Говорят, если хочешь петь блюз, нужно на себе испытать, что такое страдание. Блюзовый певец, мастер игры на гармонике и автор песен Гэри Примич не воспитывался в хижине в Дельте Миссиссиппи. Но он и не пытается звучать так, как если бы вырос там. И, тем не менее, его блюзовая музыка полна исконности, хотя бы и той, какая может присутствовать в блюзовой музыке 21-го века. И, как однажды было отмечено в CD Review, «Если вы не знакомы с музыкой Прмича, и ожидаете услышать очередного скучного белого парня, пытающегося переигрывать классику - вы очень далеки от правды».
Скорее, слушая Примича, вы поймете, что он «одной ногой опирается на старую блюзовую школу, а другой - на современный блюз». Как заявляет Jazz Times, вместе с тем, он является автором, чьи «песни обладают свежими мелодическими оборотами и модуляциями, которые выводят традицию на новый уровень». К тому же, он играет на гармонике, извлекая из нее богатые, сочные звуки, слагающиеся в изобретательные мелодические фразы, мощь которых сравнима с локомотивом, мчащимся прямо перед вами на всех парах. Помимо этого, отмечает Down Beat, «Примич - один из тех редких харперов, которые на самом деле знают, как надо петь». И делает это чертовски хорошо.
Талант Примича и его блюзовое чувство снискали ему похвалы от таких легенд блюза как Чарли Массельвайт (Charlie Musselwhite), который отмечает: «Он не играет те самые старые вещи, которых мы наслушались предостаточно». Вместо этого, Примич расширяет диапазоны блюза и насыщает его уверенным прикосновением современного мастера. Журнал Jazziz заявляет, что «его легко можно назвать самым разноплановым исполнителем на губной гармонике на сегодняшней сцене», в то же время журнал Spotlight называет Примича «одним из лучших ныне живущих харперов». Чикагская New City называет альбом Примича Mr. Freeze одним из 20 лучших альбомов 90-х.
Гэри Примич родился в столице блюза - Чикаго и рос в промышленном пригороде Гэри (Gary, IN). Да, его семья принадлежала к среднему классу, но окружение, в котором он рос, любого заставило бы затосковать. «Задачей моего учебного заведения было направить выпускников на работу на заводы U.S. Steel, Bethlehem Steel и Inland Steel. Господи, никто ведь в колледж не ходил», говорит Примич. Он познакомился с блюзом, услышав по радио версию песни "I Hear You Knocking" в исполнении Дэйва Эдмундса (Dave Edmunds). В то же время последний крупный хит Чака Бери "My Ding A Ling" привел Примича к каталогу записей этого пионера рок-н-ролла и к наследию студии Chess Records.
И хотя он не был вскормлен слушая старых мастеров, как только Примич подростком взял в руки гармонику, он сразу же направился к первоисточникам, чтобы оттачивать свое мастерство. Он изучал и впитывал стили Сони Боя Уильямсона I-го и II-го, Литтл Уолтера и Биг Уолтера. Он начал выступать в клубах на Севере и Юге Чикаго, и вскоре уже играл в группах на Максвел Стрит, исполняя городской блюз и одновременно оканчивая Университет в Индиане.
Примичу понадобилось всего один раз съездить в Остин, чтобы решиться на переезд туда по окончании колледжа. «Я направился в ночной клуб Antone's и услышал Оттиса Раша в сопровождении тамошнего хаус-бэнда. Я и раньше его часто слушал во время приездов в Чикаго, но он никогда не звучал так здорово, как в тот вечер». В конце 80-х Примич собрал группу The Mannish Boys вместе с бывшим барабанщиком Mothers of Invention Джимми Карлом Блэком (Jimmy Carl Black). Выпустив с этой группой 2 альбома на Amazing Records, Примич начал работать самостоятельно. После двух сольных альбомов на Amazing, и еще двух на Flying Fish Records, и еще двух на Black Top Records, он постоянно был в большом почете за умение искусно сочетать традицию с новыми веяниями. Как отмечает Blues Revue «каждый новый диск Гэри Примича всегда ждешь с нетерпением».
Подобно Полу Баттерфилду (Paul Butterfield), еще одному белому харперу, который оттачивал свое мастерство на Чикагской сцене и оставил неизгладимый след в развитии музыки, Примич пропускает блюзовую корневую музыку через свое сознание, чтобы создать нечто являющееся правдой для него и его восприятия. «Мне кажется, я делаю музыку как Paul Butterfield Blues Band, которые слушают любимую музыку и делают свои собственные версии, не пытаясь копировать».
Хотя Примич не собирается преподносить себя посконным блюзменом, который хлебнул на своем веку горя, его музыкальная самоотдача и тот факт, что его музыка идет от самого сердца, сомнению не подлежит. «Важно чтобы люди понимали, что я начал играть эту музыку, в тот момент, когда вообще стал заниматься музыкой, потому что я люблю ее». Это произошло не потому, что услышал Стиви Рей Вона или увидел что-то клеевое на ТВ. Я играю эту музыку, потому что я в нее влюблен. А на губной гармонике я играю, потому что я влюбился в ее звук. Я начал играть блюз, когда он считался самой немодной вещью, да он и не был никогда «модной» вещью, но для меня это значения не имеет».
По великой блюзовой традиции Примич дает до 200 концертов в год по всей Северной Америке и в Европе. «Если бы мне сказали в мои 18 лет, что когда мне исполнится 43, я буду разъезжать на своем белом вэне марки Форд, вместе со своей группой, давать концерты по всей стране, я бы сказал, что моя мечта сбылась. Я делаю то, чего мне всегда хотелось - гастролирую и играю свою собственную музыку так, как мне нравится ее играть, чего бы мне это ни стоило. И я обожаю это».
В процессе всего этого, Гэри Примич зарекомендовал себя одним из современных мастеров блюза. А чтобы это подтвердить, просто послушайте альбом Dog House Music и проверьте, не согласитесь ли вы с этим утверждением.
Перевод Арсена Шомахова
2002 Dog House Music, Antone's Records
1999 Botheration, Black Top Records
1997 Company Man, Black Top
1995 Mr. Freeze, Flying Fish Records
1994 Travelin' Mood, Flying Fish Records
1992 My Pleasure, Amazing Records
1990 Gary Primich, Amazing Records
Участие в записях:
Omar & The Howlers -- Muddy Springs Road
Omar & The Howlers -- World Wide Open
Steve James -- Art And Grit
Steve James -- Boom Chang
Steve James -- American Primitive
Tish Hinojosa -- Homeland
Tish Hinojosa -- Culture Swing
Rhino Blues Masters Volume #17 -- "Masters of the Blues Harmonica"
Threadgill's Super Sessions Volume I and II
Libbi Bosworth -- Outskirts of You
Libbi Bosworth -- Austin Country Nights Compilation
Libbi Bosworth -- Libbiville
Starline Rhythm Boys -- Better Luck Is A Barroom Away
Интервью Дэнниса Карелли с Гэри Примичем. Перевод Арсена Шомахова.
Статья о гастролях Гэри Примича, написанная Андреем Евдокимовым для Еженедельного Журнала.
www.garyprimich.com - официальный сайт Гэри Примича.
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум