Chill Out (1995)
|
Блюзовый бестселлер Джона Ли Хукера Chill Out – это альбом, с которого многие начинают слушать блюз. И это хорошо объяснимо, ведь, на этом диске есть всего понемногу – и душещипательные запилы от Сантаны, и красивые клавишные соло, и быстрые буги, и эмоциональные акустические песни. Слушаешь, и сразу охватываешь несколько сторон блюза. А, учитывая, что все это исполнено с душой и профессионализмом (в придачу ко всему в 1996 году Хукер получил за этот альбом Греми) – как тут уж не увлечься такой музыкой.
В моем случае все произошло наоборот – знакомство с блюзом началось с Sonny Terry, John Mayall и SRV, а Chill Out я впервые услышал лишь спустя 8 лет. Заполнил еще один пробел, так что в этом альбоме и для меня есть своя ценность.
Как я уже сказал выше, альбом запоминается своим разнообразием. Многие любят его именно за титульный трек – медленный и въедающийся в сердце блюз с красивым соло Карлоса Сантаны, клавишными от Честера Томпсона и тихим бормотанием Джона Ли Хукера. "Времена изменятся" - повторяет он, и звучит это действительно завораживающе. Сантана - фонтан энергии и Хукер – спокойная меланхолия. Эти две стихии сменяют друг друга на протяжении пяти минут и утихают, так и не закончив свое соперничество, продолжая его где-то там, за ширмой тишины.
Помимо Карлоса на альбоме отметились еще два именитых музыканта – в песне Serves Me Right To Suffer/Syndicator на органе играет Booker T. Jones, а вокал и соло Джона Ли Хукера перемежаются голосом и гитарой Вана Моррисона. Играют не быстро, но с драйвом, без излишних запилов и длинных соло – это просто музыкальная беседа, диалог двух музыкантов, в котором они для пущей аргументированности дают голос своим гитарам.
Песни Kiddio и Annie Mae примечательны аккомпанементом Чарльза Брауна на пианино и чем-то напоминают Пайнтопа Перкинса. Хукер до того отдался пению, что практически не играет на гитаре, но недостатка в чем-либо не чувствуется – все за него делают клавиши.
Too Young – это грустная мелодичная история любви в две электрогитары. Тихо-тихо подыгрывают гитары, Джон тихо поет, и мы видим, что такие песни можно играть без надрывов в голосе, без современного аккомпанемента, а просто сидеть и, перебирая струны на гитаре, рассказывать о том, что тебя гложет, изливать душу, не думая о том, какой гонорар выйдет от этой песни. А это и есть блюз.
Не обошлось и без веселья. Самая знаменитая песня Джона Ли Хукера, которая идеально подходит для посиделок в компании блюзменов и виски – One Bourbon, One Scotch, One Beer – просто подвижное ритмичное буги.
Все эти песни хорошо дополняют акустические номера, такие, как Deep Blue Sea и Tupelo. Они относят нас на несколько десятилетий назад к истокам блюза – закрываешь глаза и через мгновение видишь плантацию, старый барак в лучах заходящего солнца и одинокого невольника, вышедшего перед сном с самодельной гитарой подышать свежим воздухом и высказать природе все, что у него на душе. А кому еще пожаловаться? Сидит он и играет неспешно, спокойно поет и выстукивает ногой ритм по старому прогнившему деревянному настилу…
У Джона Ли Хукера спросили – "А почему вы носите черные очки". Он сказал, "когда я пою, у меня возникают такие эмоции, что я могу заплакать. Пускай это останется моим личным". А когда слушаешь его песни, состояние такое же. Ибо это нельзя слушать по другому – человеческая натура не позволит.
Антон Ворожеев
Купить альбом на Ozon.Ru >>>
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум