Заппа'zУх!Ой!


русский более или менее регулярный бюллетень для поклонников американского композитора
Frank'а Vincent'а Zappa'ы


Выпуск.40 (13 мая 2002)

Седьмая профессия многостаночника

  На золотом крыльце, известное дело, как на партийном съезде, сидят представители рабочего класса и народной интеллигенции. Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Курят. Воды принести, чайку сообразить. Не допросишься. Приходится одному отдуваться.

  И даже известно кому. Композитор, дирижер, гитарист, продюсер, поэт и сценарист Уф. Что забыли? Ах, да. Дискжокей. Ведущий радиопрограмма для молодежи и юношества.

  В разделе "типа как-бы левый заводила" на странице Jon'а Naurin'а cо списком любимых радиошоу, перечислено пятнадцать науке известных случаев, когда не Фрэнка крутили в эфире, а он сам лично - музыку американских, английских и даже русскоязычных композиторов.

  Каждый такой по-своему примечателен. Но один, ей-Богу, заслуживает специальной галочки, черточки, ноты-бене и тега BOLD. Это когда на стерео волне полоскало моно. Целых три часа. Сто восемьдесят минут.

  Двадцать седьмого ноября 1968 года, накануне дня Благодарения, Фрэнк Заппа заглянул в студию радиостанции KPPC-FM. Располагался штаб подрывной деятельности, как и положено таким конторам, под самым сердцем идеологического противника. В подвале Пресвитерианского храма. Город Пасадина, штат Калифорния. Со дня на день ожидался выход альбома Матерей Изобретения Cruisin' With Ruben And The Jets. Вот почему не "как бы, вроде" дискжокей, а самый натуральный зажигала "Billboard Magazine Jazz Deejay of the year in 1966-67" Les Carter пригласил FZ сделать анонс в эфире. Слегка, быть может, подраскрутить юлу на радость людям.

  Судя по вступлению, Лис Картер, ну, может быть, курнуть надеялся. Внеплановую чашку кофейку пропустить во время своей четырехчасовой смены. Минуть пятнадцать замотать, покемарить в уголке студии, пока Фрэнк будет объявление делать и избранные места из нового альбома грузить радиослушателям. А поимел, счастливчик, полный, целый день облегченного труда и дружеской беседы под замечательную музыку. Настоящую. Не какую-нибудь, а любимую. Со скрипом от подлинных ста тысяч сорока пяти проходов стальной иглы.

  Да, было время, когда силу и искренность чувств легко можно было измерить по остаточному хрусту. Эпоха. О ней-то и решил напомнить Фрэнк. Порекламировав не столько свой ретро-альбомчик, сколько непосредственно источник вдохновения. Хиты юности. Запиленный винил из детской кладовой. Целую сумку сорокопяток. Блаженство.

  Начал с блюза, потом налил doo-wop'чик. Johnny "Guitar" Watson, а вдогонку немедленно The Turbans и The Spaniels. На закусон рассказик про мальчишеские шалости и чтение рекламы. Никогда не слышали, как Фрэнк Винсент Заппа задвигает про "Белый альбом" The Beatles? Сначала на тридцать три, а затем и на семьдесят восемь оборотов. То есть ровно в два раза быстрее обычного читая по бумажке.

  Впрочем такие шутки начнутся ближе к концу второго часа. А в середине первого Фрэнк с подобающей случаю солидностью, своим фантастическим густейшим баритоном, сообщит о грядущей премьере фильма "Secret Ceremony" с Мией Фэрроу в главной роли.

  Потом заведет своего ду-вапового кумира Vernon'а Green'а. И так вдохновится, что "1959 Volvo" прокрутит дважды. Без всякой передышки.

  Volvo-o-o, Volvo-o-o-o, Brrrrrrrrr, Urrrrrrrrr, Drrrrrrrrrrrr

  Весело будет. Прозвучат - "Louie Louie", "Memories Of El Monte" и незабвенное соло "Three Hours Past Midnight". Фрэнк станет подпевать, Лис станет подпевать и даже его жена Susan не удержится. Вот. Хорошо, что музыка нарезанная на винил после употребления не исчезает подобно колбасе и мармеладу. А лишь обогащается шуршаньем и шипеньем. Расцветает скрипами, как армянский коньяк медалями. Живет. Ждет своего часа в сундучке. Красота.

  На самом деле, ничего кроме хруста в конце концов не останется. Один голый ширк-ширк, инфаркт с одышкой, звук сердца старого меломана. Ага. Но это потом. С середины третьего часа. И каждые десять, пятнадцать, двадцать секунд шершавого прошлого буду звучать для очередного позвонившего в студии. Будь он студент, или мент. Или просто веселый кент с чувихой хоть куда.

  Ну, а покуда командир не утомится и не начнет шалить, как всякий нормальный дадаист перед отбоем, будут звучать другие посвящения. И шелест старых ребер перекроют оптимистические звуки.

Les: And would you like to introduce the next record? Лис: Не хотите ли объявить новую песню?
Frank: Yes, I would like to introduce the next record it's the one of most passionate of the passion records and I like to dedicate it to Dirty, GTOs, to Roy, Jim and to two new memebers of The Mothers Lowell and Buzz and it goes out for all you lovers out there and it called I by Velvets. Фрэнк: Конечно, с удовольствием, это одна из самых душещипательных из всех душещипательных песен, и я посвящаю ее Dirty, GTOs, Roy'у, Jim'у и еще двум новым членам Матерей - Lowell'у и Buzz'у и всем влюбленным, где бы то ни было, а называется она "I" и звучит в исполнении Velvets.

Please come back to me
Would you girl hear my plea

  Далее в программе. ФЗ расскажет о втором своем хите, записанном для компании Art'а Laboe Original Sound "Grunion Run", который разошелся многотысячным тиражом в Мексике, просто потому, что оказался B стороной счастливой пьески Пола Буффа "Tijuana Surf". И тут же, победитель, благородно вспомнит о несчастных, бедных парнях из Ливерпуля.

Oh, boys, help Beatles, buy them, come on!

  Они тоже хотят есть. И ухнет музыка. Опять пойдут крутиться диски. И что не круглый, то мишень. Бил снайпер. Все в десяточку.

  Отбарабанит пара простецких рок'н'ролльчиков и электрический ужик смычка завертится на струнах скрипки, пойдет гулять морозцем по спине Don Sugar Cane Harris ("Soul Motion" - Don & Dewey). И эти серьезные мурашки подготовят слушателя к рекламе на канале ОРТ. Сам автор. Фрэнк Винсент вам наконец прочтет незабываемую "Историю Рубена и группы The Jets". Которая, как известно, заканчивается начальной фразой из задачника по арифметики за третий класс.

RUBEN HAS 3 DOGS BENNY, BABY & MARTHA

  В общем солнечный 1968 год в золотой рамке. Не черный, и не квадрат. Радуга. Отдельно взятые три часа из жизни композитора, дирижера, гитариста, продюсера, поэта, играющего в старой песочнице. Остановленное мгновение. Самородная вечность. Оригинальная запись (reel-to-reel tape) вечера на волне KPPC ныне под стеклышком нью-йоркского The Museum Of Televison And Radio. А копия на CD-R в обменном фонде каждого второго собирателя любительских аудио FZ.

 

Johnny Ace (запевает со всей возможной душевностью):
Forever my darling
My love will be true
Always and forever
Вечно, моя дорогая,
Любовь моя искренней будет,
Всегда и неизменно
Frank Zappa (стремительно, с нажимом на последние два слов):
The blast from the past.
How many of you chicks got pregnant to this song
remember, remember
Прямиком из прошлого.
Сколько из вас, чувихи, забеременело некогда под эту песню.
Вспомните, вспомните
Johnny Ace (продолжает с потрясающей невозмутимостью):
I'll love only you
Я буду любить только тебя.
Just promise me darling
Your love in return
May this fire in my soul dear
Forever burn

My heart's at your command dear
To keep love and to hold
Making you happy is my desire dear
Keeping you is my goal
Лишь пообещай, моя дорогая,
Свою любовь мне в ответ,
Пусть это пламя в душе, моя милая,
Неизменно горит.

Сердцу приказывай моему
Любить и быть рядом,
Сделать счастливой тебя,
Быть с тобой, вот моя цель.
Les Carter (радостно, с нажимом на последние три слова):
Remember too girls
you ain't getting pregnant when don't want
to is an excuse for
KPPC bummer, bummer, bummer
И еще вспомните, девчонки,
Что не забеременеть, когда вы не хотите,
всегда дает вам шанс
KPPC'шный отстой, отстой, отстой
Frank Zappa (от всего сердца):
Ha-ha-ha-ha Ха-ха-ха
Johnny Ace (чешет и дует, как ни в чем не бывало):
I'll forever love you
For the rest of my days
I'll never part from you
Or your loving ways
Я всегда тебя буду любить,
До моего последнего дня,
И не расстанусь с тобой,
С дороги любви не сойду.

  А еще говорят пессимисты, вся жизни впереди, а позади только хвост. Это только у пресмыкающихся и грызунов такая нескладуха-непердуха. У людей прямоходящих за спиной все культурное богатство, накопленное человечеством. Так, по-крайней мере, утверждала одна плешивая карла, пересемывая на башенке броневика.

  Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной выслушали и закурили. А многостаночник врубил электричество и уголь пошел на гора!

 


  Искренне Ваш, Владимир Советов
  http://www.arf.ru/

Высказаться or Feedback


| Домой | Заппа'zУх!Ой! | Поиск | Хозяин |