Нижеследующий текст представляет собой лишь слегка литературно обработанный перевод расшифровки пресс-конференции БиБиКинга на джаз-фестивале Montreux-95. Это не так легко читать, но стоит потратить время. Перед вами - первоисточник. (Предоставил Андрей Евдокимов.) |
Блюзовая миссия?
- Да: она продолжается и сегодня она столь же важна, если даже не больше, чем когда-либо в прошлом, потому что сегодня гораздо больше молодых людей, которым, кажется, интересен блюз; гораздо больше исполнителей, гораздо больше отличных гитаристов, которые мне очень нравятся. Они поддерживают блюз. Так что сегодня для меня важно вращаться и видеть их, говорить с ними, болтать с ними, играть с ними. Это очень важно для меня.
Не стал ли блюз более коммерческим?
- Никогда. никогда. никогда... Никогда.
Ответ более чем исчерпывающий...
- Чтобы быть честным с Вами, это как раз то, над чем мы давно работаем - стараемся сделать блюз более коммерческим, стараемся, чтобы он попал к людям. Мы стараемся познакомить с ним тех людей, что смогут продвинуть его еще дальше. И это для меня более важно, чем некоторые критики, которые говорят, что ему место в чулане. Спасибо Сиду, "Гибсону" и всем другим людям, которые помогли расширить его восприятие, что бы он продолжался. И помогли мне его донести больше. Так что я думаю, как я вначале сказал, блюз еще не настолько коммерческий, каким он мог бы быть.
Многие мыслящие люди начинают думать так, как они думали в тридцатых, даже в начале сороковых. Многие ведущие компании грамзаписи в то время продавали большие тиражи пластинок с блюзовой музыкой. Потом они решили отказаться от этого. И угадайте, что случилось? Они стали терять тиражи, которые им были нужны. Я думаю... И сегодня многие молодые люди, такие как вы, начинают понимать: Эй, здесь существует рынок; есть много людей, которым нравится такая музыка. Повсюду действуют блюзовые общества - до самого Советского Союза (или мне следует говорить России); и по Миссиссиппи, и в Нью-Йорке - они открываются в Европе, во многих местах... Я думаю вот так.
Как насчет 99% белой аудитории?
-Благослови их Бог, мои дети. Мои дети.
Есть ли черная аудитория у блюза?
- Да, есть. Может, не такая большая как у Рэп-музыки. Или у каких-то других типов музыки, которые им, может, нравятся. Как, сколько бы белых нас не слушало, все же их не так много, как у рок-н-ролла.
Молодые гитаристы... фламенко и блюз?
- Прекрасно. Я большой поклонник Джанго Рейнхардта. И так же я большой поклонник Сеговии. Я думаю, если вы возьмете большого джазового гитариста, как Рейнхардт... Баннни Кэстл или Джо Пэсс, мой любимый гитарист - Кенни Беррелл... И вы их поставите в ряд, Сеговия будет одним из них, он подойдет, будет одним из них. Я думаю, что музыка, как говорят некоторые, - семья. И, конечно, есть лидеры и есть последователи. И я надеюсь, я - один из последователей великих гитаристов фламенко.
- Я хотел очень поехал в Советский Союз, потому что я так много слышал о великих музыкантах, и когда я попал туда, я обнаружил, что это правда. Первый раз, когда я приехал в Росию, это было в 1979г. И я ожидал найти здесь много великолепных классических музыкантов. Но я никак не ожидал встретить много великолепных джазовых музыкантов, я не ожидал встретить много музыкантов, играющих блюз так же хорошо, как я... А некоторые даже лучше... Мне так понравилось, что я хотел еще раз вернуться. У нас появилась возможность вернуться в 94-м, в прошлом году. Было ли это отважным поступком? Когда я приехал, оказалось, что нет. Люди были очень гостеприимны, все были очень добры ко мне. Я так прекрасно провел время, что я бы хотел съездить туда еще.
- Да! Для меня важен каждый раз, когда упоминается блюз. Это очень важно! И поскольку рэп так популярен сегодня, и когда поп- или рэп-музыкант хоть как-то упоминает блюз или использует блюзовые приемы - я очень доволен. Я очень-очень доволен, потому что лично я думаю, что блюз нечто вроде основы современной западной музыки, какой мы ее сегодня знаем. И каждый раз сегодня, когда мы слышим как кто-то, кто популярен, неважно, что он делает, и добавляет немного блюза - мы признательны. И надеемся, что однажды прибавим немного рэпа или что там еще из того, что они делают - в блюз, в то, что делаем мы. Итак: Да - это важно.
И техно?
- Да, конечно, почему нет, ха-ха. Про меня сегодня делают CDROM - это, я думаю, достаточно технично. И кое-что из музыки, которую делаем мы, будет там.
Как вы относитесь к тому, что фрагменты ваших записей используют как сэмплы?
- Правда? Вы слышали. Я бы хотел послушать. Это любопытно.
- Я гастролировал в Африке, не так чтобы недавно. Во многих странах. Сейчас я бы хотел побывать даже в Южной Африке.
Есть ли у вас несбывшаяся мечта?
- Я был во многих кинофильмах и телешоу, но нигде не исполнял главную роль. Я бы хотел быть - не главной ролью - но равной... Может в кино, однажды; может, о моей жизни; может быть вы ее сыграете. Может, я буду играть главную роль напару с какой-нибудь симпатичной леди, вроде вас. Мой менеджер не раз говорил мне, что однажды мы выпустим историю моей жизни. И спросите меня, хотел бы я сыграть в ней - нет, я не достаточно молод. Так что мне нужен будет молодой человек, вроде одного из вас, и очаровательная молодая дама, как вы. На это мы надеемся - когда-нибудь. Мне еще нет 70. Мой менеджер все говорит-говорит: Голливуд, Нью-Йорк, Лондон, Монтре. Я начал говорить, что мне еще нет 70, так что еще многое нужно пережить, до того, как окончится моя жизнь.
- Я выступал с Уилсоном Пикетом множество раз. Я бы сказал, что он очень талантливый рок-н-ролльный певец... соул-певец, следует сказать. Он единственный в своем роде. Он легенда при жизни.
Что вы думаете о блюзовом проэкте Эрика Клэптона (From The Cradle)?
- Элвис Пресли был королем Рок-н-ролла, как мы знаем. Я думаю, cегодня Эрик Клэптон - король рок-н-ролльной гитары. Я не думаю, что есть кто-то лучше. Думаю - он - №1.
Но когда он пытается играть блюз...
- Вы говорите, он пытается, я говорю, он играет. Ха-ха... Я думаю, он играет, он делает все, что он делает, настолько хорошо, насколько это можно сделать.
- Я бы с удовольствием записался с ним. Несколько лет назад мы записали B.B.KING & FRIENDS. Он был настолько мил, что присоединился так ко мне. (Ahtung: Клэптона нет ни на CD, ни на видео). Кроме того, мы вместе выступали в легендарном театре Аполло в Нью-Йорке в честь этого театра. Мы записали это. И совсем недавно мы сыграли концерт памяти Стиви Рея Воэна. И снова Эрик присоединился ко мне, отыграв концерт вместе с братом Стиви Рея Воэна - Джимми Воэном. Мы работали вместе много раз. Если вы меня спрашиваете, хотел бы я с ним записаться: Да-вчера-да-сегодня-да-когда-угодно. И он очень хороший друг. И один из самых приятных людей в шоу-бизнесе. И, как я сказал, он №1 со своей гитарой. Таково мое мнение.
- Я сейчас не могу представить себе никого, с кем бы я не хотел записаться. ... Понимаете вы, что я хочу сказать? Я попытаюсь еще раз (смех). Я бы не хотел дожить до такого, что я записывался со столькими людьми, что вы не захотите меня, если я буду без кого-то еще. Но если вы обещаете этого не делать, я запишусь с кем угодно, о ком вы только подумаете.
Заработать популярность выступлениями с U2?
- Я надеялся, что люди вроде вас подумают об этом и зададут мне вопрос, который вы задаете. Я подшучиваю. Я многие годы работал упорно, чтобы блюз принести во многие места. И снова я должен потрепать моего менtджера по плечу, потому что он всегда искал способы, как мы можем это сделать. Так, если мы записались с Ю2, например, есть ведь много людей, которые знают Ю2, любят Ю2, слышали о Ю2 - и ничего не знают о БиБиКинге. Так что записываться с Ю2 означало, что многие люди получат шанс узнать и о БиБиКинге, потому что они слушают Ю2. Так же есть Джон Ли Хукер - очень многие знают о Джоне Ли Хукере, но не знают о БиБиКинге. И есть другие великолепные артисты... И все эти люди помогли мне очень многим, чтобы я стал известен людям, которые иначе обо мне бы и не узнали. И я надеюсь, что тоже имел возможность немного помочь им. Вот в чем смысл... Всегда пожалуйста.
- Джо Сэмпл - любимый друг. Один из великих клавишников джаза, как вы знаете. Но он и прекрасный композитор. Он объединился с Уилом Дженни много раз на многих песнях, которые были хороши для меня. И есть другие круссейдеры (Crusseders), которые мне нравятся. С которыми я дружу. Я с ними прекрасно проводил время. Мы даже записывались с ними в Лондоне с Лондонским Симфоническим оркестром, Так что, когда вы упоминаете Круссейдерз, вы заставляете мое сердце делать (туктуктуктук) (хаха).
Как вы относитесь к тому, что Вас называют легендой?
- Я не знал, что это значит, до последних нескольких лет. Я слышал, как меня называют "легендой", и не был уверен, нравится мне это или нет. Так что я взял книгу, словарь Уэбстера, и заглянул туда. И там было написано: "Легенда - нечто или некто, кто выдержал испытание временем". И мне понравилось, мне кажется я выдержал испытание временем - 46 лет! (профессиональной карьеры блюзмена) Так что сегодня, когда вы говорите "легенда" - я благодарю вас. Спасибо.
Прожив долгую жизнь, жалеете ли вы о чем-то?
- Мои сожаления... Если бы у меня был шанс все повторить, я бы закончил школу и пошел в колледж обучаться музыке. И не женился бы до сорока!
О программе сегодняшнего концерта.
- Критики достаточно часто говорят, что я никогда ничего не играю по-другому. Все одинаково. Иногда, говорят они, я меняю порядок песен - и все... Вот, значит, это я и сделаю сегодня вечером - изменю порядок.
- Если я сыграю вещи только из моего нового альбома, многие мои друзья будут разочарованы. И если я сыграю только то, чего нет на моем новом альбоме, многие мои друзья будут разочарованы. Так что я думаю, я сыграю что-то из нового альбома, а что-то - с других. Я всегда стараюсь делать то, что больше всего нравится моей аудитории. Если это значит играть старые вещи - пусть будет так. Если это значит играть только новые - так пусть будет так. Я обычно стараюсь доставить удовольствие людям которых вижу перед собой. Если я замечу, что они не слишком рады - я изменю концерт. В этом преимущество того, что у меня моя группа. Моя группа знает тридцать-сорок номеров без необходимости репетировать их (повторять) накануне концерта. Я могу варьировать очень легко, как полузащитник (куотербэк) в американском футболе. Так что - скажу - и меняем порядок... Иногда, скажем, как хозяин дома, шеф-повар: просто не то меню, какое может понравится вашим гостям. Это редко! Но так случается иногда. Люди просто делают “ооо”(зевает). Это редко. Но бывает. Что я пытаюсь сказать вам, я стараюсь развлечь людей, которые передо мной. Сегодня я постараюсь делать то, что, мне кажется, им будет нравиться.
Когда впервые Вы услышали блюз?
- Ой, это все равно, что спросить меня, когда я в первый раз сказал "мама". Честно говоря, я просто не знаю. Я рос в любящей семье. Моя мать всегда любила меня, всегда была добра ко мне. И у меня были друзья. Я был любим. И сам любил. И музыка всегда была вокруг. Так что мне трудно ответить вам серьезно. Могу только сказать, что когда я дорос до того, чтобы осознать окружающее, музыка была там. И была любовь.
Вы были образцом для многих etc.
- Благодарю, что вы мне это сказали. Я не уверен, заслужил ли я некоторые из них. Джимми Хендрикс и Стиви Рей Воэн - они могли слушать меня, но я не знаю. Если они это делали - О, Боже - спасибо. Я знал их обоих. И оба они для меня были совершенно особенными: прекрасными людьми, как и прекрасными музыкантами. Величайшими, в отношении гитары. И отвечая на вторую часть вашего вопроса... да, есть несколько молодых гитаристов - не очень их много сейчас. Назвать одного -Литл Джимми Кинг... Джо Луис Уокер - конечно. Я думаю, о нем знают... Кенни Нил. Очень хорош. И есть еще - я сейчас не скажу по именам - но - да! Как будто взошел урожай. Идет большой урожай молодых гитаристов - превосходно! Я уверен, что гитаре страдать не придется совсем - очень много хороших молодых гитаристов.
- Нет страны, где я бы не хотел сыграть. В любое место, где мне не причинят вреда.
- Сколько концертов - примерно 250-275 в год в среднем. И это потому, что во многих местах приходится давать по два концерта в день. Вы понимает же.
- Иногда это необходимо. Есть залы, где мы выступаем, которые слишком маленькие, чтобы позволить один концерт. Мы должны дать два концерта, чтобы промоутер мог пригласить нас, привезти. Когда это происходит - мы уважаем это требование. Но если вы меня спрашиваете, что я предпочитаю: один концерт или два? Один, конечно. Одна из причин, когда один концерт, ты можешь сделать его настолько длинным, насколько тебя готовы слушать. Если нет... Если делаешь два концерта, во время первого большинство помоутеров говорят: спеши. Мне не нравится спешить. Но нам приходится работать с промоутерами... Потому что Люсиль нравятся хорошие чехлы.
За последние 28 лет БиБиКинг дал 6384 концерта.
- Леди и Джентельмены - я приближаюсь к своему 70-летию. Сейчас мне 69. Я счастлив, как никогда в моей жизни. (Тут чей-то магнитофон отключился). Я счастлив и более того, и я так рад, что вы пришли поболтать со мной. Я хочу поблагодарить вас. Не часто артисту, КОТОРЫЙ ТАК ДОЛГО на виду, как я, удается увидеть рядом с собой столько молодых людей, сколько я вижу сейчас. Молодых людей, которых сегодня интересует то, что я делаю, что я думаю, что я могу сказать. Я хочу, чтобы вы знали, я надеюсь, что это случится еще много много раз. Но так или иначе, я благодарю вас. Вы так добры ко мне. Спасибо.
MONTREUX-95
Blues.Ru -
Новости |
Музыканты |
Стили |
CD Обзор |
Концерты |
Live Band |
Форум
B.B.King