Для любителей традиционной американской музыки и блюза одним из важнейших релизов нынешнего годы был альбом Отиса Тейлора (Otis Taylor) "Recapturing the Banjo". Нелегко было подобрать для альбома черно-белую четверку банджистов-вируозов, досконально знающих свое дело во всех его проявлениях: владение всеми нюансами исполнения, эмоциональная заразительность игры и знание истории. Еще труднее было бы отправиться с этой командой в мировой турне. Однако Отису Тейлору это чудо удалось! Он гастролирует вместе с первоклассными музыкантами, каждый из которыхз хорош по-своему: Alvin Youngblood Hart, Corey Harris, Don Vappie and Guy Davis.
29 апреля программа под названием "Блюз: возвращение к источнику" (The Blues: Back To The Source) была представлена в Лондоне. Первое отделение отыграл Bassekou Kouyaté и его группа Ngoni Ba. На сегодняшний день это самый знаменитый представитель малийской музыки в том мире, который по-английски именуется World Music. Его несколько недель назад, здесь же, в Лондоне, его чествовали на церемонии World Music Awards, проводимой Би-Би-Си (BBC), где он был объявлен лучших в двух номинациях включая "Альбом года". Малийский инструмент ngoni многие музыковеды (хотя и не все) считают предшественником банджо. И в этом смысле совместный концерт африканских и американских музыкантов был совершенно логичен. Kouyaté в глазах английской публики проявил себя настоящим шоуменом, поскольку не сидел на месте, а, играя на инструменте, плясал по всей сцене, вступал в музыкальные дуэли с каждым из участников его ансамбля, погружался в долгие импровизации…. Несколько песен исполнила его жена Amy Sacko. С точки зрения малийской музыки, он всего лишь следовал ее традициям. В составе его ансамбля: бас-нгони, нгони-ба, калабаш и говорящий барабан. (bass ngoni, ngoni ba, calabash, talking drum). В завершение сета на сцену вышел участник банджевого ансамбля Гэй Дэвис. Но сыграл на губной гармонике.
Второй сет открыл Корей Хэрис, у которого к Мали давняя и серьезная любовь. Один из его альбомов откровенно назывался Mississippi to Mali – задачей альбома было продемонстрировать прямую связь блюза с малийской музыкой. Вместе с ныне покойным корифеем малийской музыки Али Фарка Туром (Ali Farka Touré) он записал старинный блюз Скипа Джеймся (Skip James) "Special Rider"). И именно с этого блюза он начал второе отделение, еще раз порадовав компетентной выстроенностью концерта. Затем на сцене расположились все пятеро банджистов. Впрочем, каждый из них – мультиинструменталист. Так что на сцене звучали и гитары, и гавайские гитары, и мандолина, и гармоника, и контрабас… В завершение к ансамблю присоединились Kouyaté с супругой. Рецензии на концерт в английской прессе единодушно восторженны.
На снимке - Bassekou Kouyaté с одной из многих разновидностей нгони.
P.S. Когда 7 лет назад Отис Тейлор приезжал в Москву как участник Эфесовского блюз-фестиваля, он открывал программу и был мало кому известен. За прошедшие годы он выпустил несколько альбомов, потрясших блюзовую общественность своей свежестью и неординарностью. Сейчас он – одна из ведущих фигур в области, где традиционный блюз начал звучать необыкновенно современно!
Андрей Евдокимов
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум