Музыканты : разные музыканты

Various Artists - Chicago/The Blues/Today! (1966)

Артист: Various Artists
Название: Chicago/The Blues/Today!
Год: 1966
Лейбл: Vanguard Records
Дата выпуска: 24.08.1999
Альбом на amazon.com
Альбом на All Music Guide

Рецензии

Various Artists "Chicago/The Blues/Today!" 1966 - @@@@@

Данный релиз является переизданием исторического альбома из трех пластинок, выпущенного в 1966 г. на лейбле Vanguard, представляющего собой антологию чикагского блюза середины 60-х гг. Записал и продюссировал эти диски энтузиаст блюза Сэм Чартерс, ранее работавший с такими фирмами, как Folksway и Prestige, специализировавшихся, в основном, на кантри-блюзе. Дело в том, что в то время в США с блюзом сложилась довольно парадоксальная ситуация: черная аудитория в массе своей уже переориентировалась на другую музыку (в первую очередь, на соул), а белые американцы с современным блюзом знакомы не были. Благодаря фолк-возрождению, на специализированных фестивалях и в студенческих аудиториях зазвучала, казалось, воскрешенная из небытия сельская блюзовая архаика, стали востребованы мастера довоенного дельта-блюза. Понимая, что блюз не является законсервированным анахронизмом, а продолжает творчески развиваться, Чартерс решил ознакомить соотечественников с современным состоянием дел на примере музыки Чикаго, одного из блюзовых центров страны. Встретившись в одном из фолк-клубов Нью-Йорка с совладельцем лейбла Vanguard Соломоном Мэйнардом, Чартерс получил добро. В декабре 1965 г. он отправился в Чикаго с бюджетом проекта в несколько сотен долларов, на которые надо было арендовать студию, ангажировать музыкантов, оплатить транспортные расходы и получить свой гонорар. Вместе с ним поехала его жена Энн, только что закончившая работу над докторской диссертацией в Колумбийском университете. Чартерс хорошо знал блюзовую сцену Чикаго по своим прошлым визитам в этот город, и ему не составило особого труда договориться с музыкантами. Для записи была выбрана большая студия фирмы RCA, в которой до войны записывались блюзмены для легендарного лейбла Bluebird. Чартерс хотел добиться аутентичного клубного звучания, поэтому все композиции писались вживую, без наложений. Пока шли записи, Энн делала фотографии, как в самой студии, так и в клубах и на улицах Чикаго. Эти исторические снимки вошли в буклет, приложенный к данному изданию.

Первый диск посвящен творчеству трех музыкантов: Junior Wells, J.B.Hutto, Otis Spann. Родившийся в 1934 г. в Мемфисе, Джуниор Уэллс был одним из наиболее ярких представителей молодого поколения исполнителей на губной гармонике. На диске он демонстрирует современный чикагский блюз, причем на гитаре ему аккомпанировал Бадди Гай, другое молодое дарование, уже выпускавшийся к тому времени на легендарной фирме Chess и как аккомпаниатор, и как сольный исполнитель. В 1965 г. на лейбле Delmark Уэллс записал свой первый LP "Hoodoo Man Blues", ставший классикой жанра. Диск очень понравился Чартерсу и он не мог не пригласить Уэллса на запись, а тот из-за стесненных финансовых обстоятельств не стал отказываться. Среди записанных здесь вещей, в первую очередь, необходимо выделить первый трек "Help Me" – посвящение скончавшемуся в том же году Сонни Бою Уильямсону, учителю Уэллса. Что касается следующего за Уэллсом J.B.Hutto, то этот 36-летний блюзмен из Джорджии был, наряду с Hound Dog Taylor, одним из последних выдающихся чикагских слайд-гитаристов. В своей игре он наследовал манеру Элмора Джеймса, учеником которого был. Со своей группой "The Hawks", он играл в формате трио. Его музыка не обладала таким изяществом и техническим совершенством, как у Джуниор Уэллса, однако в ней был тот сырой драйв и жесткая энерегетика, которая была фирменным знаком послевоенного чикагского блюза. Завершающий первый диск Отис Спэнн, безусловно, был наиболее известным и именитым из всех исполнителей, включенных в эту антологию. Блестящий пианист, популярный в джазовых кругах, благодаря LP "Otis Spann Is The Blues" 1961 г., известный также как бессменный аккомпаниатор Мадди Уотерса, Отис Спэнн записался здесь как сольный исполнитель дуэтом с ударником S.P.Leary из бэнда Мадди Уотерса и как аккомпаниатор Джеймса Коттона.

Открывающий второй диск исполнитель на губной гармонике Джеймс Коттон в то время также играл в группе Мадди Уотерса. Также ученик Сони Боя Уильямсона, Коттон, в отличие от Джуниор Уэллса, играл в более традиционной манере, берущей свое начало в сельском блюзе. Чартерс уже записывал Спэнна и Коттона год назад для альбома "The Blues Never Die!", за что ему в свое время влетело от руководства фирмы Prestige, т.к. подобная музыка не соответствовала репертуарной политике лейбла. Здесь Коттон сыграл свой традицонный сет, который Мадди Уотерс позволял ему вставлять в свои выступления, пока сам отдыхал. Получился классический чикагский блюз в стиле Уотерса, но без самого Мадди, который не мог принять участие в записи из-за контрактных ограничений с фирмой Chess. Записанный далее гитарист-левша Отис Раш, как и Бадди Гай, представлял молодое поколение чикагских блюзменов, играл более современную музыку, ориентированную скорее на соул. Помимо своего старого хита "I Can't You Baby", он записал пару блестящих инструменталов, в полной мере показывающих его способности гитариста-виртуоза. Завершает диск исполнитель традиционного блюза старшего поколения, слайд-гитарист Homesick James, кузен Элмора Джеймса. В его игре органично сочетался ранний чикагский блюз с сельской архаикой. Аккомпанировали ему здесь Уилли Диксон (бас) и Frank Kirkland (ударные). Чартерс одним из первых чикагских музыкантов обратился именно к Джеймсу, т.к. в январе 1964 г. записал для лейбла Prestige один из лучших, если вообще не лучший альбом Джеймса "Blues On The South Side".

Заключительный, третий диск данной антологии представляет творчество гитаристов Джонни Янга и Джонни Шайнса, а также лучшего на тот момент исполнителя на губной гармонике в Чикаго Уолтера Хортона. Что касается последнего, то несмотря на выдающийся талант и харизму из-за ухудшения здоровья, вызванного чрезмерным употреблением алкоголя, выступал он нерегулярно и сольно записал здесь всего один трек, в остальных аккомпанируя Янгу и Шайнсу. В этом номере запечатлен дуэт двух губных гармоник – Хортона и его ученика и поклонника Charlie Musselwhite, 21-летнего белого музыканта, вскоре уехавшего из Чикаго и ставшего звездой калифорнийского блюз-рока. Джонни Янг и Джонни Шайнс, оба были носителями музыки Дельты, привнесенной в городские условия. 47-летний Янг месяцем раньше записал свой дебютный альбом "Johnny Young and His Chicago Blues Band" для лейбла Arhoolie и был практически не известен за пределами чикагской блюзовой сцены. Уникальность этого музыканта заключалась в том, что играл он не только на гитаре, но и мандолине, и Чартерсу выпал удачный случай запечатлеть его талант. Джонни Шайнс, в юности путешествовавший с легендарным Робертом Джонсоном, после войны продолжал его традицию дельта-блюза, перейдя с акустической на электрогитару. В 1965 г. он вновь вернулся на блюзовую сцену после вынужденного перерыва из-за колебаний музыкальной моды. Здесь он впервые был записан на долгоиграющую пластинку.

Сергей Исправников


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум