Предисловие
20 декабря уходящего 2003 года. За тридцать минут до начала
концерта небольшая толпа вваливается в гостеприимно открытые
двери «Граффити». Свет (SVET&AL BOOGIE BAND) орет на весь
клуб: «Контрабаса не слышно!» Организатор, умоляюще вырастает
перед нами с распростертыми в стороны руками: «Ребятушки,
дорогие, пожалуйста, подождите за дверью – концерт в восемь
часов». «Ребятушки-дорогие» приветливо улыбаются, подмигивают
Свету и послушно скрываются за дверью.
Краткая справка: список участников
SVET&AL
BOOGIE BAND – наверное, самый яркий блюзовый коллектив Минска
на сегодняшний день, хорошо знакомый столичными поклонникам
настоящего, «корневого» блюза. Дельта-блюз, буги-вуги, чикагский
блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х – все это,
сыгранное с неподдельной радостью, с озорством, зажигательно,
в агрессивной чувственной манере, несомненно – фирменный знак
SVET&AL BOOGIE BAND. Несмотря на молодость коллектива, SVET&AL
BOGGIE BAND успели принять участие в нескольких блюзовых фестивалях,
и даже, вместе с присоединившимся к ним вокалистом Биг Вэлом
(Big Val) в составе проекта BIG VAL, SVET & AL заняли первое
место на XIII Международном фестивале «Noc bluesowa» (Рава
Мазовецка, Польша).
Состав SVET&AL BOOGIE BAND:
Svet – губная гармошка вокал, пианино;
Al - ак.гитара, слайд-гитара, эл. гитара Fender'72 Tele;
Артем Гаврюшин - контрабас;
Сергей Котляров - барабаны, стиральная доска.
PROUD MARY – талантливый акустический блюзовый дуэт из Польши
– Каролина и Александра. Тоже совсем молодой коллектив, исполняющий
стандарты архаичного кантри-блюза 20-х, 30-х годов. Польские
музыкальные критики среди особенностей коллектива отмечают
уникальное, высокотехничное владение гитарой, с использованием
приемов bottleneck, fingerpiking; а также сильный и, действительно,
по-настоящему блюзовый вокал Каролины. PROUD MARY познакомились
с «BIG VAL, SVET&AL» на фестивале «Zaduszki Bluesowe» (Белосток,
Польша), где выступали на одной сцене; и вот, теперь, Свет
пригласил Каролину и Александру в Минск – выступить с несколькими
концертами.
Состав PROUD MARY:
Каролина Кориат (Karolina Koriat) – вокал, акустическая гитара
Александра Семенюк (Aleksandra Siemieniuk) – акустическая
гитара, слайд-гитара
Christmas Blues Party
В восемь часов «Граффити» начинает набиваться поклонниками
блюза. В ожидании начала концерта поклонники блюза запасливо
заказывают в баре клуба пиво, сок, чипсы; ведут непринужденные
беседы. За одним из столиков можно заметить Дмитрия Подберезского,
медитативно грызущего сухарики. Мимо по-меньшей мере около
пятнадцати раз проносится Свет – аккуратно причесанный, в
шикарных подтяжках, со своим знаменитым маленьким медицинским
чемоданчиком, в котором, заботливо уложенные среди поролоновых
подушечек, находятся многочисленные губные гармошки. «У нас
был план – сломать стенки здесь, бар поставить здесь», – делится
с кем-то соображениями координального переустройста клуба
арт-директор «Граффити» Паша за моей спиной. Подберезский
подходит к пианино, и задумчиво изучает расположение на нем
клавиш. «Дима, сыграй что-нибудь!» – просят поклонники блюза.
Подберезский в шутку пытается сесть на клавиатуру, поясняя:
«Авангард». «Известный музыкальный журналист, – шепчет кому-то
арт-директор «Граффити» Паша, -- с Финбергом судился». Свет
распродает последние билеты на концерт – в этот момент он
очень похож на Деда Мороза, раздающего детям подарки и сладости.
Наконец, наступает торжественная тишина. Паша подходит к микрофону
и, приветствуя собравшихся, предупреждает всех, что этот концерт
– последний для «Граффити» в 2003 году; поздравляет всех с
Рождеством. На сцене появляются PROUD MARY – Каролина, вокалистка
дуэта, начинает жизнерадостно сыпать в микрофон всеми возможными
«фамо» и «пшистко»; Александр Олейник, представляющий в клубе
техническую службу коллектива SVET&AL BOOGIE BAND, владеющий
польским языком, становится рядом с Каролиной у микрофона
и переводит: «архаичные блюзы 20-х годов», «попытаемся интерпертировать
их по-своему».
PROUD
MARY начинают сразу же с пронзительной «Love In Vain» Роберта
Джонсона (Robert Johnson), исполненной в особенной, экспрессивной
манере – Каролина поет ее хриплым, как будто немного сорванным
голосом. Сразу же бросается в глаза великолепное владение
гитарой – она просто взрывается каждую секунду точно отмеренными
каскадами и каплями настоящего блюзового звука. Первое впечатление
– отлично, потрясающе! «And I followed her to the station,
with a suitcase in my hand», – несомненно, дух Роберта Джонсона
живет в каждом таком исполнении его вещей – таком талантливом,
прочувствованном всем сердцем.
Дальше - «Nobody Fault But Mine» Блайнд Вилли Джонсона (Blind
Willie Johnson), получившей в 1975 году свое второе рождение
в исполнении LED ZEPPELIN. В этой композиции уже можно оценить
вокал Каролины во всей красе: в отдельных моментах, где, наверняка,
даже и Роберт Плант (Robert Plant), интерпретируя эту вещь,
мог испытывать некоторые затруднения, голос Каролины звучит
сильно и по-мужски уверенно – это никак не исполнение новичка
и никак не проба собственных возможностей. По всему видно,
что PROUD MARY предстоит большая и интересная музыкальная
судьба.
«Song about jealousy», – объявляет Каролина. Снова Роберт
Джонсон. Удивительно –PROUD MARY создают в клубе такую атмосферу,
что все, включая их самих, трансформируется и видоизменяется
прямо на глазах. Каролина, до концерта – невысокая, симпатичная
девочка с черными густыми волосами; во время концерта – взрослая
женщина, вытолкавшая за дверь в течении недели двух-трех любовников,
имеющая проблемы с законом – как минимум на уровне местного
полицейского управления и, наверняка, постоянно таскающая
подмышкой на ремешке свой любимый револьвер. Это настоящий
шаманизм, это и есть настоящее исполнение блюза – когда бэнд
выступает просто проводником, и посредством голоса, гитары
со слушателем разговаривают боги блюза – Роберт Джонсон, Скип
Джеймс, Мадди Уотерс… Когда это заметно даже на уровне движений
исполнителя, черт его лица, мимики, жестов – тогда уже нет
никакого смысла говорить об уровне игры, вокала; это уже на
порядок выше всех определений – это уже за пределами музыки,
область сакрального.
«Если
ты белый – то все в порядке, если коричневый – ты больной,
прокаженный. Если черный – ты должен убираться прочь», – рефрен
следующей композиции, «Black, Brown and White». Александра
и Каролина поддерживают друг друга редкими одобрительными
кивками и улыбкой – они блестяще работают в дуэте: красиво,
технично, слаженно, как один механизм.
Надо сказать, что «Граффити» очаровано PROUD MARY, околдовано
PROUD MARY и сражено прекрасными польскими гостьями наповал:
собравшийся народ, во время исполнения всякой новой композиции
гипнотический прикованный взорами к сцене, давно забывший
о своем пиве, сухариках и кальмарах, в перерывах между композициями
взрывается неистовыми апплодисментами и воплями (почему-то
на-французском): «PROUD MARY! Je t’aime! Je t’aime!»
Следующая композиция, представленная бэндом PROUD MARY – госпел
Роберта Джонсона, исполненный Александрой сольно, на гитаре
с металлическим корпусом – так называемой nation steel guitar.
Каролина сидит рядом на высоком стуле и в такт покачивает
головой – кажется, что все вокруг существует в ритме джонсоновской
гармонии: покачиваются слушатели, лопасти вентилятора под
потолком и даже новогодние еловые ветви, укрепленные над красными
лампами клуба – гитара тем временем гулко разливается по помещению,
заполняя его целиком. PROUD MARY выдают блюз за блюзом – в
каждом заключена история жизни человека, рожденного с черной
кожей – история, одна другой трагичнее и пронзительнее. Умение
подать каждый такой, положенный на музыку, рассказ так, чтобы
слушатель прочувствовал его всей душой, всем сердцем – это
настоящее искусство, талант – PROUD MARY, несоменно, таким
умением, таким талантом обладают в полной мере.
В завершение своего выступления PROUD MARY исполняют «Illinoys
Blues» Скипа Джеймса (Skip James) – композицию, повествующую
о тяжелом пути негров, бегущих с южных плантаций Иллинойса
от невыносимого существования, изнурительного рабства и жестокого
угнетения к свободе – на север, в Чикаго. За пультом с бутылкой
пива стоит совершенно загипнотизированный Свет (SVET&AL BOOGIE
BAND) – понятное дело, он прекрасно знал, какого уровня бэнд
он привозит в Минск – но такого шаманизма, такого праздника
(именно – праздника!) блюза, наверное, даже и сам не ожидал…
Объявляется 10-минутный перерыв. Свет начинает лихо распродавать
диски PROUD MARY – ошеломленные посетители разбирают их, как
семечки. Толпятся у дверей клуба с сигаретами, возбужденно
обсуждая прошедшее выступление. Всего PROUD MARY сыграли около
десяти композиций – десять отличных, великолепно исполненных
блюзов.
Во втором отделении концерта – SVET&AL BOOGIE BAND. Свет уже
одел свою знаменитую шляпу – ту самую, которую он, бывало,
ставил перед собой, когда играл на гармошке в городских переходах
в целях популяризации блюза среди городского населения. Перед
началом выступления Свет, признается: «Только что происходило
волшебство. Мы все – самые счастливые люди на Земле». Все
верно – то, что делали на сцене PROUD MARY – это самое настоящее
волшебство. Не думаю, чтобы хоть один из посетителей этого
концерта в «Граффити» имел другое мнение на этот счет.
Пространство взрывается неистовой «Everything Gonna Be Alright»
Мадди Уотерса (Muddy Waters) – Свет грохочет клавишами пианино
и на весь клуб демоном ревет агрессивный манифест, приговор
и ультиматум, который Мадди Уотрес предложил всему миру.
«For you, my darling, I make all I can» – бормочет в микрофон.
Сырой, по-гаражному грязный, древний, как сама Миссисипи,
блюз. Все собравшиеся встречают шумными аплодисментами его
первое за вечер соло на губной гармошке. Когда Свет играет
музыку, он похож на маленького негра-альбиноса, то аккуратного
и хорошенького – в своих подтяжках и шляпе; то на старого,
сморщенного, шаманствующего и дикого – размахивающего всеми
своими корнями, ветвями и ночными вороньими гнездами. Нет,
бесспорно – Свет самый настоящий белорусский негр; а со своим
бэндом так и вовсе – наша национальная блюзовая гордость!
Мягкая, интеллигентная, гитара Эла; безумие, извергающееся
из деревянной утробы контрабаса Артема Гаврюшина, барабаны
Сергея Котлярова – все это и Свет дают в результате просто
сногсшибательный эффект.
PROUD MARY играют гораздо более мягкий блюз, но главное, что
объединяет их и SVET&AL BOOGIE BAND – то, что и те, и другие
– проводники, наделенные особым даром, который позволяет им
разговаривать голосами давно умерших музыкантов и извлекать
музыку их пальцами и легкими. Два коллектива, два начала –
два способа подключаться к миру блюза: один – мягкий, спокойный,
уверенный; другой – такой же уверенный, но неистовый, тяжелый
и агрессивный, разметающий все на своем пути.
Свет бубнит в микрофон что-то неразборчивое – по всей видимости,
название следующей песни. Ну да – а где вы видели, разборчиво
бубнящего негра? С этой песни и начинается обещанный Светом
еще до перерыва джем – к музыкантам SVET&AL BOOGIE BAND присоединяется
Александра со своей гитарой, а потом – и Каролина. Вот тут-то
и начинается самый разгар «Christmas Blues Party» – покачиваясь
из стороны в сторону, блюзовый поезд поднимается над рельсами
и взмывает ракетой к самому потолку. Описать это невозможно
-–это было настоящее музыкальное безумие; «veselle bluesovo»;
Вилли Диксон (Willie Dixone) и парочка, лихо отплясывающая
под раскатистые вопли всего «Граффити»: «Rock! And Roll!»;
полумрак, гитары, барабаны, контрабас и гармошка Света, всякий
раз встречаемая экстатическими возгласами публики.
Всякий праздник рано или поздно заканчивается. Зрители разбрелись
– кто в метро, намереваясь успеть на последний поезд, кто
– в поисках такси… PROUD MARY отправились на радио – в полночь
должен был состояться их прямой эфир на первом канале белорусского
радио, в программе «Ночь Блюза». Что добавить? Спасибо, огромное
спасибо, SVET&AL BOOGIE BAND и PROUD MARY за праздник и отличное
настроение!