Жизнь
российского блюза не радует сюрпризами. Грех отечественных
блюзменов не в ритмическом недопонимании и не в гармонических
ошибках, которыми грешат даже асы. Беда в неотвязном ощущении
неестественности даже при виртуозном исполнении. Всегда плохо,
когда видно старание сыграть и боязнь ошибиться, но в блюзе,
где откровенность является изначальным смыслом, эти усилия
перечеркивают любые достоинства. И когда уже кажется, что
иначе и быть не может, вдруг появляется исключение из правил.
В последнем сезоне исключение пришло из союзного Минска. «Свет,
Эл и Большой Вэл» – гармоничное объединение единомышленников.
Их блюз дышит такой простодушной естественностью, какая очаровывает
в записях старых мастеров. И хотя Москву они пока не покорили,
Европа музыкантов уже оценила. Исполняя старую добрую акустику,
они обошли виртуозов электрогитарной скорострельности на общеевропейском
конкурсе любительских блюз-бэндов в Польше летом прошлого
года и тут же приняли приглашения в программу нескольких вполне
профессиональных блюз-фестивалей.
Выпущенный еще в прошлом году альбом Большого Вэла «У меня
на кухне» представляет разные комбинации – от сольных номеров
до квартета, – но в едином ключе задушевного доморощенного
блюза. Собственно, первая половина альбома записана в студии,
но потом, как водится у блюзменов, деньги кончились, и вторая
половина писалась именно на кухне у артиста. Качество звука
нисколько не пострадало, зато стала ощутима атмосфера домашних
посиделок. Это тот блюз, который зовется «архаичным» – именно
так его играли на заре ХХ века. Почему у Большого Вэла все
эти формально устаревшие приемы звучат современно и своевременно,
свежо и открыто – непонятно. Альбом завершается, казалось
бы, самой большой блюзовой банальностью – исполнением песни
Вилли Диксона Hoochie Coochie Man. Но приевшийся за полвека
риф в дуэте Света и Большого Вэла спрятан мягкими аккордами,
зато добрая ирония, заразительный смех и чистое удовольствие
самих музыкантов заставляют старинный стандарт блестеть как
новенький!
В начале нынешнего года свой первый альбом Happy With the
Boogie записала группа с названием Svet & Al Boogie Band.
Но в записи поучаствовал и Большой Вэл. Альбом отражает последнее
горячее увлечение Света великолепным живым классиком блюзового
фортепиано Пайнтопом Перкинсом, но остается при этом абсолютно
самостоятельным произведением.
По старинной блюзовой традиции все записано за один день и
потому слушается на одном дыхании. Здесь настроение игры себе
в удовольствие, ироничного и добродушного музицирования, ощущения
полного взаимопонимания в компании друзей. Чистая акустика
в нескольких номерах очень деликатно приправлена слегка «подзвученной»
электричеством гитарой. Ощущение стиля в этом ансамбле настолько
естественно, словно музыканты слушали блюз с пеленок. Невозможно
объяснить этот феномен иначе чем «озарением». Стремительные
пассажи ненадолго сменяются лирическим песнями, но снова и
снова то в свинговые, то в мягкие тона буги-вуги увлекают
ансамбль.
Лишь финальный стандарт «Каждый день со мною блюз», который
всегда игрался в быстром темпе, под шелест «щеточек», растянут
на медленный темп как эпическое повествование о смысле жизни.
Пианист и исполнитель на губной гармонике Свет, как и гитарист
Эл, весьма лаконичны и ноты лишней не потратили. Но и нужную
ноту не припрятали. Выразительность их игры, вместе с очень
гармоничным ощущением ансамбля, поражают именно своей естественностью.
Естественность, что стоит во главе любого блюза.