История блюза вращается вокруг Мадди Уотерса.

Программа Весь Этот Блюз сегодня посвящена не то тяжелому, не то интенсивному - называйте как хотите - современному блюзу. И Джонни Уинтера, как одного из отцов-основателей направления, мы еще услышим сегодня.

А главную тему откроет Эрик Сардинас - ему тоже нет ни в чем покоя. CAN'T BE SATISFIED.

N1 4.05

Кстати, петь Эрик Сардинас учился по записям Джонни Уинтера. CAN'T BE SATISFIED. - Трио Эрика Сардинаса, альбом 1999 года, "TREAT ME RIGHT" фирма "Эвиденс". Похоже, что альбом записан именно трио - бас, барабаны, гитара. Дополнительных наложений то ли нет. То ли почти нет. Играет Сардинас виртуозно. И, хотя по многим внешним признакам, он соответствует дубово-чугунному блюзу (типа продукции фирмы "Шрапнель"), все-таки отличается он в лучшую сторону. Гитарные запилы имеются, но не затмевают все. Кстати, играет Сардинас на гитаре ручной работы типа добро. Добро, напомню, это гитара с металлическим резонатором, часто и с металлическим корпусом, обладает громким суховатым звуком, но если скрашивать его слайдом - результат отличный - слайд на добро - это архитипичный блюзовый звук. Сардинас - человек идейный. Он хочет перетащить это звучание, этот козырный туз из колоды традиционалистов, из сферы блюзовой архаики - в современный блюз. На мой вкус пока со звуком электродобро еще не все проблемы решены. Но эксперимент прелюбопытный. Сам Сардинас формулирует так - "Я хочу посредством Добро совершить то же, что с блюзом уже совершили при помощи Стратокастера". Но если у шрапнелевских гитарных виртуозов, которые скачут как раз на стратокастерах, за гитарными запилами собственно блюзу уже и места не остается, так, формальный квадрат, то Сардинас соблюдает баланс, что средства, а что - суть, и гитарные экзерсисы у него не загораживают эмоциональную природу блюза.

Второе отличие - ритм. В блюзе ритм - это очень живая и подвижная структура. Большинство блюз-рокеров этого, кажется, просто не замечает и их игра мало отличается от почившего скоростного металла. А вот как Сардинасу - хорошему гитаристу - нравится играть с ритмом - демонстрирует эта вот песня его сочинения GET ALONG RIDER.

N 195.18 12.52

GET ALONG RIDER. - Очень приятно, что Эрик Сардинас слушал не только альбомы Джонни Уинтера, где рокнролльщик Рик Дерринджер был продюссором-аранжировщиком, но и те, которые сам Уинтер продюсировал для позднего Мадди Уотерса.

Сардинас - 1970 года рождения, из самого неблюзового штата - из Флориды. Ему было 6 лет, когда вышел первый из совместных альбомов Мадди Уотерса и Джонни Уинтера. Сомневаюсь, что он его слышал, что этот грубый драйв запал ему в душу в столь нежном возрасте. Но совпадение налицо - Сардинас играет на гитаре именно с 6-летнего возраста. Он левша - так и тянет сказать - тоже. Но в отличие от знаменитых блюзовых левшей, он играет в стандартном положении - на правую руку. И объясняет, что так ему удобней играть слайд именно как левше. Ну, почему - это, наверное, может понять только гитарист-правша, которому неудобно играть слайд. Если такой найдется...

Сардинас говорит, что, сколько себя помнит, уважал Дельта Блюз: "почему меня влекло к Дельта-блюзу - говорит он - это от восторга, что слышишь одного человека, как он играет на гитаре, а энергии - на пятерых. Мне нравилась эта чистая сила и сердечность музыканта-солиста."

N12

SWEETWATER BLUES - тоска по сладкой воде - блюз сочинения Эрика Сардинаса. Сыграно неплохо, но именно здесь, в голом виде, проступает особенно сухость звучания его игры.

Родившийся во Флориде, он много путешествовал в юности, осел в Лос-Анжелесе, где в 90м выступал на улицах города. На улицах и познакомился с басистом Полам Лоранджем, с которым играет с тех пор. В 92м, после многих неудачных союзов, они нашли барабанщика Скотта Пэлэйшиоса. Судя по плотному звучанию ансамбля - они просто созданы для трио... Впрочем, шесть лет клубных выступлений, прошедшие до записи дебютного альбома - они тоже помогают сыграться поплотнее... Да, и из клубного репертуара - медленный блюз, который можно объявлять как белый танец. "Растолкуй мне, крошка, что у нас с тобой не так". LOW DOWN LOVE.

N 8 7/12

LOW DOWN LOVE - на языке специалистов такой номер называется шоу-стоппер. И, конечно, я сгустил краски, танцевать медленный танец под это не просто.

Прошлогодний альбом Сардинаса радует двумя гостевыми явлениями. В старинном хите Уилли Диксона "DOWN IN THE BOTTOM" с ним играет Хьюберт Самлин - тот самый гитарист-абсурдист от блюза, который был правой рукой Халин Вулфа и который, разумеется, играл с Вулфом и на первой записи этой песни - "DOWN IN THE BOTTOM" - "На самом дне". Вот как это было в 1961м году в студии "Чесс". О чем поется? Ну, типа, "встретимся, малышка, на малине, наточи мне беговые коньки (или: лыжи помоги навострить)".

N21

"DOWN IN THE BOTTOM" - Хаулин Вулф, Джимми Роджерс, Сэм Лэй. Автор - Уилли Диксон - с контрабасом. И Хьюберт Самлин - 1961 год.

Теперь ту же тему вжарит Эрик Сардинас. Утверждается, что не без помощи Самлина... Ну, если вы расслышите самлиновскую гитару - у вас тонкий слух....

N13 4.12

"DOWN IN THE BOTTOM" - Уилли Диксона - вариант 1999 года.

Второй гость - это Джонни Уинтер. Чей дух и так незримо бы присутствовал над альбомом, даже если бы Джонни не пожелал поприсутствовать на записи телом, голосом и гитарой. Песня Джонни Уинтер "TIRED OF TRYING" завершает весь альбом.

N14 4.33

"TIRED OF TRYING"

Эрик Сардинас и Джонни Уинтер. Значение имиджа для блюзмэна не нужно растолковывать Сардинасу. Он весь в черном, весь в коже, шляпа с бляхой. Электродобро выглядит вполне впечатляюще. Да еще интригует весь слабый дамский пол обширная татуировка, выглядывающая из-за отворотов черной ультрамодной рубахи. На спине, невидимая миру, есть у Сардинаса еще татуировка. Добро обвивает какая-то крупная грозная змеюка, которая, видимо, должна заставить всерьез отнестись к вытутоированным словам: RESPECT TRADITION" - "Уважай традицию".

При этом в интервью сам Эрик говорит - "Я люблю традиционный блюз. Но это не то, что делаю я. Я играю более агрессивно. Так уж у меня получается."

Эрик Сардинас - альбом "TREAT ME RIGHT" - 1999 год.


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум