Частное мнение.

Монстры российского блюза

Непосредственным поводом к написанию этой статьи было посещение замечательного мероприятия - Fender Party, которое представляло из себя конкурс молодых гитаристов, по окончании которого двум победителям были вручены аж две гитары Fender. Дело не в том, что это событие чем-то особенно меня задело, просто я еще раз послушал тех, кто считается лицом российского блюза, и мне захотелось наконец сформулировать свои впечатления, которые сложились у меня задолго до этого мероприятия.

Помимо начинающих гитаристов, у которых все впереди, в концерте участвовали два главных российских блюзмена – Воронов и Белов. Играли они, на мой взгляд, очень плохо, даже расписывать подробно не хочется. Вот только два отдельных эпизода для иллюстрации.

На сцену вышел Алексей «White» Белов, которому, как говорят, завидовал Макаревич, когда они оба в молодые годы еще учились играть на гитаре. Мы с приятелем дружно предположили, что он сейчас сыграет Ramblin’ On My Mind, ибо видели Белова на сцене не в первый раз. Однако мы ошиблись, дежурный стандарт был только вторым. Белов его охарактеризовал как классический 12-тактовый блюз. К большому сожалению, ритм-секция начала его играть как не очень классический 4-х тактовый и с началом каждого такта ошарашивала Белова неожиданной сменой гармонии. (Е-мое, монстры путаются в блюзовом квадрате). Так продолжалось довольно долго, пока Белов не запел и тем самым не загнал басиста в более привычные гармонические рамки. Надо сказать, что пока этого не произошло, Белов был в полном замешательстве, и соло у него упорно не выходило, что объяснялось также и другой причиной, о которой я скажу позже. Он 4 квадрата сидел напротив басиста, как бы показывая ему, чего он от него ждет, но тот был непреклонен. Когда все разрешилось, Белов заиграл длинное соло, которое привело в восторг моего чрезвычайно музыкального приятеля. Дело в том, что Алексей сыграл это соло на несколько квадратов нота в ноту с зафиксированным исполнением на фестивале 92-года. Отсюда можно сделать только один вывод – Белов выучил его по тетрадке и исправно играет на всех концертах в течении минимум 10 лет, что для блюза – почти неслыханное дело.

В конце конкурса Воронов объявил, заглянув в список, что теперь выступит последний конкурсант-гитарист. (Как потом выяснилось, это была очень своеобразная шутка.) Тут следует заметить, что сцену мне видно не было. Группа Crossroads, которая аккомпанировала весь вечер молодым гитаристам, заиграла собственную песню, которую 5 лет назад можно было услышать по телевизору – Walkin’ in a Diamond Rain. Когда я услышал начало песни и неуверенные гитарные звуки, я подумал: ну все, сейчас этот последний гитарист, несмотря на то, что играть не умеет, получит первую премию за то, что отважился сыграть «папину» песню. Хотя, конечно, явно до первого места не дотягивал (для красного словца – до предпоследнего тоже). Ну, думаю, Воронов сейчас, наверное, доволен и чувствует себя как мэтр (а то и как два мэтра пятьдесят сантимэтров – прим.ред.) – “идете по моим стопам, но вам, молодым, до меня, конечно, далеко”.

Далее обнаружилось, что таинственный субъект еще и поет (очень плохо), в отличие от предыдущих, которые только играли инструментально. Я решил на него посмотреть, пролез сквозь толпу и обнаружил две удивительные вещи – поет Воронов и играет тоже Воронов. Я был поражен и изумлен этими обстоятельствами... Без комментариев.

Раньше я думал так: Не нравится мне, как они играют, ну и ладно. Пусть себе выступают в своих клубах, где их слушают люди, которые пришли туда по доброй воле. В конце концов, никого не трогают, рубят капусту - деньги зарабатывают. Ан, нет! Так просто не получается. Дело в том, что положение главного отечественного блюзового гитариста, разделенное на двоих, а также блюзового гармониста, примененное к Петровичу, дает определенные права и обязанности. Если приезжает Рей Чарльз, например, значит нужно выпустить Воронова между Ларисой Долиной и какой-то «тоже слепой» певицей. Тем самым как бы показывая - и у нас блюз умеют играть! (И у нас тоже есть слепые). Вот они, наши красавцы, лицо, так сказать. Воронов тогда, кстати, вышел на сцену (на парад) в огромной шляпе и с огромными усами, с гитарой наперевес, в качестве лучшего российского блюзового гитариста. Я долго думал, куда он собирается эту гитару включать? Оказалось, что никуда не собирается, а будет только петь в микрофон песню Рея Чарльза. Зачем это нужно? Что, Воронов отличался когда-нибудь вокальными данными? Или Рей Чарльз мечтает услышать свою песню в его исполнении? По крайней мере, одно понятно, гитара нужна для того, чтобы не забыли, что он – главный блюзовый гитарист.

Однако, не всегда все так безобидно. Прошлым летом произошло почти «чудесное» событие. Занесло в Москву Пола Лэмба на фестиваль Blues Summit. До этого я группу Лэмба ни разу не слышал, но на самой первой песне понял, что это как раз та музыка, которую я больше всего люблю. По стилю они - одни из немногих, кто близок к музыке гармониста Вильяма Кларка с элементами свинга, джаза, джамп-блюза. Это - блюз, который я бы назвал очень образованным. Т.е. люди очень много слушают других, репетируют, сочиняют фишки, выверяют звук, великолепно аранжируют и т.д. Все до одного – не просто одаренные от природы, играющие по наитию, а супер-профессиональные музыканты, которые много времени и усилий тратят на совершенствование своего мастерства. Этот концерт произвел на меня одно из самых больших музыкальных впечатлений, хотя мне доводилось вживую послушать многих очень известных блюзменов.

Все бы хорошо, но после концерта на фестивале и еще раз вечером в клубе Форте, как полагается, с заезжими гостями должны были выступить наши главные, они ведь тоже Блюз играют. В бой полезли два представителя – Петрович и Воронов. По мне, так на их месте я сидел бы где-нибудь тихо и слушал, как играть надо. Мне просто было стыдно, когда их демонстировали в качестве лица российского блюза. Если в местном клубе, при своих, - пожалуйста,  пусть себе играют. Но рядом с Лэмбом ставить? Воронов и Петрович чужды подобной скромности, они минут за 10 превратили намечавшийся джем в очередной концерт «Crossroads» с Вороновым в главной роли в качестве шоумена. Петрович тоже быстро сориентировался, задвинул Лэмба на задний план, и стал глушить его уже вялые попытки что-то сыграть. Ох уж мне эти «джемы», когда каждый норовит подпортить, поскольку считает, что «тоже умеет». Это мне напоминает историю о том, как одна московская группа с честолюбивыми музыкальными планами,  отличавшаяся стремлением к совершенству, отправилась на гастроли , кажется, в Нижний Новгород. Посредине концерта на сцену вылез пьяный новый русский, отодвинул барабанщика и сказал, пусть мой друг Вован сыграет, он из нашей деревни и тоже на барабанах сбацать может.

Зачем я это все пишу? Дело в том, что, однажды избранные, монстры российского блюза очень хорошо усвоили свою роль. Понятие «блюзмена» для людей не очень посвященных окружено каким-то таинственным шармом. Этому образу очень тщательно подыгрывают наши мэтры, которые очень много усилий тратят на совершенствование своего «блюзового» наряда и выбор шляпы с полями побольше. Отдельные атрибуты при этом специфичны для профессии, Воронов растит усы, а Петрович, как любой уважающий себя гармонист, не может без черных очков.

При этом, что меня особенно поражает? Вот один  вполне наглядный и типичный эпизод: Помню, как два года назад я зашел в B.B.King и увидел там Воронова с той же шляпой, но в руке, немного выпившего, а справа и слева от него были две разрывавшие его длинноногих поклонницы. На лице Сережи была вполне адекватная происходящему расслабленная улыбка, которая вполне соответствовала его жизненным обстоятельствам.

Из многочисленных подобных наблюдений я сделал предположительно достоверный вывод о том, что он проводит свое время (последние 5 лет) в праздной светской жизни, отлично играя роль таинственного и загадочного блюзмена. На такие мелочи, как занятия музыкой или репетиции, он уже, вероятно, давно забил. Кажется, за 5 лет один раз напрягся и выпустил пластинку (пусть меня поправят). Другие музыканты что-то там пыхтят, репетируют, записывают, учатся, а ему это не нужно. Его уже выбрали главным. Ну а результат налицо – за это время он остатки своего умения окончательно растерял (хочется верить, что, на самом деле, было, что терять) То, что можно услышать сейчас, - полный безграмотный отстой.

Два других наших блюзовых героя – Петрович и Белов - болеют звездной болезнью по-своему. Белов осознал свой уровень, и меньше, чем за 300 баксов, не играет, даже в порядке благотворительности. Нельзя же опускать планку! При этом учебник по джазовой гармонии Молоткова и Манилова он, судя по всему, прочитал до третьей страницы, что видно по используемым аппликатурам. Учиться ему уже давно не нужно, поскольку он и без этого давно достиг вершины блюзового олимпа. Петрович -поскромнее, ограничивается тем, что отращивает поля у шляпы и выбирает, с кем ему полагается здороваться по рангу, с кем – свысока, а с кем – нет.

Наблюдая за всей этой кухней, я подметил интересную вещь. Почему-то по-настоящему хорошие музыканты играют на концерте в простой рубашке, ведут себя скромно. А плохие – надевают шляпы, кожаные куртки и борются за право называться главными блюзменами. А потом, в зависимости от результата, начинают смотреть на окружающих свысока и бросают последние попытки чему-нибудь поучиться. А у хороших всегда есть идеал повыше, к которому они все время стремятся. При этом понимают, что до идеала им еще далеко, что есть люди, которые круче них играют, поэтому особенно не выпендриваются и сами про себя понимают, чего они стоят на самом деле.

И еще. В цивилизованных странах музыкант постоянно старается, учится, работает, записывает музыку. Каждый раз на концерте играет на полную катушку. Все потому, что стандарты высоки, и, если он один, два, три раза дерьма наложит, в четвертый раз его слушать не придут. Зрители, музыканты и критики скажут: «а, этот плохо играет, а ну его». В нашей блюзовой «деревне» - все наоборот – Воронов 5 лет подряд может играть полный отстой, не напрягаться, а все его будут усердно называть «гитаристом номер 1» за какие-то старые заслуги. Иные, которые на первый взгляд - поталантливей, выбирают, перед какой публикой нужно выкладываться, а перед какой можно схалтурить. Возможно, у нас это всегда сходит с рук потому, что стандарты слишком низкие, а может от того, что отсутствует у нашего блюза такой жанр как музыкальная критика. Этот пробел я и стараюсь заполнить в легкой форме.

По поводу Воронова могу предположить: Если все будут послушно употреблять то, что он там наиграл, он и будет продолжать в том же духе. Но мне очень хочется обратиться: Сергей! Очнись! Если не будешь стараться, тебя перестанут слушать, а я буду продолжать подобные тексты сочинять. Нам не подходит то, что ты сейчас играешь, пора завязывать и заняться делом... Услышит ли, вот в чем вопрос?

P.S. Ох, и досталось Воронову от меня, не во всем он сам виноват, не худший музыкант, просто попал под горячую руку как яркая иллюстрация тех проблем, что у нас цветут пышным цветом. Очень хотелось бы послушать его хороший концерт, да пока не довелось, остается только принимать на веру, что когда-то он это мог. Отрадно, что на фестивале BLUES.RU-2001 будет куча наших талантливых блюзменов, которые серьезно занимаются музыкой, и для которых умение играть блюз имеет еще очень большое значение.

Федор Романенко, 13.04.2001.


P.P.S. В скором времени после того, как этот текст был уже готов, произошло несколько незначительных событий, которые меня все в разной степени развеселили, поскольку являлись великолепными иллюстрациями к данной статье и высказанным соображениям.

Прямо на следующий день я официально получил ссылку на официальный сайт http://www.crossroadz.ru. Сделано супер-профессионально с точки зрения имиджа популярного музыканта, молодцы веб-мастера! Для меня в первую очередь бросается в глаза несоответствие уровня исполнителя и заявленных амбиций. Сайт увешан упоминаниями (как и стены БиБиКинга – фотографиями) о том, с какими великими музыкантами Воронов здоровался за руку или играл джем. На свой язык я перевожу (в свете описанной истории с Полом Лэмбом) – «скольких великих Воронов успел обг...нить».

Eще через день (в качестве уже полной профанации) я получил «анонимно-официально» ссылку на страницу гитариста Сергея Кашина (http://www.scatt.ru/sk/). Я видел не один раз Кашина на сцене, играет он на гитаре, на мой взгляд, более-менее, но до средне-профессионального московского уровня не дотягивает. Но страница! Такого я не видел ни разу в жизни, Кашин перепрыгнул через голову Воронова (со шляпой) и всех остальных вместе взятых. Видно, что человек занят коллекционированием высказываний о своем вполне среднем таланте, а когда наберется изрядно, возносит себя высоко и считает себя богом (на пару с Клэптоном). Разумеется, талант - "непризнанный", в окружении людей, которые про блюз ничего не понимают и которых он пытается научить, снизойдя до их низкого уровня. (Хотя про их уровень ничего сказать не могу, может и вправду - низкий.)

Я полчаса давился от смеха под столом после того, как прочитал сей великолепный текст. Его очень трудно пересказать, а лучше – прочитать в оригинале самому. Завершается этот автобиографический очерк, написанный от третьего лица, великолепной фразой: «Именно это разрушает широко распространенный миф о том, что Сергей - просто отличная копия Эрика Клэптона.». Давайте и мы поможем Сергею разрушить этот уже дошедший и до нас несправедливый миф.

Очень хорошо, что эта страница, благодаря своей маниакально-шизофренической, доведенной до абсурда форме, помогла додумать и сформулировать следующую мысль. На нашей блюзовой сцене многие не самые лучшие музыканты, причем, как мэтры, так и  весьма начинающие («от мала до велика»), интенсивно заняты измерением собственного таланта, главным образом, по одобрительным высказываниям каких-то непонятных людей. Кашин привлекает в арбитры «бизнесмена из Техаса», согласно которому в его родном штате так круто как Сергей блюз не играют. Для Воронова подобную роль играют «мажорная» пресса и безмозглые поклонницы. Если не похвалят, то это повод для тяжелой меланхолии и пьянства, если похвалят, то музыкант уже на седьмом небе от важности, и считает, что у него истинный талант, который не пропьешь и т.д. Одновременно пропадают всякие попытки поучиться или постараться хорошо поиграть, такой музыкант уже всего, чего надо, достиг.

Глубоко усвоенное осознание своего таланта (не все так просто – иногда оно граничит с обратной меланхолической крайностью) приводит к следующим последствиям. На замечательном фестивале BLUES.RU – 2001 посередине выступления Mishouris & His Swinging Orchestra, которое мне очень понравилось, на сцену полез совершенно пьяный Петрович. Он, вероятно, был абсолютно уверен, что прекрасно дополнит отрепетированный репертуар бэнда Мишуриса своей гармоникой даже в таком состоянии. Он же - самый лучший гармонист, покажет «как надо» и т.д. В результате, в течении 5 минут, пока его не утащили, дул в гармошку другой тональности, упорно этого не замечая. Куда уж там до импровизационных тонкостей и обыгрывания гармонии? Лавры Петровича не дали покоя и Роме Гегарту, который решился повторить его подвиг и полез на сцену в аналогичном состоянии, гармошку выбрал правильную, но продудел вразрез что-то совсем невразумительное, а потом еще и обиделся. Т.е. талантливому человеку: a) не надо учиться б) репетировать в) напрягаться г) можно лезть на сцену предварительно надравшись и т.д.

Общая картина получатся не очень привлекательная. Какая-то дедовщина: пока ты молодой, скромно ждешь, чтобы кто-нибудь из «дедов» руку пожал, а потом ее неделю не моешь в качестве сувенира. Как только пробился наверх, сам выбираешь, кому руку великодушно пожать. Причем, и тем и другим на музыку наплевать. Слава Богу, есть еще нормальные люди и хорошие музыканты, для которых сам процесс музицирования представляет главное удовольствие. В этом я вполне убедился на прошедшем фестивале. Что еще хочу сказать. Главные герои нашей статьи находятся вполне на уровне тех, кого я рад бы послушать, т.е. они многое могут, но пока, к сожалению, не хотят и не стараются. Очень надеюсь, что что-нибудь заставит их пересмотреть какие-то свои жизненные установки, а мы пожнем плоды в виде хорошей музыки.

Федор Романенко, 25.04.2001.


!!! Important !!!

От меня: все упреки, возгласы несогласия и т.д. направляйте мне лично на fedor@blues.ru или в ФОРУМ.

От BLUES.RU: этот текст представляет собой частное мнение, не является официальной позицией сайта BLUES.RU и во многом с ней не совпадает.



Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум
Российские музыканты