|
Родился в семье сельских работников. Необходимость работать в поле не позволила закончить школу. С музыкой познакомился в церкви в раннем детстве, а блюз впервые услышал уже подростком (Сообщается, что в отрочестве слушал Чарли Пэттона и играл с Робертом Джонсоном, Соном Хаузом и Робертом Локвудом, мл.). Пел в церковном хоре. В 1931г. начал выступать в местном вокальном квартете "Золотые трубы" (Golden Trumpets). В 1936г. вместе с женой Оциолой обосновался в Чикаго. Пел в церковном хоре. Работал вне музыки, но учил музыке своих детей. В 1948г. начал выступать в церквях с вокальным ансамблем, полностью состоявшем из его детей: сына Первиса и дочерей Клио и Мэвис (причем семилетняя Мэвис тогда пела басовые партии, что намекает на ее экстраординарные вокальные данные). Тогда Р.Стэплз и получил прозвище"Попс" - папаша. Первис занялся сольной карьерой, и его заменила младшая дочь Айвона. Ансамбль получил название "Зе Стапл Сингерз"(The Staple Singers. По созвучию со словом "Staple" - англ. основной предмет, главный элемент (чего-либо). В приблизительном переводе: "Певцы о главном"). В 1953г. записали дебютный сингл, который "Папаша" выпустил пластинкой на 78 об/мин. на собственном лейбле. Затем был двухгодичный контракт ансамбля с фирмой "United". С 1955г. по 1962г. ансамбль записывается на известной чикагской фирме "Vee Jay" и эти работы признаны классикой госпел. В 60-х, в соответствии с духом времени, в его репертуаре появились "песни протеста" фолк-сингеров Вуди Гатри и Боба Дилана; ансамбль включается в антивоенный движение и в борьбу за гражданские права, активно пропагандируя идеи Мартина Лютера Кинга. Соответственно, звучание группы корректируется к новому "фолк-госпелу" собственного изобретения, что раздражает их прежних ортодоксальных поклонников. СТАПЛЗ: "Но мы продолжали петь и молиться, и наша музыка несла миру весть. Когда люди поняли, что в нашей музыке по-прежнему звучит послание любви, наша аудитория выросла: вернулись старые почитатели и продолжали приходить новые". Коммерческий успех пришел в конце 60-х, когда ансамбль практически полностью изменил звучание на "соул", подписав контракт с лидировавшей тогда в этом стиле фирмой "Stax". Их пластинки стали появляться в хит-парадах, а в 1972м и 1975 годах возглавляли поп- и соул-чарты. Но и тогда они продолжали включать в свой репертуар песни протеста. Название ансамбля сокращается до просто "STAPLES". В 1978г. участвовали в этапном прощальном концерте группы THE BAND, запись которого послужила основой двойному альбому "Последний Вальс" (The Last Waltz) и фильму М.Скорсезе под тем же названием. "Зе Стэпл сингерз" занесены в Зал славы рок-н-ролла. Мэвис Стэплз (которая первая из участников записала сольный сингл в 1970г.) продолжает успешно выступать соло. В конце 80-х ее альбомы продюсирует и активно участвует в их записи фанк-поп-дива Prince. В 1994г. дуэтом с Лаки Питерсоном (Lucky Peterson) в качестве пианиста и органиста она записала великолепный альбом с программным названием "Spirituals & Gospells"). Попс Стэплз, чью лаконичную выразительную гитарную игру несправедливо недооценивали, записал в 1969г. полуинструментальный блюзовый альбом "Jammed Together" вместе с гитарными корифеями конца 60-х: с одним из королей блюза Албертом Кингом и с одним из лучших студийных гитаристов того времени Стивом Кроппером (Steve Cropper). Собственно сольную карьеру Стэплз начал в 1992г., когда в возрасте 77 лет подписал контракт с блюзовым лейблом "Pointblank" и выпустил дебютный сольный альбом "Мир всем соседям". Джим Келтнер, Рай Кудер, Терри Иванс и Вилли Грин отчасти воссоздали музыкальный антураж, опробованный ими в саундтреке фильма "Перекресток - Кроссроадз". Однако именно уверенный, но теплый и добрый голос Попса Стэплза создает особую эмоциональную атмосферу альбома; и его же неакцентированное, но всегда безукоризненное чувство ритма, вместе с неподражаемо "миссиссипианской" фразировкой поставили альбом в один ряд с лучшими работами патриархов блюза, коими отмечено последнее десятилетие ХХ века. Бонни Рэйт и Джексон Браун также приняли участие в этой записи, одну из песен спела с его дочь Мэвис Стэплз. Наряду со спиричуэлсами и другими традиционными мелодиями, Стэплз вновь, как в 60-е, включил в альбом песни с актуальной социальной тематикой. Альбом сразу привлек внимание публики и получил высокие оценки специалистов, был номинирован на "Грэмми". А следующий, ставший последним в его дискографии, альбом "Отец, отец" отмечен премией "Грэмми" в категории "Лучший альбом современного блюза 1994 года". ВЭБ™'99Интервью П.Стэплза о его знакомстве с блюзом.
Дискография:
|