного из величайших блюзменов, но и чикагского блюза в целом, когда осуществился переход от камерного акустического звучания в стиле Дельты к полноценному электрическому саунду городского блюз-бэнда.

Переехав в Чикаго в 1943 г. и поначалу устроившись на работу грузчиком, Мадди Уотерс продолжал играть дельта-блюз и постепенно прибрел знакомства в чикагских блюзовых кругах и определенную популярность среди черных переселенцев. Во время войны они потоком хлынули в поисках лучшей доли с аграрного юга на индустриальный север и хотели слушать родную и понятную им музыку, а не рафинированный городской блюз 30-х гг. Первая сессия Мадди Уотерса на принадлежавшем братьям Чесс лейбле Aristocrat прошла в 1947 г. практически случайно. Дело в том, что к этому времени Мадди был знаком с одним из ведущих чикагских блюзовых пианистов того времени Саннилэнд Слимом, который уже записывался на Chess, он и привел Мадди на запись как гитариста. В итоге были записаны две композиции Слима с гитарой Мадди, а также две вещи Уотерса, на которых в свою очередь аккомпанировал Слим. Партию баса исполнил Ernest "Big" Crawford, имя ударника история не сохранила. Леонард Чесс был не в восторге от результата, он даже не понимал, о чем поет Мадди, в итоге выпуск сингла был отложен. Несколько месяцев спустя дебютная пластинка Мадди на Aristocrat с "Gypsy Woman" и "Little Anna Mae", наконец, увидела свет, но особого успеха не имела. Формат акустического блюзового бэнда с доминирующим в аранжировках фортепьяно тогда в коммерческом отношении оказался неудачным.

Тем не менее в апреле 1948 г. Мадди снова оказывается в студии в компании Саннилэнд Слима, Эрнста Кроуфорда и альт-саксофониста Алекса Аткинса. Мадди снова аккомпанировал на записи Саннилэнда и сделал четыре собственных трека. На двух из них играла группа, и по стилистике они мало отличались от его дебютного сингла. Зато на двух других композициях Чесс решил записать его дуэтом только с Кроуфордом, решив воссоздать фолк-блюзовое звучание Дельты. На записи Мадди активно использовал слайд, играя соло, а Кроуфорд поддерживал устойчивый ритм. В результате изданные на втором сингле "I Can't Be Satisfied" и "I Feel Like Going Home" оказались чрезвычайно популярны у черной аудитории, а имя Мадди Уотерса приобрело широкую известность. После этого отношение к Мадди со стороны Леонарда Чесса резко изменилось, он стал его ведущим исполнителем, принесшим фирме сначала общеамериканскую, а затем и мировую известность. Несмотря на то, что в клубах Мадди играл утяжеленный электрический блюз в компании гитариста Джимми Роджерса и гармошечника Литтл Уолтера, Чесс не рискнул экспериментировать, а продолжил записывать Мадди в фолк-блюзовом формате. Из записанных на следующей сессии дуэтом с Кроуфордом четырех вещей на сингле были изданы "Train Fare Home" и "Sittin' Here And Drinkin'", демонстрирующие довольно традиционное дельта-блюзовое звучание. На третьей сессии 1948 г., состоявшейся в ноябре, к Мадди и Кроуфорду присоединился второй гитарист Лирой Фостер, завсегдатай чикагских блюзовых клубов, игравший на сцене с массой блюзменов то на гитаре, то за ударной установкой. В результате музыка стала явно поживее, более танцевальной. Из шести записанных тогда треков необходимо выделить первый записанный инструментал Уотерса с говорящим названием "Muddy Jumps One" и ставшую впоследствии одним из концертных хитов Мадди композицию "Streamline Woman".

Не особо удовлетворенный результатом, Леонард Чесс в 1949 г. вернулся к прежнему формату записи, в результате прошедшая в июле сессия в паре с Кроуфордом в плане музыкального развития была шагом назад. Из четырех записанных композиций на сингле были изданы две – посвященная жене Мадди "Little Geneva" и основывающийся на традиции Роберта Джонсона блюз "Canary Bird". Летом 1949 г. Мадди участвует в сессии двоюродного брата Лироя Фостера – чикагского пианиста Джонни Джонса, впоследствии известного, в первую очередь, как аккомпаниатора Элмора Джеймса. В свою очередь в компании Джонса на фортепьяно, Джимми Роджерса на гитаре и Фостера на ударных он записывает три свои вещи, среди которых сильнейшая "Screamin' And Cryin'"с роскошным дуэтом слайд-гитары и фортепьяно. Следующая знаковая сессия прошла в феврале 1950 г., когда Чесс с упорством, достойным лучшего применения, снова записал Мадди дуэтом с одним Кроуфордом. В результате на синглах были изданы основывающийся на хите 1929 г. Уилли Ньюберна "Rollin' And Tumblin'" (в двух частях), а также "Walkin' Blues" Роберта Джонсона и уже упоминавшийся "Rollin' Stone" Мадди. Вышедшие на новом лейбле Chess две последние вещи разошлись на сингле огромным по тем временам тиражом – около восьмидесяти тысяч экземпляров. Триумф Мадди Уотерса был налицо. Популярность его живых выступлений с группой резко возросла, поэтому на следующую сессию звукозаписи, состоявшуюся в июне, Чесс был вынужден допустить Литтл Уолтера. Из четырех записанных тогда треков игра Литтл Уолтера особенно впечатляет на "You're Gonna Need My Help I Said", но в целом исполнение по настоянию Леонарда Чесса было все еще максимально приближено к кантри-блюзу. На следующей сессии, состоявшейся в октябре 1950 г., к Мадди помимо Литтл Уолтера и Эрнеста Кроуфорда в очередной раз присоединился Джимми Роджерс. Изданный по итогам записи на сингле довольно меланхоличный "Louisiana Blues" стал первой крупной коммерческой удачей Мадди – в январе следующего года песня поднялась до 10-го места в общенациональных R&B чартах журнала "Billboard". На обороте был записан построенный на основе буги-вуги инструментал "Evan's Shuffle", в котором Литтл Уолтер буквально превзошел самого себя. После такого коммерческого успеха у Леонарда Чесса пропали всякие сомнения в том, надо ли его было записывать с Мадди Уотерсом.

В январе 1951 г. состоялась следующая сессия звукозаписи, принесшая следующий хит-сингл. Пронзительный блюз с жалящей слайд-гитарой Мадди "Long Distance Call" в апреле достиг уже 8-го места в чартах. Тогда же были записаны вошедшие в постоянный репертуар Мадди "Honey Bee" (на которой Литтл Уолтер сменил губную гармонику на гитару) и "Howling Wolf". Очередная сессия звукозаписи прошла в июле, на ней не обошлось без курьеза. Дело в том, что приглашенный барабанщик не мог избавиться от джазовой манеры исполнения, а Мадди нужно было играть попроще. В конечном итоге, за бочку первый раз в своей жизни сел сам Леонард Чесс. Результат получился не блестящий, но из записанных тогда четырех треков "She Moves Me" оказался на 10-месте в чартах "Billboard". Больше Чесс не решился на подобный опыт и в следующий раз наконец записал в студии полноценный концертный бэнд Мадди Уотерса: Джимми Роджерс (гитара), Литтл Уолтер (губная гармоника), Элджин Эванс (ударные), а также Эрнст Кроуфорд (бас). Таким образом, 29 декабря 1951 г. произошло знаменательное событие – в студии родился полноценный саунд чикагского электрического блюза. Из четырех сделанных тогда вещей, в первую очередь, необходимо выделить записанный в трех вариантах с разными комбинациями музыкантов, создающий мистическую атмосферу, протяжный "All Night Long", а также динамичный джамп-блюз "Stuff You Gotta Watch". На следующей сессии, состоявшейся в мае 1952 г. был записан всего один трек Мадди – "Please Have Mercy", зато на пленку оказался зафиксирован выдающийся инструментал Литтл Уолтера "Juke", будучи выпущенный на сингле он мгновенно взлетел на первое место в чартах, значительно превзойдя успех Мадди Уотерса. Неожиданно пришедшая популярность вскружила ему голову, и вскоре Литтл Уолтер, собрав собственную группу, уходит от Мадди. Для Уотерса это, безусловно, было болезненным ударом, однако делать было нечего и на следующей сессии, состоявшейся в сентябре 1952 г., на губной гармонике играла другая восходящая звезда – 17-летний Джуниор Уэллс из Мемфиса.

Сергей Исправников


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум