Road Runner: The Chess Masters 1959-1960 (2008)
|
Как и его предшественник, двойной диск "I'm A Man: The Chess Masters 1955 – 1958" (Hip-O Select, 2007), данное издание выпущено ограниченным тиражом 5 000 экземпляров и во многом является результатом архивной работы англичанина Джорджа Уайта, автора нескольких книг по творчеству Бо Дидли. Как любое другое академическое издание, оно, в первую очередь, рассчитано на коллекционеров и поклонников Дидли, т.к. включает много рабочих дублей и другого нереализованного материала, мало интересного широкой публике. Данный выпуск хронологически отражает материал, записанный в течение одного года – с февраля 1959 г. по январь 1960 г. Фактически, в этот период в США заканчивалась "эпоха рок-н-ролла", в связи с изменением молодежной моды, последовавшей в феврале 1959 г. гибели в авиакатастрофе звезд рок-н-ролла Бадди Холли, Биг Боппера и Ричи Вэленза, а также разразившимся скандалом с пресловутой "пэйолой" (взятками за продвижение синглов на радио), который поставил крест на карьере многих шоуменов, включая "мистера рок-н-ролла", знаменитого Алана Фрида.
Что касается Бо Дидли, то для него это время характеризовалось стабильным коммерческим успехом и широким признанием его творчества: он пожинал славу своих ранних композиций и регулярно записывал новые. В отличие от других рок-н-рольщиков, Дидли не эпатировал публику экстравагантными выходками, не был замечен в сексуальных скандалах, как Чак Берри или Джерри Ли Льюис. В феврале 1959 г. Дидли записал пять композиций, четыре из которых впоследствии вошли в долгоиграющие пластинки. Среди них выделяются исполненная в вокальной манере неаполитанских песен "Mama Mia" и сентиментальная лирическая баллада "What Do You Know About Love". Остальные треки представляли собой традиционный для Дидли ритм-энд-блюз с элементами африканской музыки. Весной 1959 г. были записаны еще пять композиций. Из них необходимо отметить инструментал "Mumblin' Guitar", в котором Бо Дидли и Пегги Джонс демонстрируют гитарную пиротехнику, и оставшуюся неизданной любопытную композицию "Silly Willy", сочетающую африканский ритм и партии саксофона в духе авангардного джаза.
Сентябрь оказался самым урожайным в отношении записей месяцем 1959 г. Тогда прошли две сессии, на первой из которых на фортепьяно играл Lafayette Leake, а на второй – Otis Spann. По результатам было выпущено два сингла. На первом содержался разговорный R&B "Say Man, Back Again" (сиквел хита Дидли 1958 г.), достигший 23-места в чартах. Второй включал давший название данному изданию скоростной ритм-энд-блюз "Road Runner" (14-е место в R&B чартах и 75-е в поп-чартах) и танцевальную "My Story". Исполненные с неподдельной страстью драйвовые "She's Alright" и "Run Diddley Daddy" контрастировали с лирической ду-уоп балладой "Darling Tell Me" и основанной на популярных в то время карибских мелодиях "Limbo". Остался неизданным записанный тогда же красивый лирический инструментал "To Each His Own", в котором Дидли исполнил партию скрипки. Во время гастролей в Нью-Йорке в октябре 1959 г. прошла еще одна сессия звукозаписи, где к группе Дидли присоединился тенор-саксофонист Gene Barge, привнесший новые краски в звучание бэнда. Из четырех записанных тогда треков необходимо выделить энергичный инструментал "Diddling" и запоминающийся ритм-энд-блюз "Cadillac".
К 1960 г. Бо Дидли переезжает из Чикаго в Вашингтон, в третий раз женится и оборудует в подвале своего дома собственную студию – вещь совершенно немыслимая для черного исполнителя в то время. В январе 1960 г. там прошла первая запись. Чувствуется свободная и непринужденная домашняя атмосфера, когда музыканты расслаблены и занимаются не столько штамповкой хитов, а собственно творчеством, экспериментами со звучанием и стелем исполняемой музыки. Из восьми записанных тогда композиций, включенных в это издание, на долгоиграющих пластинках впоследствии было изданы четыре. Помимо стандартных для Дидли танцевальных рок-н-роллов и разговорного ритм-энд-блюза, были записаны несколько чисто блюзовых вещей – "Look At My Baby" и "Better Watch Yourself", а также исполненный в стилистике довоенного европейского кабаре великолепный "Prisoner Of Love". В том же 1960 г. выходит третья долгоиграющая пластинка Дидли "Have Guitar – Will Travel", в отличие от своих предшественников, в основном, содержащая ранее не издававшийся материал. Половина включенных в нее треков были записаны в течение 1959 г., остальные были более ранним композициями, начиная с 1955 г. Ряд песен, включенных на этот диск, взяли на вооружение британские ритм-энд-блюзовые группы, в частности, "Rolling Stones", вошедшая в их дебютный альбом "Mona" стала хитом.
Сергей Исправников
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум