На диске собраны уникальные съемки, сделанные немецким телевидением в 1962-1966 г.г. во время проведения "American Folk Blues Festival". Данный фестиваль был одним из немногих ежегодных концертных мероприятий, которые оказали существенное влияние на музыкальную жизнь Европы.
Организовали его два немецких энтузиаста – Хорст Липман и Фриц Рау. Липман родился в 1927 г. и еще подростком увлекся американским джазом, за что в 1944 г. попал в застенки гестапо. Как известно, нацисты запрещали джаз, считая его музыкой "неполноценных наций" - евреев и негров, а докопайся они до того факта, что отец Липмана был еще и евреем, то не известно какова бы оказалась судьба блюза в Европе. К счастью, он остался жив и в 50-е годы начал заниматься организацией джазовых концертов в Германии, наиболее значимым из которых оказался ныне легендарный проект "Джаз в филармонии". В 1956 г. к нему присоединился Фриц Рау. Последний родился в 1930 г. и при Гитлере жил в Берлине со своим дядей. Дядя был членом нацистской партии и племенника определил в гитлерюгенд. Однако нацистская пропаганда не помешала Рау впоследствии не только интересоваться джазом, но и заниматься его популяризацией.
Собственно говоря, о блюзе в то время толком в Европе не знали, считая его чуть ли не умирающим жанром. Однако когда знакомый Липмана – "Папа немецкого джаза" Joachim Berendt оказался в Чикаго, то обнаружил прямо противоположное. Тут же возникла идея организовать гастроли блюзовых исполнителей в Германии, причем первоначально рассматривались два варианта: либо привезти отдельных блюзменов в рамках джазового фестиваля, либо сделать отельное блюзовое турне. Поскольку у самого Липмана не получилось приехать в Чикаго, он связался с Уилли Диксоном, который к тому времени был не только выдающимся блюзовым басистом и композитором, но и продюсером. Без его организаторских способностей "American Folk Blues Festival" просто бы не состоялся. Диксон занимался всеми организационными вопросами: от подбора музыкантов и организации репетиций до решения чисто бытовых проблем, возникавших во время тура.
В первый раз в 1962 г. в Европу отправились, кроме Уилли Диксона, пианист Мемфис Слим, гитарист Ти-Боун Уолкер, исполнитель на губной гармонике Shakey Jake, фолк-блюзовый дуэт Sonny Terry и Brownie McGhee, легендарный Джон Ли Хукер, певица Helen Humes и ударник Джамп Джексон. На этом DVD в студийных декорациях сельской Америки записаны съемки трех номеров из программы этого тура, включая дуэт Shakey Jake и Ти-Боун Уолкера (трек 1), неразлучных Sonny Terry и Brownie McGhee (трек 2), а также Мемфиса Слима (трек 3). Гастроли проходили с размахом: Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Скандинавия и Великобритания. Первоначально предполагалось, что это будет разовое мероприятие, но успех у публики был столь велик, что решено было сделать его ежегодным.
В 1963 г. состав участников был не менее представительным. Липман сам вылетел в Чикаго, чтобы пригласить принять участие в гастролях бесспорного лидера чикагского блюза – Мадди Уотерса. Кроме Мадди, Уилли Диксона и Мемфис Слима, в турне отправились кантри-блюзовый гитарист Биг Джо Уильямс (трек 11), пианист Отис Спэнн (трек 15), две легенды довоенного блюза – певица Victoria Spivey и джаз-блюзовый гитарист Lonnie Johnson, игравший еще с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном (трек 5). Ритм-секция состояла из членов группы Мемфис Слима – гитариста Matt "Guitar" Murphy и ударника Bill Stepney. Однако главным открытием фестиваля оказался не кто иной, как Сонни Бой Уильямсон, впервые приехавший в Европу и выступивший там с настоящим триумфом. На сборных концертах Сонни Бой обычно исполнял по три песни, одна из которых – "Nine Below Zero" (трек 14) – включена в данный DVD. Завершал концерты Мадди Уотерс (трек 16), а оканчивались выступления совместным джемом, в котором играли все участники шоу (трек 17).
На следующий год состав участников опять претерпел изменения. В 1964 г. "гвоздем программы" стал Хаулин Вулф, который действительно зажигал по полной на выступлениях. Упрочил свои позиции в Европе и Сонни Бой Уильямсон, для которого данные гастроли оказались последними, в мае 1965 г. его не стало. Кроме них в туре приняли участие певица Mae Mercer, которую в ходе гастролей заменила Sugar Pie DeSanto, гитарист John Henry Barbee, пианист Sunnyland Slim, дуэт еще с довоенным стажем гитариста Sleepy John Estes и гармошечника Hammie Nixon, и наконец, еще одна звезда послевоенного блюза – техасский гитарист Lightnin' Hopkins. Ритм-секцию составили Уилли Диксон, гитарист Хаулин Вулфа Hubert Sumlin и ударник Clifton James. На этом DVD помещена редкая съемка Уилли Диксона (трек 13), где он исполняет "Weak Brain And Narrow Mind" сольно под гитару. Впоследствии Диксон вспоминал, что во время гастролей к нему подходило много горящих энтузиазмом молодых людей, хотевших играть блюз и исполнять его песни. Он никому не отказывал, показывал как надо, делал записи. Доходило до анекдотичных случаев: однажды в офисе Национальной джазовой ассоциации Диксон оставил пленку для Длинного Джона Болдри, а зашедший туда менеджер группы "Yardbirds" Гомельски прихватил ее себе и отдал своим подопечным. После этого Болдри несколько лет с ним не разговаривал.
Фестиваль 1965 г. для многих европейских любителей блюза запомнился как самый яркий. В нем впервые на европейских гастролях блеснули своими талантами гитаристы Buddy Guy и J.B. Lenoir, певица Big Mama Thornton, заменивший Сонни Боя, не менее уважаемый исполнитель на губной гармонике Walter Horton (трек 9), пианисты Eddie Boyd (трек 8) и Roosevelt Sykes. Турне возглавил имевший бесспорный авторитет для молодых блюз-рокеров Джон Ли Хукер (трек 7), а подлинным открытием фестиваля оказался исполнитель корневого блюза Дельты – Mississippi Fred McDowell (трек 12). Ритм-секция состояла из басиста Lonesome Jimmy Lee и ударника Fred Below.
В 1966 г. Липман и Рау находились на пике своей продюсерской активности, проведя помимо блюзового, фестивали американской фолк- и кантри-музыки, спиричуэла и госпела, традиционного испанского фламенко, а также гастроли Дюка Эллингтона и Эллы Фицджеральд. Что касается непосредственно блюза, то в фестивале 1966 г. приняли участие гитаристы Otis Rush (трек 4) и Robert Pete Williams, певица Sippie Wallace (трек 6), исполнитель на губной гармонике Junior Wells (трек 10), пианисты Roosevelt Sykes и Little Brother Montgomery, дуэт Sleepy John Estes и Yank Rachell, вокалист Big Joe Turner. Ритм секция – басист Mick Myers и ударник Fred Below. Особенно удачными были выступления представленного на этом DVD Отиса Раша. Впервые записавшийся в 1956 г. для небольшого лейбла Cobra Records, этот неординарный электрогитарист был практически неизвестен в Штатах за пределами Чикаго. Каково же было его удивление, когда европейская аудитория хором подпевала ему из зала!
Фестивали 1967 – 68 г.г. были не менее интересны, однако немецкая телекомпания Sudwestfunk, из архива которой были взяты опубликованные на данном DVD записи, не производила съемок в этот период. В качестве бонуса на диск записан фрагмент выступления гитариста Эрла Хукера (трек 18) на фестивале 1969 г., где он показывает свое виртуозное владение инструментом и даже играет на нем зубами. Это были его последние гастроли – в апреле 1970 г. он скоропостижно скончался. Что касается как этого DVD, так и в целом всей серии записей "American Folk Blues Festival", то на мой взгляд, это лучшие блюзовые DVD из изданных на сегодняшний день.
Сергей Исправников
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум