The Complete Chess Masters (1950-1967) (2009)
|
В этом пятидисковом издании собраны все сольные записи, сделанные легендарным гармошечником Литтл Уолтером на не менее легендарном лейбле Chess с 1950 по 1967 гг. Собственно говоря, большинство экспертов делят развитие блюзовой гармоники на два периода – до Литтл Уолтера и после него. И дело здесь не в использовании звукоусиления, вряд ли он был здесь первым, а в самом подходе к исполнению, когда гармоника из аккомпанирующего инструмента вышла на первый план, став выполнять ту же роль, что труба и саксофон в джазе. Не случайно в репертуаре Литтл Уолтера присутствовало большое количество чисто инструментальных композиций – вещь, в целом, для блюза не типичная.
Впервые в студии Chess двадцатилетний Литтл Уолтер появился в июне 1950 г., аккомпанируя Мадди Уотерсу, а в октябре того же года уже записывал там дебютный инструментал "Evans Shuffle", названный по имени популярного чикагского DJ. Первоначально трек был выпущен на обороте сингла Мадди Уотерса "Louisiana Blues" и прошел практически незамеченным для публики. На протяжении 1951 г. сольных записей Уолтера на Chess не было, он лишь аккомпанировал Мадди, впервые применив в студии электроусиление губной гармоники, которое постоянно использовал в клубах уже несколько лет. Час триумфа для Литтл Уолтера пробил в мае 1952 г., когда на сессии Мадди Уотерса он записал две собственные композиции, среди которых был ставший легендарным инструментал "Juke", мгновенно сделавший Уолтера звездой национального масштаба. Это была единственная исполненная на губной гармонике инструментальная блюзовая композиция, оказавшаяся на вершине R&B чартов и продержавшаяся в них двадцать недель, из них шесть на первом месте. После этого феноменального успеха Уолтер уходит от Мадди, где его заменяет Джуниор Уэллс, и собирает свою группу. Собственно говоря, это был ранее аккомпанирующий Уэллсу бэнд под названием "The Aces", куда входили гитаристы Louis и David Myers и прошедший джазовую школу ударник Fred Below. В октябре 1952 г. в этом составе они оказались в студии, где записали четыре композиции, из которых две вновь попали в национальные R&B чарты журнала "Billboard": пронзительный инструментал "Sad House", вдохновленный хитом гитариста Pee Wee Crayton пятилетней давности, достиг второго места, а отсылающая к творчеству T-Bone Walker, песня "Mean Old World" заняла шестое.
Следующая студийная сессия Литтл Уолтера состоялась в январе 1953 г. Тогда было записано три вещи, ни одна из которых в то время не была издана. Среди них необходимо отметить драйвовую "Fast Boogie", впоследствии эволюционировавшую в скоростную джазовую пьесу "Off The World", записанную на следующей сессии в мае того же года и ставшую третьей инструментальной композицией Литтл Уолтера, попавшей в ритм-энд-блюзовый Топ-10. Из четырех оставшихся вещей, записанных тогда же, в "горячей десятке" оказалась также песня "Tell Me Mama". На этой сессии к Литтл Уолтеру впервые присоединился басист Уилли Диксон, живая легенда чикагского блюза. Следующая сессия произошла в июле, когда было записано целых десять композиций – рекордное число для Литтл Уолтера. Среди них присутствовали джазовые инструменталы, медленные блюзы и шаффлы. Наиболее известной из записанных тогда композиций стала выразительная "Blues With A Feeling", которая, будучи изданной на сингле с инструменталом "Quarter To Twelve", достигла в октябре 1953 г. второго места в ритм-энд-блюзовых чартах. Сразу после Нового года ее догнала по популярности выпущенная на сингле в декабре оптимистичная "You're So Fine". Вообще это был наиболее плодотворный период в творчестве Литтл Уолтера, по тогам 1953 г. он оказался самым успешным исполнителем, издаваемым фирмой Chess.
В начале 1954 г. после завершения гастролей по Западному побережью от Литтл Уолтера уходит гитарист Louis Myers, а его место занимает Robert Jr. Lockwood. Будучи пасынком Роберта Джонсона, Локвуд старался осовременить довоенный гитарный дельта-блюз, придать ему электрическое звучание. Он уже имел достаточный опыт и ансамблевой игры, и сольных выступлений как живьем, так и на записи. В результате с его участием в феврале 1954 г. Литтл Уолтер записал четыре вещи, две из которых – проникнутый свежими идеями зарождающегося рок-н-ролла авторский инструментал "Rocker" и выразительный шаффл Уилли Диксона "Oh Baby" – были изданы на сингле, достигшем в мае шестого места в Top-10. В том же месяце Литтл Уолтер вернулся в студию, записав пару номеров 40-х гг. – "I Got To Find My Baby" Диксона и собственный инструментал в стиле Сонни Боя Уильямсона "Big Leg Mama" – издание которых было отложено до лучших времен. В июле прошли две сессии: на первой были записаны пара незаконченных демо-версий, а на второй агрессивная по содержанию и исполнению "You Better Watch Yourself" и один из лучших медленных инструменталов Уолтера "Blue Light". К концу года вслед за своим братом из группы уходит второй гитарист Dave Myers, замененный на 18-летнего протеже Локвуда, Luther Tucker. В этом составе в октябре 1954 г. Уолтер записал три композиции, две из которых – "Last Night" и "Mellow Down Easy" – были изданы на сингле, попавшем в Top-10.
Следующая сессия, состоявшаяся в январе 1955 г., оказалась очень удачной. Тогда были записаны две композиции: "My Baby" Диксона и драйвовый инструментал "Thunderbird" самого Уолтера. Обе они тогда же были изданы на сингле, причем "My Baby" оказалась вторым хитом Уолтера, достигшим первого места в национальных ритм-энд-блюзовых чартах и продержавшимся там пять недель (а всего в чартах – девятнадцать). По сравнению с записанным полгода назад вариантом этой композиции Диксон кардинальным образом изменил здесь аранжировку, сделав ее в стилистике госпел. Песня стала одной из самых любимых у Литтл Уолтера, вызвав массу кавер-версий, включая исполнение Элвиса Пресли. Кстати сказать, это была единственная композиция, сочиненная Диксоном, достигшая первого места в чартах. На сессии в апреле были записаны три вещи с участием восходящей звезды рок-н-ролла Бо Дидли. Изданный на сингле инструментал Бо Дидли "Roller Coaster" с вокальной "I Got To Go" на обороте в июле месяце достиг шестого места в Top-10. Несмотря на то, что Литтл Уолтер в это время фактически находился на вершине славы, стремительно нахлынувшая волна рок-н-ролла оттеснила его в сторону. Пытаясь приспособиться к стремительно менявшемуся музыкальному рынку, на сессии в декабре 1955 г. Уолтер записал четыре более легкие композиции, в значительной мере ориентированные на любителей поп-музыки. В результате сочиненная Диксоном песня "Who", изданная на сингле вместе с буги "It Ain't Right", в марте 1956 г. оказалась в верхней десятке R&B чартов.
В следующем году у Литтл Уолтера состоялись две сессии, на которых были записаны пять композиций: два великолепные инструментала "Flying Saucer" и "Teenage Beat", свинговая "It's Too Late Brother", а также пара классических блюзов "Take Me Back" и "Just A Felling". Несмотря на сильный потенциал этих композиций и любовь поклонников, ни одна из них не попала даже в Top-100. Это относится и ко всем записям следующего 1957 г. Подобная ситуация была вызвана изменением массовых вкусов и, как следствие, утратой интереса к блюзу среди черной молодежи, чьими кумирами стали Чак Берри и Бо Дидли. В связи с этим количество сессий звукозаписи и издаваемых синглов у Литтл Уолтера явно сократилось. В 1957 г. на двух студийных сессиях было записано всего шесть вещей, среди которых выделяются танцевальный инструментал "Shake Dancer" и выразительный блюз "Ah'w Baby". Тогда же от Уолтера уходит Роберт Локвуд, его место занимает другой гитарист – Джимми Ли Робинсон, 26-летний уроженец Чикаго, ранее игравший с Фредди Кингом и Элмором Джеймсом. В 1958 г. произошел неприятный инцидент: в драке из-за женщины Литтл Уолтер был ранен в ногу. Всем было известно, что он носил с собой пистолет, но сам им не пользовался. Тем не менее, он продолжал регулярно выступать в Чикаго и активно гастролировать на Юге США. В сопровождающей его группе продолжались изменения – сменился ударник: им стал сначала Francis Clay, а затем George Hunter. В этом году прошли две сессии. На первой было записано два трека, из которых необходимо выделить знаковую "Confessin' The Blues". На этой записи к Уолтеру присоединился пианист Lafayette Leake. Вторая сессия оказалась более интересной, на ней впервые с 1952 г. ему аккомпанировал Мадди Уотерс. В результате были записаны "Key To The Highway" Брунзи и собственный инструментал Уолтера "Rock Bottom". Обе вещи были изданы на сингле, впервые за последние два с половиной года попавшем в R&B чарты и занявшем там 6-е место.
Зимой 1959 г. прошли сразу две сессии, на которых было записано шесть вещей, из которых на сингле были изданы только разрывающиеся между блюзом и рок-н-роллом "My Baby Is Sweater" и "Crazy Mixed Up World" Уилли Диксона. В группе снова сменился гитарист: им стал 20-летний Фредди Робинсон из Мемфиса, который проработает с Уолтером пару лет. Фортепьянный аккомпанемент обеспечил Отис Спэнн, тогда еще в начале своей славы блюзового пианиста-виртуоза. В июле были записаны еще три вещи. Собственно говоря, количество записей говорит о том, что продюсер Леонард Чесс продолжал поддерживать Уолтера после того, как в 1956 г. удача отвернулась от него. На этот раз, несмотря на протесты Уолтера, было решено записывать губную гармонику практически без электроусиления, которое было использовано только в динамичном заключительном инструментале "Back Track". Изданная вместе с ним на сингле "Everything Gonna Be Alright" стала последней коммерчески успешной композицией Уолтера – она достигла 25-го места в чартах. На трех сессиях, прошедших во второй половине 1959 г. было записано еще шесть композиций, однако только две из них были изданы на сингле – "Me And Piney Brown" и "Break It Up". Из-за усиливающегося пьянства и беспорядочного образа жизни голос Уолтера стал терять былую силу, становясь все более дребезжащим, хотя игра на губной гармонике оставалась на высоте. За весь следующий год состоялась только одна сессия в декабре 1960 г., по результатам которой был выпущен сингл, провалившийся в продаже.
В целом, если говорить о 60-х гг., то в этот период звезда Литтл Уолтера окончательно закатилась. Он периодически выступал со случайными музыкантами, которым было лестно сыграть с некогда великим исполнителем, но их технический уровень оставлял желать лучшего. В феврале 1963 г. он вернулся в студию, ему аккомпанировала духовая секция и Бадди Гай на гитаре. В результате были записаны четыре вещи, изданные на двух синглах. Изменившийся саунд был рассчитан на молодую белую аудиторию поклонников блюза в Европе и Америке. На записи был использован даже электроорган, на котором сыграл Билли Эмерсон. Однако сам Уолтер играл без былого блеска и вышедшие синглы были проигнорированы публикой. Это была его последняя запись, изданная на синглах, впоследствии фирма Chess выпускала только старый материал. В 1964 г. он гастролировал в Англии, однако успеха Сонни Боя Уильямсона, которого буквально на руках носили британские блюз-рокеры, он не снискал. В 1966 г. он вновь оказался в студии, где записал несколько композиций в компании саксофониста J.T.Brown и гитариста Lee Jackson, ни одна из которых в то время не была издана. В последний раз Литтл Уолтер переступил порог студии в январе 1967 г., приняв участие вместе с Мадди Уотерсом и Бо Дидли в записи довольно хаотичной пластинки "Super Blues", представляющей собой студийный джем-сейшн. В 1967 г. Уолтер неплохо выступил в Европе в рамках ежегодного турне "American Folk Blues Festival". Говорили, что он завязал с выпивкой и собирался вновь присоединиться к бэнду Мадди Уотерса. Однако 15 февраля 1968 г. в драке, произошедшей в перерыве концерта, он получил удар по голове, обостривший его прежние травмы. Уолтер слег в постель с дикой головной болью, чтобы больше никогда не встать. Впоследствии его друзья и коллеги единодушно отмечали, что он был лучшим исполнителем на губной гармонике за всю историю блюза.
Сергей Исправников
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум