29
сентября минские блюзмены Svet Boogie Band презентовали в
Москве новый альбом Nothing But Love. Устроить презентацию
на родине пока не получается, но музыканты надеются на лучшее:
"Вернемся и обязательно устроим концерт". Трогательная наивность:
они на самом деле играют музыку, "чтобы радовать людей". Только
блюзовые музыканты могут разрисовать обложку альбома совокупляющимися
зайчиками.
Белорусский блюз - явление уникальное. Более десяти лет действующий
"Стар-Клуб", ведомый одним из зачинателей белорусского рок-н-ролла
Геннадием Стариковым, когда-то являвшийся едва ли не андеграундной
"фабрикой звезд", теперь собирается раз в три недели, а то
и реже. Группа Mojo Blues прочно обосновалась в китайских
пабах, а "Крама", квинтэссенция ассимилированного к местным
реалиям блюза, не имеет возможности выступать так часто, как
хотелось бы.
На фоне этого бурная блюз-деятельность Светослава Ходоновича
и его шумного "буги-бэнда" представляется чем-то уникальным.
За два года Svet Boogie Band получили гран-при международного
блюз-фестиваля Noc Bluesowa (Польша), выступили в десятках
польских, российских и европейских клубах, приняли участие
в заметных российских блюз-фестивалях и выпустили три альбома
(не считая "живого" DVD и полуподпольных концертных записей).
Сам Свет, в свои 25 лет похожий на наивного школьника-подростка,
утверждает, что быть музыкантом в Беларуси - не так уж плохо.
Он общается исключительно в эпическом жанре "истории" ("послушай,
вот еще история") и почти всегда улыбается. И никакой свойственной
творческому человеку депрессивной смури: выходит, что иногда
блюз - это когда хорошему человеку хорошо.
БЛЮЗ С МЯДЕЛЬСКИМИ КОРНЯМИ
"Мама старалась воспитать меня талантливым и интеллигентным,
- рассказывает Свет. - Я играл на форпепиано, аккордеоне,
слушал музыку, а мама в это время писала книжки в духе "Как
воспитать гениального ребенка". Как-то в детстве я поймал
странную радиопередачу, где какой-то мужчина гнусавым голосом
вещал о том, как "Сонни Бой Уильямсон записал свой второй
альбом". Я никогда не знал, что это блюз, что оно вообще как-то
называется, для меня это все было альтернативой "Ласковому
маю", который тогда слушали все".
Всерьез заниматься блюзом начинающий врач-стоматолог начал
во время длительного профессионального заточения в Мяделе,
где он жил на окраине леса и, распевая ошарашенным бабушкам
песни Джона Ли Хукера, старательно высверливал им кариозные
полости: "Целый год я жил один, у меня была тяжелая работа,
у меня не было ни женщин, ни музыки. Иначе говоря, все темы,
необходимые для блюза, в жизни присутствовали. И когда я наткнулся
на диск Джона Ли Хукера Chill Out, то подумал: почему бы и
нет? С блюзом всегда так: тебя зацепило - и все, блюз взял
тебя".
Гитариста Алексея он нашел благодаря объявлению в газете.
Так образовался акустический дуэт Svet&Al: Эл играл на слайд-гитаре
тягучие потусторонние риффы, а Свет пыхтел в губную гармошку
и пел диким голосом негритянские песни. Именно в таком составе
начинающие музыканты оказались победителями польского фестиваля.
Теперь Свет - далеко не новичок, однако к блюзу у него по-прежнему
трепетное отношение: "За весь мой опыт концертного гастролирования,
среди людей, любящих блюз, я не встретил ни одного человека,
который бы показался мне агрессивным или мрачным. Блюз не
может существовать вне любви!"
"ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СИЛЬНЫЙ - ОН САМ СЕБЕ ПОМОЩНИК"
"После первого московского концерта к нам подошел какой-то
большой мужчина и сказал: "Ребята! Мне так понравилось!" Так
мы познакомились со своим первым директором. Или еще история.
Когда я был стоматологом и блюз для меня являлся хобби, мы
с Алексеем решили шутки ради сделать сайт: написали там координаты,
вывесили пару песенок. Через пару дней - звонок: "Меня интересует
акустический дуэт Svet&Al". Я говорю: "Так перезвоните на
домашний!" А он мне: "Мне все равно, я звоню из Владимира".
Для меня Владимир тогда был городом на краю света, а теперь
я крестный папа сына звонившего мне Алексея Макарова из группы
Blackmailers Blues Band, которую я уже два раза привозил в
Минск".
Свет задумывается: "Во-первых, в блюзе ты всегда играешь известные
композиции. Это на новом альбоме мы играем только свои песни.
Это целая культура - блюзовые концерты, куда народ ходит общаться,
тусоваться, обсуждать диски. У блюза более широкие рамки,
чем у поп-музыки. Это не музыкальное направление, а отдельный
срез культуры. Если в Штатах все зарождалось среди буквально
сотни человек, простых и неграмотных черных ребят, то в Советском
Союзе джаз и блюз всегда являлись музыкой элитной, для инженеров,
преподавателей и т.п. Поэтому в нашей стране и в России блюз
исторически считается музыкой для интеллигентных, тонких,
ценящих свое время людей".
Имидж блюза привлекает еще и спонсоров. Свет не любит об этом
говорить, потому как, судя по всему, он большой романтик:
"Если ты на каждом углу бьешь себя пяткой в грудь и кричишь
"Покупайте мою музыку!", успеха не будет. Если музыка поется
от души и ты делаешь это исключительно для того, чтобы люди
на твоем концерте получили удовольствие, когда-нибудь ты получишь
ответ: либо деньги, либо призвание. У меня есть друзья, которые
мне помогают, у нас много концертов, мы дружим с директорами
многих клубов, и у меня есть работа. И я счастлив, что полтора
года я живу только блюзом".
Свет вначале ругается, что в белорусских магазинах "все ботинки
- одинаковые", но потом добавляет: "Но ведь это так удобно!
Человек хочет купить себе ботинки, но в магазине не оказалось
нужного размера, тогда он пойдет в соседний магазин и купит
то, что ему нужно! И вообще, любой человек в любой стране
и при любом режиме может быть счастлив. Все зависит от его
мировоззрения и мировосприятия. Хочешь быть счастливым - будь
им. Хочешь быть свободным - ты уже свободен. Не верю, что
кто-то будет хватать меня за руки и кричать: "Не пой блюз!"
или "Сьпявай на беларускай мове!". Я бы очень хотел записать
альбом на белорусском, но я до восьмого класса жил в России
и не очень хорошо знаю язык".
БЕЛОРУССКИЙ БЛЮЗ - 35-Е НАПРАВЛЕНИЕ
"Когда мы выступали в Варшаве, нас спрашивали: вот вы поете
на английском и являетесь при этом детьми Беларуси, как так
можно? Я обычно отвечал: "Ну да, я живу здесь, а музыкальный
язык универсален - блюз можно спеть и на русском, и на белорусском".
В блюзе ведь исторически существует тридцать четыре направления,
старательно расписанных музыкальными критиками".
Судя по всему, Свет запросто может придать белорусскому блюзу
статус 35-го направления: "Да, я считаю, что мы - блюз из
Беларуси. И даже если мы играем интернациональный вариант
блюза, он все равно не может не выделяться. Мы видим одно
небо, живем в одинаковых домах, ходим по одним и тем же улицам,
катаемся в троллейбусах и едим белорусскую пищу. Поэтому мы
наверняка поем блюз не так, как, допустим, во Франции".
Скорее всего, белорусские музыканты интересны в Европе не
только с точки зрения творчества, однако Света это не очень
трогает: "Да, когда мы выступаем в Европе, некоторые говорят
нам: "диктатура", "режим"… Но это все ерунда. Просто, чтобы
жить тут, нужно терпение… И никакого "сиротского имиджа":
на фестивале во Франции нас называли самыми стильными и красивыми
музыкантами. Видимо, мы все-таки представляем нашу страну
в позитивном и интеллигентном ключе, и мне это очень приятно.
Мы не делаем "шоу обезьян", а поем красивые песни о любви,
выступаем в классической блюзовой одежде: в пиджаках, галстуках
и начищенных ботинках".
Свет совершенно спокойно относится к политике ("Ею занимаются
политики. Я занимаюсь музыкой"), однако во время обострения
белорусско-польского конфликта, когда Svet Boogie Band выступали
в Варшаве, он не выдержал и начал вещать со сцены что-то в
духе: "Мы такие же, как и вы! Долой границы!"
"Если бы я куда-нибудь их за собой повел, они бы пошли куда
угодно! Но это связано только с музыкой!" - признается он.