Tramp

Начиная разговор о "Tramp" вполне уместно поставить вопрос: а существовала ли такая группа на самом деле? С пятилетним перерывом ими было записано всего два студийных альбома и сыгран ряд концертов в небольших залах. Массового успеха они не получили, да и наверно к нему не стремились. Тем не менее, там играл цвет британского блюза. Не случайно компакт-диск 1992 г. с переизданием их обоих номерных альбомов был озаглавлен "British Blues Giants" ("Титаны британского блюза").

Первоначально "Tramp" был разовым студийным проектом, организованным в 1969 г. при поддержке продюсера Peter Eden усилиями двух музыкантов - басиста Боба Браннинга (Bob Brunning) и пианиста Боба Холла (Bob Hall). К тому времени оба были уже ветеранами британской блюзовой сцены. Браннинг входил в самый первый состав легендарных "Fleetwood Mac" эпохи Питера Грина, а также поиграл в "Savoy Brown". В этой группе он познакомился с Бобом Холлом. Последний успел переиграть со многими блюзовыми группами, а всего принимал участие в записи порядка тридцати альбомов. Решено было не делать упор на кавер-версиях, а записать свой собственный авторский материал. Для этого в помощь Браннингу и Холлу был привлечен Dennis Cotton, в результате почти все композиции для альбома были написаны ими втроем сугубо в блюзовом ключе.

Оставалось только подобрать исполнителей. В качестве вокалистов Боб Холл предложил пригласить своих знакомых - брата и сестру Дэйва и Джо-Энн Келли (Dave Kelly, Jo-Ann Kelly). Дэйв Келли был лидер-гитаристом и вокалистом "John Dummer Band", а также делал сольную карьеру, выпустив два альбома под своим именем в 1969 г. и 1971 г.г. Джо-Энн Келли, названная в журнале "Melody Maker" королевой британского блюза, участвовала как в музыкальных проектах своего брата, так и записывалась сольно. Чтобы обойти контрактные ограничения "по основному месту работы" в данном проекте они выступили под псевдонимами Little Brother Dave и Memphis Lil соответственно.

Остальных музыкантов пригласил Боб Браннинг. Для записи диска он решил привлечь своих знакомых по "Fleetwood Mac" - гитариста Питера Грина (Peter Green) и ударника Мика Флитвуда (Mick Fleetwood). В то время "Fleetwood Mac" была лучшей блюз-роковой группой Великобритании, тем не менее Грин и Флитвуд согласились поучаствовать в этом сессионном проекте. Впрочем, до студии звукозаписи Питер Грин так и не дошел. Боб Браннинг впоследствии написал, что из-за болезни, при этом добавив, что этот инцидент стал печальным предзнаменованием последовавших вскоре известных событий. Имеется в виду уход Питера Грина из "Fleetwood Mac" в следующем году и развившееся у него психическое расстройство, поставившее крест на его карьере одного из лучших английских блюзовых гитаристов. Вместо Грина в студию пришел Дэнни Кирвэн (Danny Kirwan), также игравший тогда в "Fleetwood Mac", а после ухода Питера в следующем году, занявший место лидер-гитариста группы.

Инструментальный материал был записан за один день в студии "Trident", расположенной в лондонском Вест-энде. В следующие два дня Дэйв и Джо-Энн Кэлли записали свои вокальные партии, и альбом был готов. Он был озаглавлен "Tramp" и вышел спустя пару месяцев (Music Man SMLS 603, 1969 г.). Девять из одиннадцати композиций, звучащих на альбоме, были написаны совместно Браннингом, Холлом и Коттоном. Была сыграна одна кавер-версия классика послевоенного черного блюза Джимми Рида "Baby What You Want Me To Do", а украсивший диск драйвовый гитарный инструментал "Hard Work" был сочинен Кирвэном. В целом, диск получился довольно необычным и выделялся на общем фоне британского блюза. Его музыкальную основу составляли фортепьянные партии Боба Холла, приправленные гитарными пассажами Кирвэна.

После записи альбома его участники вернулись к собственным музыкальным проектам. Флитвуд и Кирвэн продолжили звездную карьеру в "Fleetwood Mac". Дэйв и Джо-Энн Кэлли записывали свои сольные альбомы, а 1973 г. ненадолго вернулись в очередную реинкарнацию группы Джона Даммера. Что касается Боба Браннинга и Боба Холла, то они активно записывались и выступали с различными музыкальными составами, включая свою собственную группу "Brunning Hall Sunflower Blues Band".

Однако эта история имела свое продолжение. Через пять лет фирма "Spark Records" предложила Холлу и Браннингу записать еще один альбом под эгидой "Tramp". Они тут же согласились и начали рекрутировать музыкантов. Как ни странно, несмотря на все перипетии прошедшие за пять лет с момента записи дебютного альбома, особенно в рядах "Fleetwood Mac", удалось собрать весь оригинальный состав "Tramp", который дополнился саксофонистом Дэйвом Бруксом (Dave Brooks) из "Manfred Mann" и перкуссионистом Иеном Мортоном (Ian Morton). Альбом был озаглавлен "Put A Record On". Он был записан 9 и 10 января 1974 г. в "Denmark Street Studious" и вышел в том же году (Spark Records SRLP 112).

В рецензии на данный диск в журнале "Melody Maker" был задан риторический вопрос: "Это и есть последний отзвук шестидесятых?" Собственно говоря, в шестидесятых такую музыку не играли. Диск вообще не содержал кавер-версий, материал, в основном, был написан Холлом и Коттоном. По музыке получился классический паб-рок середины семидесятых допанковской эры. Альбом включал довольно разнообразные композиции: от стилизаций под довоенную архаику до фанка. Блюз здесь конечно присутствовал, но явно не преобладал. Альбом был построен на взаимодействии фортепьяно и саксофона. Гитара тут ведущей роли не играла. Получилась достаточно интересная живая запись, в ее композициях каждому из участников проекта в полной мере удалось продемонстрировать свои музыкальные способности. Здесь особенно хотелось отметить вокал Джо-Энн Келли, присутствующий на половине треков альбома и придающий ему необычную теплоту и очарование. Переиздание 1992 г. обоих альбомов группы было посвящено ее светлой памяти.

В таком составе группа просуществовала до марта 1974 г. и даже дала несколько концертов в поддержку альбома. Однако затем ушли сразу несколько музыкантов: Дэйв Келли, Мик Флитвуд и Иен Мортон. Теперь все вокальные партии перешли к Джо-Энн. Дэнни Кирвэн отключился от дальнейшей студийной работы, но появлялся на живых выступлениях. Поэтому в качестве гитаристов в состав группы вошли ранее игравший в группе Джона Даммера Adrian "Putty" Pietryga и его знакомый Pete Emery. На место ушедшего Мика Флитвуда пришел ударник Pete Miles. Он был достаточно известен в Австралии, записи с его участием даже оказались в десятке лучших в национальном хит-параде. Затем он переехал жить и работать в Великобританию.

В марте 1974 г. "Spark Records" предложила музыкантам перезаписать для сингла титульный номер их последнего альбома "Put A Record On", что и было сделано. В чарты популярности эта вещь не попала, однако оказалась в плэй-листе британских радиостанций. В ходе студийных сессий в марте 1974 г. был записан еще целый ряд песен, которые так и не были изданы вплоть до 2001 г. Что касается редких и неиздававшихся на альбомах записей любой группы или исполнителя, то как правило, это или невнятные наброски и дубли, или настоящие шедевры. В данном случае мы имеем дело как раз со вторым вариантом. Свободные соло музыкантов, не связанных жесткими стилистическими рамками, оттеняют чувственный вокал Джо-Энн Келли. В музыке гармонично сочетаются блюз, джаз, соул, фанк. Здесь нет доминирования какого-либо одного инструмента, а звучат сменяющие друг друга импровизационные партии гитары, саксофона и фортепьяно. Тот факт, что эти записи не увидели свет в виде альбома в то время, можно объяснить лишь тогдашней конъюнктурой музыкального рынка.

Группа просуществовала до конца весны 1974 г. На одном из концертных выступлений этого периода, впервые изданного в том же 2001 г., помимо Келли, Браннинга, Холла и Брукса на гитаре играл Дэнни Кирвэн, а на ударных Киф Хартли (Keef Hartley), бывший участник группы Джона Мэйэлла и лидер собственного бэнда. В настоящее время это единственная возможность послушать живые записи "Tramp", ощутить их концертную энергетику и драйв.

В дальнейшем каждый из музыкантов занимался своими собственными проектами. На короткое время Дэйв Келли, уйдя из "Tramp" еще в марте, собрал группу "The Dogs", в основном выступавшую по пабам. После того, как она развалилась, он вернулся к сольной карьере, записав очередной альбом с участием Боба Холла. Мик Флитвуд, несмотря на все сложности, сумел сохранить "Fleetwood Mac", которые отстояли свое звание супер-группы. Джо-Энн Келли продолжила сольную карьеру, выпустив в 1976 г. вместе с гитаристом Pete Emery альбом "Do It". Дэнни Кирвэн во второй половине 70-х г.г. записал три альбома, но к сожалению, не справился с проблемой алкоголизма, из-за которой его выгнали из "Fleetwood Mac" еще в 1972 г. В конечном итоге, он не смог дальше продолжать музыкальную карьеру. Ряд лет он провел в специализированных лечебных заведениях и так и не захотел, или не смог, вернуться к активной жизни. Боб Браннинг помимо музыкальной карьеры продолжал работать школьным учителем, а затем занялся написанием книг по истории британского блюза.

Исправников С.А., 2006


СD-дискография:

TRAMP "BRITISH BLUES GIANTS" (Copm. CD) - 1992 (See For Miles SEECD 354, UK)

Total time: 70'03

На диске переизданы оба альбома данного студийного проекта: "Tramp" (Music Man SMLS 603, 1969 г.) и "Put A Record On" (Spark Records SRLP 112, 1974 г.).


JO ANN KELLY "TRAMP 1974" (Comp. CD) - 2001 (Mooncrest Records CRESTCD 063, UK)

Total time: 61'12

Диск является третьим выпуском в серии редких и неизданных записей Джо-Энн Келли и включает в себя подборку студийных и концертных записей, сделанных ей с группой "Tramp" весной 1974 г.


Музыканты : Tramp : AMG | Статья

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум