Барбара Дейн (BarbaraDane),
американская блюзовая, джазовая и фолк-певица,
родилась 12 мая 1927 года в Детройте. Едва закончив
школу, она увлеклась политикой и начала регулярно выступать на демонстрациях
против расового и экономического неравенства, а также сотрудничать с самыми
разными коллективами города. В 1949-м она переезжает в Сан-Франциско,
где занимается воспитанием детей и попутно исполняет народные песни и песни
протеста в клубах, на радио и телевидении. В это время происходит резкий
всплеск интереса к джазу, и женские блюзы и ранние джазовые мелодии в
исполнении Барбары завоевывают немалую популярность в местных клубах; ее
регулярно приглашают выступить местные и даже новоорлеанские коллективы.
В 1956 году она получает свой первый профессиональный ангажемент в клубе "TinAngel". Журнал "Ebony" публикует о ней большую статью с фотографиями,
на которых Барбара Дейн поет вместе с МаддиУотерсом, Мемфис Слимом, Вилли Диксоном и другими
звездами: "Выглядит потрясающе, когда эта блондинка вдруг запевает своим
низким вибрирующим альтом о несчастьях, неверных мужьях и свободе... В ней
чувствуются энтузиазм, несгибаемое упорство и огромное сочувствие к
угнетенным".
Музыкальные пристрастия Барбара поровну делит между фолк-музыкой и традиционным джазом. В 1957 году
на подъеме движения джаз-ревайвалистов она записывает дебютный альбом в комнании джазовых музыкантов.
7 января 1959 года по приглашению Луи Армстронга
Барбара участвует вместе с ним в телешоу "TimexAll-starJazzShow".
"Вы видели эту цыпочку? - спрашивал Армстронг у
читателей журнала "Тайм". - Она сногсшибательна!"
Вскоре она
едет в турне по Восточному побережью вместе с Джеком Тигарденом,
выступает в Чикаго с Рузвельтом Сайксом, ОтисомСпенном, Вилли Диксоном и Мемфис Слимом, в Нью-Йорке - с Уилбуром
де Пари и его бэндом, а также во множестве телешоу. 3 и 4 июня 1959 г.
записала альбом традиционнного джаз-блюза с оркестром джазового пианиста Ирла Хайнза.
А в ноябре стала первой белой героиней статьи журнала "Ebony", посвященного
исключительно "черной" культуре. Статью сопровождают замечательные фотографии, на которых
она выступает на одной клубной сцене с Вилли Диксоном, Отисом Спэном, Литл-Бразер Монтгомери, Мамой Янси,
а Мадди Уотерс демонстрирует ей свой слайд. Почитать на английском и посмотреть фотографии
можно здесь >>>.
В 1961 году певица открывает в Сан-Франциско свой собственный клуб, "SugarHill: HomeOfTheBlues".
Идея сделать блюзовый клуб в туристическом районе для
привлечения более широкой публики оказалась удачной. Сама Барбара Дейн регулярно выступает в нем в сопровождении своих
любимых музыкантов: пианиста и трубача Кенни
"Гуд Ньюс" Уитсона
и Уэллмана Брода, бывшего контрабасиста ДюкаЭллингтона.
Как и многие другие участники музыкального фолк-движения, Барбара Дейн была увлечена
борьбой за гражданские права, антивоенными выступлениями, принимала участие в митингах
за прекращение войны во Вьет-Наме. Она пела в школах Юга Миссиссиппи, где реформа по
совместному обучению "белых" и "цветных" детей натыкалась на яростное сопротивление расистов. Она пела
антивоенные песни перед воротами военных баз в США, в Европе, в Японии. В 1966 году она стала
первым американским музыкантом, приехавшим на гастроли и принявшем участие в музыкальном
фестивале на коммунистической Кубе. В 1970 году Барбара Дейн основала лейбл
Paredon Records для записи и выпуска пластинок артистов, принимающих, как и она, участие
в освободительном движении. За 12 лет существования лейбла было выпущено 45 пластинок (из
которых три она записала сама). В настоящий момент каталог Paredon Records приобрел
авторитетный Smithsonian-Folkways.
"Я была слишком упрямой, чтобы взять себе одного из этих жадных
менеджеров, может быть потому, что я привыкла говорить сама за себя. Так что я
всегда сама заключала свои контракты и решала, где, когда и с кем работать. У
меня хватало времени на троих детей и политическую работу, и в итоге я
приносила домой больше денег, чем если бы я связалась
с шоу-бизнесом. Мне удалось сделать по-настоящему хорошие записи, потому что я
имела возможность выбирать и сотрудничала только с самыми талантливыми
музыкантами".
«Почему блюзы? Потому что они обращаются от самого сердца к сердцу другого, - поясняла Барбара. –
Блюзы родились из наихудших условий жизни, к каким только может принудить один
человек другого: из рабства и эксплуатации. А миру они предстали как обращение
безумия в здравый смысл, боли– в радость, цепей – в свободу и вражды – в единство.
Это музыка тех, кто выжил, и этому у блюзов надо учится, понимать их суть и знакомить с блюзами настолько больше людей,
насколько это только возможно. И не важно, что говорится в словах песни, не важно,
кому я ее пою, - я всегда пою именно об этом».
перевод и изложение (c)
Тамара Зарицкая
Ее именной сайт сообщает, что единственным чисто фольковым альбомом
в ее дискографии является "When I Was a Young Girl", записанный в 1961 г. в дуэте с Томом Пэли (гитара, банджо)
и переизданный в 1997 году под названием "Антология Американских народных песен". ПослушатьальбомBarbara Dane - 1997 - Anthology of
American Folk Songs (1959)