John Dummer Blues Band

В истории британского блюза группа Джона Даммера занимает особое место. В разное время в ней играли такие мастера, как лидер "Groundhogs", гитарист-виртуоз Tony T.S. McPhee, один из основателей "Savoy Brown", лучший гармошечник Великобритании John O’Leary, выдающийся блюзовый пианист Bob Hall, слайд-гитарист Dave Kelly, мультиинструменталист Nick Pickett. Группа исполняла самую разнообразную музыку, помимо авторских вещей записав большое количество кавер-версий: от довоенной блюзовой архаики до Чака Берри. Несмотря на это, ни один из пяти студийных альбомов группы не попал в чарты популярности. Единственный коммерчески удачный релиз был сингл с записью джазового инструментала "Nine by Nine". Итак, кто же такой был Джон Даммер?

Джон Даммер родился 19 ноября 1944 г. в пригороде Лондона – Сурбитоне. Начав заниматься музыкой в школьные годы, в 1963 г. он формирует свою первую группу "Lester Square and G.T.’s", исполнявшую ритм-энд-блюз. Полный состав группы сейчас уже никто не помнит. Кроме самого Даммера там играл легендарный гитарист раннего британского блюза Top Topham (до этого входивший в первый состав "Yardbirds" еще до Эрика Клэптона) и саксофонист Chris Trengrove. Заключить контракт с какой-либо фирмой грамзаписи у них не получилось, однако послушать как они звучали все же можно. На ацетатной пластинке сохранилась запись их демо-сингла с двумя треками, которая включена в компилятивный компакт-диск группы Джона Даммера "Nine by Nine". Просуществовав пару лет, выступая на гастролях в Великобритании и Германии, "Lester Square and G.T.’s" распались. После этого на короткое время Джон Даммер перешел работать Kingston and Surbiton Borough News, а затем формирует свой собственный "John Dummer Blues Band".

История группы начинается в 1965 г., в первоначальный состав входили: Roger Pears (гитара), Pete Moody (бас), Dave Bidwell (ударные), Bob Hall (клавишные) и сам John Dummer (вокал), в то время называвший себя не Джоном, а Тони. Собственно говоря, первоначально Джон Даммер пришел на прослушивание по объявлению, помещенному в журнале  "Melody Maker", о поиске блюзового вокалиста. Там он и встретился с остатками ранней группы Питера Грина "Muscrats" в лице Pears и Bidwell. Pete Moody играл вместе с Pears в еще одном раннем британском ритм-энд-блюзовом бэнде "Grebbels". Короче говоря, почти все участники группы уже знали друг друга. Исполнявшаяся ими музыка основывалась на послевоенном чикагском электрическом блюзе. Начав выступления, группа достаточно быстро приобрела определенную известность в британских блюзовых кругах, и музыкантов стали приглашать в другие составы.

В декабре 1965 г. Bidwell уходит в "Chicken Shack", ненадолго его сменил ударник Dave Elvidge, до этого успевший записаться с Джеффом Бэком. Однако вскоре он оставляет группу, решив больше времени уделять своей семье. В конечном итоге за ударные пришлось пересесть самому Джону Даммеру, который начинал на них играть еще в школьном ансамбле. Также в связи с переездом из группы уходит и Moody, его заменяет другой басист – Tony Walker. В этом составе, включая саксофониста Chris Trengrove из первой группы Джона Дамммера и четырнадцатилетнюю сестру Tony Walker – Регину, осенью 1966 г. они записали несколько треков. Яростная гитарная игра Pears в то время не уступала ни Клэптону, ни Грину, однако выпустить диск так и не удалось. После этого группу покидает Pears.

Hall, начинавший в раннем составе "Groundhogs", пригласил присоединиться к Джону Даммеру своего бывшего коллегу по группе – гитариста Dave Kelly. Что касается последнего, когда он вошел в группу Джона Даммера, то вообще не играл электрический блюз. Вернувшись из Штатов в 1966 г., где он познакомился с Мадди Уотерсом и Джоном Ли Хукером, Kelly выступал на британской клубной сцене, как блюзовый вокалист и слайд-гитарист. Его выступление произвело фурор на Голландском блюзовом фестивале. Затем к группе присоединяется гармошечник Steve Rye. В то время на волне блюзового бума состав часто выступал в клубах, пабах и колледжах – обычных концертных площадках для такого рода музыки.

Однако изменения в составе группы на этом не закончились: из группы ушел Tony Walker, которому надоел исполнявшийся ими Чикаго- и кантри-блюз. Его больше привлекала более современная музыка. Место басиста занял Iain "Thumper" Thompson, причем взяли его не из-за выдающихся музыкальных способностей, а потому что остальные участники группы думали (ошибочно, как потом оказалось), что у него есть свой микроавтобус. Потом в "Savoy Brown" ушел Bob Hall, а также основавший собственную группу Steve Rye, зато вместо него из того же "Savoy Brown" перешел гармошечник John O’Leary. Знаменитый черный блюзмен Champion Jack Dupree как-то заметил, что после Сонни Боя Уильямсона из всех гармошечников O’Leary самый лучший. Кроме того, он имел обширную коллекцию блюзовых пластинок и старых губных гармоник, на которых  однако на концертах не играл.

На короткий период с июля по сентябрь 1968 г. к группе присоединился лидер "Groundhogs" – один из лучших блюзовых гитаристов Великобритании Tony T.S. McPhee. Таким образом и был собран состав, записавший дебютный альбом "Cabal" (Mercury Records, 1969 г.). На двух треках пела сестра Dave Kelly – Jo-Ann Kelly, лучшая исполнительница блюза в Великобритании, безвременно умершая в 1990 г. от опухоли головного мозга.

Из двенадцати номеров, вошедших в альбом, четыре были сочинены Dave Kelly, причем один – "When You Got a Good Friend" – в соавторстве с McPhee. Еще одну композицию – "Welfare Blues" – написал басист "Thumper" Thompson, который ко времени записи альбома помимо работы в группе успел получить социологическое образование. Остальные треки составляли блюзовую классику: "Just a Feeling" знаменитого чикагского гармошечника Little Walter, "Sitting and Thinking" Мадди Уотерса, "Hound Dog" из репертуара Big Mama Thornton. Из раритетов необходимо отметить прекрасно сыгранный инструментал Эрла Хукера "Blue Guitar" и композицию другого черного блюзового гитариста Эдди Киркленда "Daddy Please Don’t Cry".

Как и следовало ожидать, на альбоме звучит бескомпромиссный блюз-рок с достаточно жестким и сырым саундом. На диске не содержится ни одна коммерчески ориентированная композиция, получилась прекрасная работа для любителей и знатоков белого блюза, но мало интересная широкой публике. Сразу после записи треков из группы Джона Даммера уходят O’Leary и McPhee, последний, чтобы возродить "Groundhogs". На место McPhee приходит новый гитарист – Adrian "Putty" Pietryga из бристольской группы "Deep Blues Band". Соответственно, на обложке альбома сфотографирован уже следующий состав группы, включая не принимавшего участия в записи Pietryga (второй слева). Коммерческого успеха диск не имел, однако вскоре группа взялась за работу над новым альбомом.

Исчезновение слова "блюз" из названия группы не повлекло кардинальных стилистических изменений в исполнявшийся ими музыке. Второй альбом c одноименным названием "John Dummer Band" (Mercury Records, 1969 г.), был построен по тому же принципу, что и его предшественник – сочетание собственного материала с классическим блюзом.

К группе снова присоединился Bob Hall, чьи клавишные безусловно украсили пластинку. Изменения в составе музыкантов вызвали и изменение саунда: по сравнению с дебютным альбомом звучание стало менее жестким и более динамичным. Причем в отличие от предшественника, где упор делался на послевоенный электрический блюз, здесь акценты несколько смещены в сторону более ранней музыки. Одним из примеров последнего служит исполнение вещи "Big Feeling", первоначально записанной легендарной блюзовой певицей Ма Рейни еще в 1928 г.

Таким образом, получилось интересное сочетание блюзовой архаики с современным блюз-роком. В принципе, блюз в Великобритании всегда был в андеграунде, им интересовались, его исполняли, однако он никогда не был музыкой истеблишмента. Не удивительно, что первый альбом группы был назван "Cabal" (группа заговорщиков). Он был записан людьми, фанатично преданными блюзу, противопоставляющими себя массовой публике. Второй альбом, хоть и был выдержан полностью в блюзовом ключе, получился значительно веселей. Причем не только по музыке, но и по художественному оформлению: на оборотной стороне обложки один из музыкантов запечатлен абсолютно голым, изображение оказалось размытым, так как камера не была на нем сфокусирована.

На одном из треков – "Birds & Booze Blues" – в записи вокала приняла участие Jo-Ann Kelly. В отсутствие гармошечника при необходимости использовалось казу, на котором сыграл Dave Kelly. В "Try Me One More Time" единственный раз в альбоме появляется скрипка. Впоследствии именно построенный на скрипичной партии инструментал "Nine by Nine" (1970 г.) принесет группе долгожданный коммерческий успех. Что касается данного диска, то он прошел практически незамеченным.

В конце 1969 г., устав от бесконечных гастролей, группу покидает Dave Kelly. В какой-то момент времени он почувствовал себя в группе Джона Даммера не в своей тарелке. Десять выступлений за две недели во время скандинавского тура переполнили его чашу терпения. Потеряв вокалиста, гитариста и автора песен в одном лице, группа могла оказалась на грани распада. Однако этого не произошло. Перед уходом Dave Kelly предложил себе замену в лице музыканта-мультинструменталиста Nick Pickett, который направил творчество группы уже в другое русло.

Третий студийный альбом группы, озаглавленный "John Dummer’s Famous Music Band" (Fontana Records, 1970 г.) оказался самой эклектичной работой из всех дисков, записанных ими. Помимо собственно блюза здесь представлены джаз, психоделия, буги и рон-н-ролл. Не случайно на обложке пластинки участники группы сфотографированы в образе странствующих музыкантов, своего рода ревю. Диск записывался в следующем составе: Nick Pickett (вокал, гитара, губная гармоника, скрипка, клавишные, вибрафон, перкуссия), Adrian Pietryga (гитара, вокал), Iain Thompson (бас) и John Dummer (ударные, вокал).

Изменения, произошедшие в исполнявшейся группой музыке, были связаны именно с Nick Pickett. Он родился в 1949 г. в Лондоне, однако потом жил и воспитывался в сельской местности. Джазовую музыку и блюз он регулярно слушал по радио, однако гитарой и губной гармоникой начал заниматься только в 16 лет, поступив в художественный колледж в Сомерсете. В 1968 г. он переезжает в Бристоль, продолжить образование, там же начинает постоянно выступать как певец в "Troubadour Club". Решив, что учеба в колледже и музыкальная карьера несовместимы друг с другом, он переезжает в Лондон в поисках работы. Там он и присоединяется к группе Джона Даммера не только как вокалист и музыкант-мультиинструменталист, но и как автор большинства композиций.

Без сомнения, Nick Pickett значительно обогатил музыку группы, далеко выйдя за рамки ранее исполнявшегося ими традиционного блюз-рока. Тем не менее, свою аудиторию их новый диск не нашел. Поборникам чистоты блюза он не понравился, джазмены никогда не воспринимали группу как свою, а что касается вкусов большей части любителей рок-музыки из числа молодежи, то для них началась эра "тяжелого" рока, связанная с выходом в конце 1969 г. второго альбома легендарных "Led Zeppelin". Безусловно, группа Джона Даммера записала довольно интересный, во многом экспериментальный альбом, но конъюнктура музыкального рынка была ими полностью проигнорирована. Как следствие, вскоре после выхода третьего альбома, группа распалась.

Четвертый альбом "Blue" (Vertigo Records, 1972 г.) появился на свет благодаря совершенно неожиданному успеху во французских чартах сингла с написанным Nick Pickett инструменталом "Nine by Nine" (Philips 6006111). Это была основанная на скрипичной партии композиция, сочиненная в традициях европейского джаза. Группа включила ее в концертную программу, исполняя фактически на каждом выступлении, потом записала на третий альбом и издала на сингле, продажи которого оказались порядка миллиона. После такого успеха решено было реанимировать группу для европейских гастролей и записи очередного альбома.

Развитие группы в то время во многом определял именно Nick Pickett, не случайно его имя теперь появилось в названии группы. Именно его композиция, наконец, принесла группе коммерческий успех, и весь материал четвертого альбома был написан им же. В итоге получился диск, музыка которого сочетала в себе блюз с психоделией, гитарный в своей основе, но с включением отдельных партий скрипки. Возросла и продолжительность композиций, основной упор был сделан именно на инструментальную часть. Для выпуска на сингле была выбрана скрипичная "Medicine Weasel" с отчетливо прослеживающимися фолковыми мотивами. Однако успеха "Nine by Nine" она не повторила.

В результате, группа снова зашла в тупик. Решив заняться сольной карьерой, от них уходит Nick Pickett. Он возвращается к чисто акустическим выступлениям, делает ряд сольных записей, а также как приглашенный музыкант участвует в альбомах "Fleetwood Mac", "Chicken Shack" и ряда других групп. Джон Даммер в качестве гитариста вновь приглашает Dave Kelly, одновременно решив кардинально поменять как репертуар, так и название группы, которая теперь стала "John Dummer’s Oobleedooblee Band".

Пятый студийный альбом группы Джона Даммера "Oobleedooblee Jubilee" (Vertigo Records, 1973 г.) включал самую разнообразную музыку: блюз, рок-н-ролл, психоделию, кантри и фанк. Альбом был построен по старому проверенному принципу – сочетание авторского материала с кавер-версиями. Среди последних необходимо отметить сыгранную в психоделическом ключе девятиминутную композицию "I’ve Been Scorned" из репертуара черной американской группы "Staples", исполнявшей госпел и кантри-блюз. Также интересна "Hello L.A. Buy Buy Birmingham" Делании Брэмлетта, ранее записанная такими группами, как "Blue Cheer" и "Juicy Lucy". Напоследок группа записала драйвовую версию рок-н-ролла Чака Берри "Too Much Monkey Business", в котором отличное фортепьянное соло исполнил приглашенный музыкант Kingsley Ward.

Что касается непосредственно авторского материала, то большую его часть написал Dave Kelly и по одной композиции сочинили Adrian Pietryga и Iain Thompson. В качестве приглашенных музыкантов в работе над диском приняли участие, кроме уже упоминавшегося Kingsley Ward, также Mike Evans (скрипка) и Jo-Ann Kelly (бэк-вокал). В итоге, получился довольно непринужденный альбом, который легко слушается, сочетая жизнерадостность с высоким профессионализмом исполнения. Однако в 1973 г. на музыкальной сцене были совсем другие герои. С наступлением эпохи т.н. "стадионного" рока многие блюз-бенды оказались невостребованными и, практически, прекратили свое существование. Не избежала этой участи и группа Джона Даммера. Это была ее последняя запись. Пока хватало энтузиазма, группа гастролировала по Великобритании и континентальной Европе, были идеи выпустить еще один альбом, которые так и не реализовались.

Что касается самого Джона Даммера, то после роспуска группы он устроился промоушн-менеджером на фирму "MCA", где поработал около трех лет, потом перешел в ту же должность на "Elektra", однако желание играть музыку, в конце концов, взяло свое. В 1976 г. вместе с Iain Thompson он входит в состав ду-уоп группы "Darts". В 1980 г. он покидает этот состав, чтобы вместе со своей женой Helen April создать собственную группу под названием "True Life Confessions". Группа активно выступала на локальном уровне и даже сделала несколько записей, но в конечном итоге, распалась. Затем Джон Даммер три года был менеджером состава "The Screaming Blue Messiahs", а потом продал свой дом в Западном Суссексе и вместе с женой переехал во Францию. Оттуда они уехали в Португалию, где приобрели дом с ветряной мельницей. Однако долго жить вдали от цивилизации они не смогли. В итоге, они обосновались во Франции, поселившись в доме 18 века в сельской местности. Джон Даммер продолжил свою музыкальную деятельность, периодически выступая с французскими блюзовыми музыкантами. Кроме того, он занимается реставрацией антикварной мебели и начал писать романы. 

(c) 2006 Исправников С.А

СD-дискография: 

JOHN DUMMER BLUES BAND:

"CABAL… Plus" (Comp. CD) – 1996 (See For Miles Records SEECD 456, UK)

Total time: 73’03

     На диске представлен дебютный альбом группы Джона Даммера "Cabal", изданный в 1969 г. (Mercury Records SMCL 20136), а также материал четырех синглов группы 1968-73 г.г. 

"NINE BY NINE" (Comp. CD) – 2003 (Castle / Sanctuary Records 06076 81270-2, USA)

Total time: 70’07

      Диск выпущен в серии "Sanctuary Blues Masters" и содержит редкие и неизданные записи группы Джона Даммера, начиная с 1966 г. В качестве бонус-треков записан демо-сингл его первого состава "Lester Square and G.T.’s". 

JOHN DUMMER BAND:

"JOHN DUMMER BAND" – 1969 / 2003 (Mercury / Sunrise Records 30809032, EU)

Total time: 41’32 

"JOHN DUMMER’S FAMOUS MUSIC BAND" – 1970 / 2003 (Fontana / Sunrise Records 30809042, EU)

Total time: 40’14 

JOHN DUMMER BAND featuring NICK PICKETT:

"BLUE" – 1972 / 2004 (Vertigo / Repertoire Records REPUK 1031, UK)

Total time: 43’57

      Изданный британским отделением немецкой фирмы "Repertoire", диск включает в себя четвертый альбом группы Джона Даммера, первоначально выпущенный в 1972 г. (Vertigo Records 6360055), а также их французский сингл также 1972 г. (Philips 6006176) с мономиксами двух альбомных песен. 

JOHN DUMMER’S OOBLEEDOOBLEE BAND:

"OOBLEEDOOBLEE JUBILEE" – 1973 / 2005 (Vertigo / Walhalla Records WH 90347, Germany)

Total time: 39’50


Музыканты : John Dummer : AMG | Статья | Диски

Избранные компакт-диски


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Лента | Форум