I'm a Man: The Chess Masters, 1955-1958 (2007)
|
Родившийся 30 декабря 1928 г. в McComb, штат Миссисипи, Элиас МакДэниел рано проявил свои музыкальные способности. Его первым инструментом была скрипка, на которой он учился играть в баптисткой церкви, а свою первую гитару он изготовил самостоятельно в 13 лет. Переехав в Чикаго, подростком МакДэниел уже играл на улицах Sought Side. В конце 40-х он познакомился с Джеромом Грином, тогда игравшем на тубе, впоследствии переключившимся на маракасы и ставшим незаменимым участником собственной группы МакДэниела, обеспечившим его музыке неповторимый африканский ритм. В начале 50-х к МакДэниелу присоединились ударник Клифтон Джеймс и исполнитель на губной гармонике Билли Бой Арнольд, тогда еще подросток. Имея в запасе несколько собственных песен и изготовленную дома демозапись, в начале 1956 г. МакДэниел решил поискать контракт с чикагскими ритм-энд-блюзовыми фирмами грамзаписи. По его словам, на лейбле Vee-Jay его просто послали. Не растерявшись, он направился на Chess, где его творчеством заинтересовались, однако предложили доработать тексты, которые были несколько грубоваты. Через неделю он появился снова с песней "Bo Diddley", понравившейся Леонарду Чессу, утвердившему ее для записи, а заодно и в качестве псевдонима самого исполнителя. Это название обычно связывают с распространенным до войны на аграрном Юге однострунным инструментом "bow diddley", хотя сам МакДэниел утверждал, что Bo Diddley звали уличного певца, которого знала его приемная мать. Так или иначе, 2-3 марта 1955 г. состоялась первая студийная сессия Бо Дидли на Chess, на которой к его собственной группе присоединились штатный басист Chess Уилли Диксон и пианист Отис Спэнн из бэнда Мадди Уотерса. Это оказалась историческая запись, когда был рожден ни на что не похожий, уникальный саунд Бо Дидли, ставший его визитной карточкой на протяжении всей его дальнейшей музыкальной карьеры. Всего было записано четыре композиции, среди которых необходимо выделить ставшие стандартами ритм-энд-блюза "Bo Diddley" и "I'm A Man". Обе вещи из-за их необычного звучания были изданы на сингле на лейбле Checker – дочерней компании Chess и тут же оказались на вершине R&B чартов журнала "Billboard": "I'm A Man" продержалась в чартах 11 недель, а "Bo Diddley" – 18 недель, причем две из них – на первом месте. Мадди Уотерс был настолько впечатлен песней "A'm A Man", что два месяца спустя записал собственный вариант той же темы под названием "Mannish Boy".
В мае состоялась вторая студийная сессия Бо Дидли, когда были записаны две композиции, на одной из которых – выпущенной на первой стороне следующего сингла "Diddley Daddy" – к нему присоединился один из лучших исполнителей на губной гармонике Литтл Уолтер, а также записывавшаяся на Chess ду-уоп группа "The Moonglows". На оборотной стороне вышел записанный тогда же ритм-энд-блюз "She's Fine, She's Mine" с выраженными африканскими элементами звучания. Это была последняя песня Дидли с участием Билли Боя Арнольда, летом 1955 г. он перешел на Vee-Jay, чтобы начать сольную карьеру. На следующей сессии, состоявшейся в июле, его заменил гармошечник Lester Davenport, ранее игравший с Homesick James. Тогда были записаны четыре композиции, из которых необходимо выделить драйвовый бит "Pretty Things", вдохновивший одноименную британскую рок-группу, и необычный для Дидли инструментал "Spanish Guitar", включающий характерные для классической гитары пассажи на фоне ритм-энд-блюзового ритма. В ноябре в студии к Бо Дидли присоединились сессионный гитарист Jody Williams из Алабамы и гармошечник Little Willie Smith. По итогам сессии был выпущен сингл, провалившийся в продаже, хотя изданная на нем композиция "Diddy Wah Diddley" впоследствии стала хитом "Captain Beefheart & the Magic Band".
В 1956 г. прошли две сессии звукозаписи, на которых были за писаны пять композиций. Среди них необходимо выделить "Who Do You Love", превратившуюся в постоянный номер в концертном репертуаре Дидли, а впоследствии ставшую источником вдохновения для массы рок-групп, включая "Doors" и "Quicksilver Messenger Service", и предшествующий рэпу разговорный номер "Cops & Robbers", исполненный Джеромом Грином. В феврале 1957 г. состоялась первая нью-йоркская сессия звукозаписи Бо Дидли, на которой к группе присоединилась юная гитаристка Пегги Джонс, ставшая ее постоянной участницей до 1962 г. и уважительно называемая поклонниками "Леди Бо". Вместе с вокальной ду-уоп группой "Flamingos" на подпевках тогда был записан еще один стандарт "Hey! Bo Diddley", вышедший на сингле вместе со ставшей впоследствии чрезвычайно популярной "Mona". На следующей сессии звукозаписи, состоявшейся в августе, к Бо Дидли присоединился один из лучших чикагских сессионных пианистов Lafayette Leake, чья игра украсила и значительно разнообразила музыку Дидли. Из записанных тогда композиций на сингле были изданы динамичное буги "Say Boss Man" и блюзовая "Before You Accuse Me".
В течение 1958 г. Бо Дидли записывался три раза. Первая сессия произошла в Чикаго в январе, когда был записан очередной хит – разговорный ритм-энд-блюз с элементами африканской музыки "Say Man", достигший 3-его места в R&B чартах и 20-го места в поп-чартах. Также стоит отметить записанную тогда же "Hush Your Mount" – рок-н-ролльный вариант старинной колыбельной, а также роскошный блюзовый инструментал "The Clock Strikes Twelve", который украсила партия скрипки Бо Дидли, впервые исполненная на записи. В сентябре в Нью-Йорке Бо Дидли записал еще один сингл, куда вошли танцевальная "Willie & Lillie" и забавный рок-н-ролл "Bo Meets The Monster". Из записанных в декабре 1958 г. шести композиций коммерческий успех получили две: нехарактерные для Дидли лирическая ду-уоп баллада "I'm Sorry" (17-е место в чартах) и написанная в стиле латино "Crackin' Up" (14-е место в чартах). В том же 1958 г. вышла дебютная пластинка Дидли с одноименным названием "Bo Diddley", представлявшая собой сборник издававшегося ранее на синглах материала, записанного с марта 1955 г. по январь 1958 г. Изданный в июле 1959 г. второй альбом Дидли "Go Bo Diddley" на две трети также состоял из сингловых треков и включал записи 1958 г. с добавлением двух не издававшихся композиций 1955 г. Бо Дидли сотрудничал с фирмой Chess вплоть до 70-х годов, но свое имя в историю рок-н-ролла он вписал именно благодаря композициям, записанным в 50-х, ставшими безусловной классикой жанра.
Сергей Исправников
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум