Морюды сегодня утром благополучно и без происшествий уехали домой, а я поделюсь отдельными впечатлениями и подробностями. Концерты прошли очень удачно, все были счастливы, включая публику в Москве и Владимире, меня, моих сотоварищей и, главное, самих музыкантов. Они не один раз мне сказали, что получили огромные впечатления, играя для нашей публики. То, насколько круто получилось, для меня в какой-то степени было неожиданностью. Дело в том, что пластинка, которую они выпустили два месяца назад, страдает некоторыми недостатками по сравнению с живыми концертами, она вся - весьма интересная, но поначалу понравилась мне примерно наполовину. Концерт прошлым летом на фестивале был оооооочень хорошим, но такого музыкального урагана я от них не ожидал.
Все три концерта в Москве были супер-отличными. В четверг в Форте, увы, пришло чуть меньше народу, чем хотелось бы, примерно пара столов в конце зала остались свободными. В субботу в Форте было битком, все стулья из второго зала перетащили в зал с музыкой. А после концерта в час ночи деликатно уговаривали народ начать расходиться. Оба раза морюды играли в Форте примерно два с половиной часа - почти до 12 ночи с одним перерывом. В субботу благодаря взаимному эмоциональному подъему получился самый классный концерт, такого крика и оваций в Москве в клубе я еще не слышал.
Во Владимире они играли в последний день в воскресенье, куда приехали также верные соратники - Дима с Вовой и Мариной, чтобы еще раз послушать. Я хорошо знал заранее, что веселья на концерте во Владимире будет больше, чем в Москве, ибо на блюзовые концерты народ там ходит классный, не испорченный столичным гнилым скептицизмом ;) Клуб был очень большой, с танцами перед сценой, и туда пришло примерно 150-200 человек. Поначалу было стремно то, что акустика в клубе оставляла желать лучшего - там каменно-кафельный пол, потолок и стены, от которых звук отскакивал как в консервной банке. Но, как и ожидалось, когда туда пришло 200 человек, дело поправилось. И больше про качество звука уже никто не вспоминал, ибо сам концерт был потрясающим. Владимирскую публику практически сдуло гитарным драйвом и забоем. По словам музыкантов в результате концерт получился в духе рок-н-ролльных концертов 60х - тетки танцуют, все кричат и пр:. Было очень здорово. Вова довольно точно сформулировал примерно так: в Форте в субботу концерт был более музыкальным, во Владимире - рок-н-ролльно зажигательным. И то и другое было супер-классно.
Amund Maarud Band - очень крутая группа. Описывать в подробностях или чего-то заочно доказывать мне не хочется, я думаю, что те, кто послушал, составили себе впечатление. В мире (включая США), наверное, есть штук 20 блюзовых групп, которые могут играть такие сильные концерты, но, вероятно, не принципиально больше. Морюды - ломовые музыканты, несмотря на свой юный возраст. Амунд знает и играет все - блюз, рок-н-ролл, кантри, рокабилли, свинг, фанк и пр. Для меня это не показатель, но на концерте он продемонстрировал, что может великолепно играть блюзовые стили Альберта Кинга, Коллинза, Джими Вона, БиБиКинга и пр. Если бы он остановился в этом месте и продолжил в том же духе, мы бы говорили о нем, как о гитаристе, который всю жизнь отлично играет "почти как" или "под влиянием" Альберта Кинга, к примеру, имеет свой очень узнаваемый стиль и пр. Слава Богу, ему такая застывшая форма не очень интересна, поэтому он бесконечно по своему усмотрению перемешивает упомянутые стили.
Разумеется, хочется сравнить концерты Морюдов с разными концертами Бюска, которого мы с друзьями так горячо любим. Я не могу однозначно сказать, когда было круче - сейчас или год назад (или пять лет назад в Нутоддене). Бюск - музыкально-утонченный музыкант, он изобретает сумасшедшие вещи на гитаре и пр., это иногда опрокидывает. ;) На концертах Морюда было гораздо больше блюза, чем у Бюска год назад. Ну а главная вещь, которая делает исключительными концерты Морюда, состоит вот в чем. Амунд и его брат - практически еще дети, несмотря на весьма заметный музыкальный опыт. И это - убойное сочетание. Многие великие музыканты не возьмут на себя смелость играть так, как Морюды, с такой энергией, чувством, огромным желанием все перемешать и завести слушателей музыкой. В каком-то смысле даже Бюск, который по этой части даст фору многим, - старик, по сравнению с Морюдами. Возможно, что лет через 5 они станут играть еще интереснее, но уже гораздо спокойнее. Поэтому очень здорово, что нам удалось послушать их концерты сейчас.
Теперь о приятном и неприятном. У меня и у друзей остались самые теплые впечатления, есть что вспомнить. Никакие мелкие неприятности не омрачат радостного события ;). Я просто еще раз на примере убедился в некоторых особенностях окружающей блюзовой московской действительности. Как уже писали в нашем форуме, когда видишь, что на лучший и полностью опрокидывающий блюзовый концерт, который был когда-либо в Москве, не приходят "профессиональные музыканты" и "любители блюза", хочется нахамить. Ведь некоторые из них считают вообще музыку и блюз, в частности, делом всей жизни и пр. При этом, либо не смогли оторвать заднюю часть от дивана, пожалели 300 рублей или пошли на какой-нибудь отстойный отечественный "блюзовый" концерт. Причем, как правило, наличие "уважительных причин" просто говорит о системе приоритетов музыканта или любителя. (Грета и Андрей Цыганков прощаются после предъявления справки из медицинского учреждения ;)))) Т.е. слушание музыки стоит на предпоследнем месте, деньги на пиво, пафос и все остальное - впереди. Нормальный любитель музыки в такой ситуации бросил бы все, продал бы чего-нибудь, чтобы купить билет, за пол-года устроил бы свои дела, чтобы освободить вечер и пр. В 70м году молодые люди лезли в окно третьего этажа, чтобы посмотреть на Led Zeppelin. А тут у нас дело-то нехитрое - сходить на концерт. Рядом, очень дешево, места есть.
Почему-то получается, что одни не менее занятые люди всегда изыскивают возможность попасть на концерт, а у других всегда находятся уважительные причины. Но дело тут только в желании и приоритетах. Есть еще другая беда - они думают, кто же такой Амунд Морюд из какой-то Норвегии? Вот если бы нам привезли музейный экспонат - какого-нибудь второго мужа третьей жены барабанщика Мадди Уотерза, было бы зашибись - он ведь, наверняка, черный и пр. Одни после такого концерта уйдут неудовлетворенными, другие - удовлетворятся важностью происходящего, но не музыкой. После концерта Бюска или Морюда прочитают восхищенные отзывы и скажут, ах как жаль, что я не пришел, ну я же не знал, что это круто: Выводы пусть делают сами.
Одну вещь я хочу заметить. Я знаком со многими плохими отечественными музыкантами, несколькими хорошими отечественными музыкантами, а также с несколькими потрясающе хорошими музыкантами зарубежными. Абсолютно четко, в 100% случаев прослеживается тенденция. Хорошие музыканты делают все, чтобы попасть на концерт, послушать, раздобыть и пр. какой-либо компактный диск и т.д. Они настолько больше слушают и любят музыку, блюз, в частности, что остальным и не снилось. Это - главный приоритет, они знают всех хороших музыкантов и пр. Плохие музыканты страдают неизлечимым "профессионализмом" - "чукча не читатель", "где добыть или сэкономить на музыке деньги", "это слушать буду, а это - не буду потому, что несолидно", "без халявы на концерт не пойду", "профессионалы не платят другим профессионалам за музыку" и пр. Для меня очевидно, что они после этого останутся в той же черной дыре, в которой находятся, до конца своих дней. После этого жалуются, что у нас плохие условия для блюза и пр. Если не пришел на концерт - такие жалобы больше не принимаются. Ибо сам не сделал для своего музыкального образования ни малейшего шага.
Не хочется ругаться, но такие мысли приходят сами в голову вместе с огромным положительным эмоциональным зарядом после концерта. Ибо контраст бьет в глаза: Те, кто были на концертах, я думаю, чувствуют что-то похожее.
В качестве другой иллюстрации, я хочу сказать, что очень порадовался за Диму с Вовой и Мариной, которые поперлись во Владимир за 200 километров, чтобы послушать 4й концерт после трех в Москве. А также за Арсена, который отпросился с работы и прилетел на концерты из Нальчика, после чего улетел обратно. И, как я понимаю, ни о чем не жалеет ;)
Очень разочаровал клуб БиБиКинг. Несмотря ни на что, концерт там был тоже очень хороший, публика была в восторге, музыканты тоже чувствовали себя хорошо. Однако администрация в лице Джона и его помощников сделала все, чтобы испортить праздник. Слава Богу, у них не очень получилось, ибо до музыкантов дошла не очень большая доля отрицательного эмоционального заряда. У БиБиКинга есть объективные проблемы с громкостью из-за квартир вокруг. Это очень усложняет проведение там нормальных эмоциональных громких блюзовых концертов. В результате, Джон части групп выносит предупреждения, чтобы играли потише как в ресторане, где не нужно "мешать кушать", а части неисправимых (типа Регтайма и пары московских) - уже отказал в концертах. Желание Джона решить проблему громкости абсолютно понятно, простительно и пр. Однако он вместо того, чтобы блюсти какой-то баланс между интересами соседей и возможностью играть хорошую музыку, каждый раз демонстрирует то, что музыканты в БиБиКинге - совершенно инородное тело, даже несмотря на то, что публика от музыки в полном восторге и т.д. В процессе концерта я бегал раз 5 туда-сюда, несколько раз попросив музыкантов делать тише в совершенно неподходящих местах, а Джон грозился прервать концерт на середине. Потом он сделал еще некоторое количество небольших гадостей, о которых я не хочу упоминать. Мне кажется, что устраивать концерт в БиБиКинге на этот раз - было моей ошибкой, которую я постараюсь не повторять. С одной стороны, клуб не позволяет играть на нормальной громкости (я специально подвинул концерт на полчаса раньше, чтобы не унесли микрофон в 11 часов посередине какой-нибудь очень крутой песни). К объективным и уважительным причинам прибавляется нелюбовь новой администрации. Если так, то зачем навязываться туда, где тебя не любят. И это очень жаль, потому что в этом клубе было в свое время очень много всего хорошего.
Альберту и Форте хочется сказать огромное спасибо. Он сделал очень много хороших вещей для нас, которые делать был совершенно не обязан. В частности, сделал все, чтобы музыканты в Форте чувствовали себя максимально комфортно и звук на концерте был отличным. Альберт не один раз продемонстрировал желание помочь сделать концерт, который бы понравился и публике, и музыкантам. Когда ему рассказали об истории в БиБиКинге, Альберт отреагировал эмоционально, и попросил играть музыкантов так громко, как они только могут и пожелают.
Итого, спасибо мне, Свете Фунтусовой и Андрею за все, Вове и Диме за помощь, Макарке за классный концерт и пребывание во Владимире, моей жене за терпение и помощь, Альберту за помощь и доброе отношение, Морюдам за крутейшую музыку и кооперацию, тем, кто пришел на концерты, за крики и хлопки, Норвежскому посольству за моральную и материальную поддержку. ;)))
Федор Романенко
еженедельник "Перископ" от 22.05.03
Благодаря стараниям Алексея Барышева и "Blackmailers Blues Band" вкупе с Алексеем Макаровым блюз во Владимире приобрел нечто вроде статуса официальной музыкальной религии с большим количеством преданных адептов и постоянно появляющимися неофитами. Положение во многом оправдано: Барышев с единомышленниками неизменно выдают вкусные и сочные blue notеs, под которые приятно расслабиться, и взбадриваться одновременно. А периодически наезжающие в наши края (усилиями все тех же вышеперечисленных лиц) группы и исполнители все более расширяют круг потенциальных и реально существующих фанатов, устраивая динамичные и надолго запоминающиеся музыкальные бесчинства.
При таком разнообразии трудно не проникнуться по настоящему хорошей музыкой и не стать горячим поклонником всех без исключения блюзовых вечеров, довольно-таки часто проходящих в городе.
Однако концерт, состоявшийся 18-го мая в "Z-клубе", надолго запомнится всем тем, кто на нем побывал. По сути, он стал поворотной точкой для истории блюза во Владимире...
Поначалу " Blackmailers " отыграли свой обычный сет, привычно предваряя выступление гостей. Слегка нервничая и немного комкая программу, они довольно быстро вошли во вкус и стремительно и достаточно уверенно разгоняясь, начали все более легко и непринужденно выдавать любимые вещи на радость публике. Как водится, начались танцы, бурные аплодисменты и прочие выражения зрительского восторга.
Но ждали все-таки других, и они не замедлили появиться. "Amund Maarud Band", как оказалось, это довольно-таки спокойные и немного меланхоличные дядечки, а единственным исключением из правила является сам Аманд Морюд. Внешность типичного рокабильщика, кок на голове, клечатая рубашка и иронично-насмешливое выражение лица. На сцене - это взрыв энергии. Бешеная, отчаяная, страстная и небрежно-профессиональная, отточеная и пронзительная игра на гитаре, непередаваемая мимика, прыжки и пробежки по сцене, жестикуляция и т.д. и т.п. И все это под монолитную, без малейших огрехов, трещин и швов поддержку ритм-секции и второй гитары (теперь понятно, что такое настоящий "кач"!). Как раз тот случай, когда всю группу "не видно и не слышно", но попробуйте убрать хоть один элемент!!! К тому же, какие-либо сомнения в их неспособности сольно показать высший класс просто отметаются после первой композиции.
Смесь "evergreens", сыгранных с потрясающим чувством, тактом и угарным драйвом, со своими композициями, мало чем уступающими тем же стандартам. Все на максимальном отрыве и с максимальным же профессионализмом. Морюд либо действительно живет в непрерывном и бесконечном пространстве ритм-н-блюза, либо он один из величайших лицедеев на сцене - все его ужимки, гитарные пассажи, взрывные скачки и прочий антураж как будто укоренились в нем с рождения. Гитарой он словно жонглирует, на протяжении двух с половиной часов своего выступления то нежно обнимая ее, а то едва ли не разбивая ей вдребезги близлежащие мониторы, микрофонные стойки и все, что подвернется под руку. С одинаковой легкостью и задором играя заводные рок-н-роллы, и тягучие баллады, он изящен и небрежен в игре, из-за чего порой кажется, что его отточенная, филигранная и ураганная техника - не более чем поднадоевшая обязанность. В вокале он настолько же страстен и неистов. Легкий акцент лишь придает дополнительный шарм пению, но самое главное: так же, как и в игре, он "чувствует голосом" исполняемые композиции. Об остальном можно спросить у присутствовавших девушек - они буквально таяли от медленных вещей на танцполе под звуки голоса Морюда.
Словом, "музыкальный удар" вышел на славу. Просто "Amund Maarud Band " - это не просто уровень, техническое мастерство или там хороший аппарат в сочетании с фирменными гитарами, а иной подход, чувство и отношение. Не наши блюзмены, большинство из которых так никогда не сыграет, такие плохие и неумелые, и не они такие хорошие и все из себя крутые, а просто мы все действительно разные. И когда нас также будет с рождения накрывать не тошнотное марево болотной попсы, а Музыка (с большой буквы) (будь то рок-н-ролл, блюз, джаз и т.д. ) - только тогда мы, наконец, будем также легки, беззаботны и полностью органично погружены в блюз, который не будет не российский, норвежский или американский, а просто блюз - безо всяких приставок, определений и прочих ненужностей. Когда останется лишь чувство и музыка.
Пока этого, к сожалению, практически нет. Но есть надежда, что скоро будет. Одно из подтверждений тому - "Amund Maarud Band ". Они могут, эти парни, а значит смогут и другие. А пока - спасибо за великолепный концерт.
Юджин
"Амунд Морюд. Hорвежский гений блюзовой гитары во Владимире !"
Такие афиши появились в городе довольно давно, и вся музыкальная тусовка очень
ждала этого концерта. Hаконец назначенный день настал - 18 мая, воскресный
вечер. Я тоже решил не пропустить это событие. Я ведь люблю блюз и сам иногда
пытаюсь его играть. К тому же весьма поспособствовала дискусия на форуме
http://www.wec.ru/forum/ о том, кто в городе умеет, а кто не умеет играть
блюз...
Концерт проходил в Z-клубе, расположенном в подвале универмага "Валентина". Это, как говорят, "мажорное" заведение с боулингом, биллиардом, шикарной кухней и космическими ценами. Билет стоил всего 200 руб. - просто смешная цена для клуба, куда только вход в обычный воскресный вечер стоит 100 руб. К тому же акустика там не очень хорошая - зал большой, без специальной отделки, и соответственно c достаточно долгим эхом. Тем не менее организаторы концерта лучшей площадки для норвежских клубных музыкантов не нашли.
Hесмотря на всю "крутость" заведения, оделся я весьма демократично: джинсы и свитер (хотя лучше бы надел что-то, что можно сдать в гардероб). Hа концерт я пришел один, рассчитывая, что знакомая компания соберется в любом случае. И не ошибся. Пришел наш гитарист Макс, визажист и рок-бард Эльнур, знакомые девушки, одна из которых, художница-реставратор Таня, предусмотрительно забронировала столик, за которым и разместилась вся наша компания. Впрочем Владимир - большая деревня, и среди публики знакомым оказалось практически каждое второе лицо. Здесь были и журналисты, и музыканты большинства ведущих групп города, и представители магазинов "AT-trade" и "Музыкальный мир", и просто тусовщики, посещающие почти все рок-концерты. И в то же время присутствовали весьма солидные дамы и джентельмены, которые на рок-концертах почти никогда не появляются. Hачало задерживалось, и звукооператоры включили блюзовый сборник, чтобы народ проникся соответствующей атмосферой... Мы заказали пиво (в полтора раза дороже чем в любом другом баре города) и стали ждать.
Открыла концерт местная группа BlackMailers Blues Band во главе с гитаристом Алексеем Барышевым. Состав: ударные, бас, гитара и вокал. Я слышал их очень много раз, и как-то не тянет меня описывать их подробно - нет свежих впечатлений. Скажу лишь то, что играют они блюзовые стандарты. Играют весьма добротно, профессионально, но без изюминки. Вроде-бы и авторское прочтение есть, и музыканты классные, и сыгранность практически идеальная, а импровизация какая-то предсказуемая. Впрочем, в блюзе что-то новое придумать достаточно сложно... Hо можно :)
BlackMailers вышли на сцену одетые в черное - название обязывает. Hеплохо смотрелся их вокалист Тимофей с хрипловатым низким голосом, в черных очках, с маленькой бородкой и "распальцовками" на манер Джо Кокера. И вообще в их музыке, несмотря на заводной ритм, чувствовалась какая-то вальяжность, расслабленность.
BlackMailers играли минут сорок. Затем на сцену поднялся один из организаторов концерта и объявил группу Amund Maarud Band. Hастраивались норвежцы недолго: ударник чуть-чуть подтянул барабаны, а гитаристы чуть-чуть подкрутили тембр на комбиках. Этого оказалось достаточно, чтобы звук кардинально изменился. Hа сцену вышел Амунд Морюд - гитарист, вокалист и шоумен в одном лице. За ним появились второй гитарист, басист и барабанщик. Амунду на вид лет 25-30, типичное скандинавское лицо - чем-то напоминает молодого Стинга. Одет он был в джинсы и клетчатую ковбойку, прическа - взбитый кок в духе рок-н-рольщиков 50-х годов. Тонкий, подвижный, энергичный, он выделывал со своей гитарой просто какие-то чудеса. Причем кроме виртуозной техники Амунд продемонстрировал еще и незаурядную музыкальную изобретательность. В его блюзе отчетливо слышались европейские и даже конкретно скандинавские обороты.
Вокал Амунда на первый взгляд показался довольно обычным, средним. Hо когда он запел импровизацию в унисон с гитарой, я понял, что это не так, что вокалист он не менее виртуозный, чем гитарист.
А еще меня поразил их барабанщик. Такой манеры игры среди блюзменов я не встречал. Особенно классно прозвучала длинная композиция, напоминающая одновременно регги и фанк, в основе которой какой-то гипнотический языческий ритм...
Hорвежцы, играли с такой энергией, что усидеть на месте было просто невозможно. Hарод вышел танцевать. Сразу вспомнилась песня Майка Hауменко:
"Ты посмотрела на часы - было десять ноль семь,
Тебе уже восемнадцать - мне всего тридцать семь...
Рок-н-ролл. Танцуют все кругом -
Мы прыгали, крутились и вертелись так, что пол ходил ходуном..."
Пол, правда, ходуном не ходил - он там бетонный, но танцевали люди всех возрастов и сословий. Мы выскочили на танцпол всей компанией. Вот когда я пожалел, что надел теплый свитер ! Я прыгал совсем как на дискотеках в институте 17 лет назад. А рядом танцевал со своей супругой мой тогдашний преподаватель по антенным системам, а ведь ему уже за 50 ! Блюзовый шаффл сменялся рок-н-роллом, рок-н-ролл - медленным блюзом, были и достаточно странные ритмы...
Amund Maarud Band начали играть в 21:30, а закончили за полночь. И все это время они, что называется, "держали" зал, прервавшись только один раз на пять минут. Я еще не встречал клубных музыкантов, способных на такое - два с половиной часа виртуознейшего ритм-энд-блюза ! Все городские рок-музыканты, без сомнения, были повергнуты в шок - планка "как надо играть блюз" достигла такой высоты, какую они себе до этого просто не представляли.
Олег Дунаев
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум