(17.VIII 1939 Mayflower, Ark., USA - 12.VIII. 1997, Chicago)
"Если вы видели меня на сцене, вы
видели, как я получаю наибольшее удовольствие от
жизни".
Лютер Эллисон.
Почти одновременно с известием о кончине Джона Клайда Коплэнда пришло и сообщение о том, что обнаружен рак легких и верхних дыхательных путей у другого лидера современного блюза - Лютера Эллисона. О том, насколько неожиданным это было, можно судить хотя бы по плотному гастрольному графику Эллисона, составленному на всю вторую половину 1997. Билеты, купленные заранее, многие любители блюза оставили у себя. Эллисон сгорел за один месяц. Он умер, не дожив 5 дней до 58 лет. Лютер Эллисон: американский блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены 60х, блюз-рокер начала 70х, традиционалист в 80х, неожиданно к концу 90х ставший бесспорным лидером техасского блюзового стиля. Родился в Арканзасе, 14 из 15 детей в семье. Первый музыкальный опыт: пение в церковном хоре и игра на церковном органе. С семьей переехал в Чикаго в 1941г., стал участником полупрофессиональной вокальной группы The Southern Travellers, исполнявшей госпелл. Учился в одном классе с сыном Мадди Уотерса и имел возможность присутствовать не только на концертах Отца Чикагского блюза, но и на репетициях его блюзбэнда. Игрой на гитаре всерьез увлекся относительно поздно, в 18-летнем возрасте. С 1957 вместе со старшими братьями играл ритм-энд-блюз в группе The Rolling Stones, переименованной позже в The Four Jivers. Акомпанировал выступлениям Фредди Кинга, Мэджика Сэма и Отиса Раша. Под их влиянием принял стиль Уэст-Сайд блюза. С 1959 выступал самостоятельно. Сорокопятки, записанные в середине 60х на чикагской фирме "Делмарк" (Delmark) собраны в альбом "Sweet Home Chicago (Милый дом мой, Чикаго)". Дебютный альбом записал для этой же фирмы в 1968 - "Love Me Mama". Успешное выступление на престижном Эннэрборском блюз-фестивале привлекло внимание рок-молодежи к музыке Эллисона. На волне этого успеха Эллисон подписывает в 1972 контракт с большой фирмой Мотаун и выпускает еще несколько альбомов. Однако интерес публики к блюзу в США стремительно падает, а Эллисон обнаруживает, что в европейских музыкальных клубах для него всегда есть работа. В 1979 он окончательно перебирается в Париж. Работа в маленьких клубах чередуется с успешными выступлениями на крупнейших джазовых фестивалях. В альбоме "Where Have You Been (Где ты был)" представлены записи Эллисона в манере жесткого энергичного электроблюза, сделанные на джаз-фестивале в Монтре в период с 1976 по 1994. В те же годы для небольших европейских фирм он записывает альбомы акустического блюза ("Hand Me Down My Moonshine (Передай мне мою самогонку"). В 1989 в его группе начал играл его сын Бернард, выступающий теперь самостоятельно. Записанный в 1993 в Мемфисе для европейской фирмы альбом "Soul Fixin' Man", переизданный чикагской фирмой Alligator, стал первым за 20 лет альбомом Эллисона, выпущенным в США. Возвращение обернулось триумфом: выступления в качестве хедлайнера на всех значительных блюзовых фестивалях США, аншлаговые гастроли, блестящие рецензии, статьи во всех блюзовых и гитарных журналах. 1995 год принес ему награды имени У.К.Хэнди по 5 основным категориям и 10 итоговых за год премий ведущего блюзового журнала Livin' Blues. Два последовавших альбома, записанных в Мемфисе специально для "Эллигейтор", преумножили этот успех. По мнению экспертов из "Guitar Player" его "свирепое соло сочетает мудрость опытного расказчика с элегантностью БиБиКинга, гибкостью Бадди Гая и густым жалящим тоном Алберта Кинга". Лютер Эллисон играл современный вариант техасского блюза с энергетикой, редко свойственной его ровесникам из рок-епархии. Всего несколько лет назад техасский блюз казался процветающим направлением, именно в этом стиле блюз звучал наиболее современно, энергично. И лидировали в нем мастера достаточно опытные, но по блюзовым меркам еще только входившие в расцвет сил. Теперь, со смертью Алберта Коллинза, Джона Коплэнда и Лютера Эллисона, техасский блюз - обезглавлен. Андрей Евдокимов. |
Фотографии с фестиваля "Блюзфест"
в Eureka Springs,
май 1997г.
1969 Love Me Mama (Delmark)
1972 Bad News Is Comming (Motown/Gordy)
1974 Luther's Blues (Motown/Gordy)
1976 Night Life (Motown/Gordy)
1977 Love Me Papa (Black & Blue)
1979 Live In Paris (Part 1) (Blue Sky/Buda)
1979 Live (Part 2) Paris (Album/Buda)
1979 Gonna Be A Live One In Here Tonight (Part 1) (Rumble)
1979 Power Wire Blues (Part 2) (Rumble)
1980 Time (Paris Album/Buda)
1984 Life Is A Bitch (Encore!/Melodie)
1984 Serious Blind Pig (American reissue of Life Is A Bitch)
1985 Here I Come (Encore!/Melodie)
1987 Rich Man 1989 (Trip/Entente)
1989 Let's Try It Again - Live 1989 (Trip / Melodie / Eastwest)
1991 More From Berlin (Trip/Melodie/Eastwest)
1992 Hand Me Down My Moonshine (In-Akustik)
1993 Love Me Papa (Evidence)
1994 Soul Fixin' Man (Alligator) (US title for "Bad Love" Ruf Records)
1995 Blue Streak (Alligator Records)
1996 Live in Paris / Compilation (Trip)
1996 Where Have You Been (Ruf Records)
1996 Motown Years (Motown)
1997 Reckless (Alligator Records)
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум