Новости

<<< 2011 январь | 2010 декабрь | 2010 ноябрь >>>

Джеймс Петерсон ушел из жизни14.12.2010 20:01     Джеймс Петерсон ушел из жизни

Ночью в воскресенье, 12 декабря, в своем доме во Флориде скончался Джеймс Петерсон (James Peterson). Певец, гитарист, композитор, промоутер и продюсер, владелец клубов, друг и соратник многих блюзовых титанов… Более 50 лет профессионального блюзового стажа и 7 альбомов в дискографии. Пара рецензий на его концерты, резюмирующих, что именно он продолжал и в новом веке играть настоящий захватывающий блюз, от корневого и спиричуэлсов до современного. Удивительное высказывание, что в одних песнях он мог звучать как Хаулин Вулф, а в других играть развернутые импровизации в стиле Фредди Кинга... Этого кажется достаточно для захватывающей интриги. Но Петерсон – один из неутомимых одаренных от природы блюзовых трудяг, мимо которых слава проходит, приостанавливаясь лишь на короткое время. И для широкой публики, для любителей блюза в большом мире, не бывавшей в его клубе, не слышавшей ни его концертов, ни его альбомов, имя его ничего не значит... Пока не скажешь, что это отец и наставник Лаки Петерсона, мастера современного блюза (чей новый альбом "You Can Always Turn Around" как раз на этой неделе вошел в пятерку самых популярных).

Меж тем мир покинул образцовый блюзмен. Отец его и дед были "арендаторами", сиречь, возделывали и собирали урожай на чужом поле. Он родился в Алабаме, и церковная музыка здесь всегда играла важную роль в жизни фермерской общины. Ну а блюз он слушал вечерами по уикэндам в juke-joint (кабаке с музыкой), который для приработка содержали его родители. Ему было 14 лет, когда вместе с братом он покинул родной дом и отправился буквально "куда глаза глядят". В городе Гэри, штат Индиана, его глаза углядели гитару в витрине ломбарда – и он купил свой первый инструмент, абсолютно не умея играть. Гитаристом он стал самоучкой. Образцами для него были одновременно и Мадди Уотерс, и БиБиКинг – так что на чистоту стиля он никогда не обращал особого внимания – ему важны были чувства и мысли, которые пробуждал подлинный блюз.

13 декабря 1963 года у него родился сын, которому он дал звучное имя Judge Kenneth Peterson, но малыш быстро доказал, что он большой Везунчик, и именно это прозвище к нему и прилепилось: Lucky. Дабы содержать семью, Петерсон-старший в городе Баффало открыл клуб и ночлежку Governor's Inn. Вся семья и жила на втором этаже, на первом вечерами шли концерты, здесь выступали ух-какие блюзмены: Jimmy Reed, Big Joe Turner, Freddie King, Lowell Fulson, John Lee Hooker, Howlin' Wolf, Junior Wells, Koko Taylor, Muddy Waters и Buddy Guy... В целях экономии они частенько гастролировали сольно, и тогда Петерсон-ст. аккомпанировал им со своей группой. "Музыка звучала семь дней в неделю, отец позаботился, чтобы музыкантам надо было просто прийти, чтобы начать играть: все инструменты были наготове в клубе", - вспоминал Лаки Петерсон. А меж тем Петерсонам и самим приходилось экономить. Вот почему Джеймс Петерсон находил себе "дневную работу". Самой удачной была аренда подержанных автомобилей (что это за славный бизнес можно представить себе хотя бы по многочисленным фильмам: во всяком случае, занятие не для слабаков.) В последующие годы Петерсон открывал и закрывал "кабаки с музыкой" в разных городах, в среднем существовали они около 3-х лет. Последним был After Dark club, открытый во Флориде, в Тампа Бэй, в 1980 г. Меж тем, сынок подрастал и оказался вундеркиндом: пел, играл на гитаре и органе. В 1970 г. Петерсон-старший вместе со старым другом Уилли Диксоном сочинил и записал альбом "Отец, сын и блюз" (The Father, Son, and the Blues). Двумя годами ранее Диксон написал для пятилетнего Лаки песенку "Раз-два-три-четыре" ("1-2-3-4"). Пластинка-сингл имела умеренный успех, за которым последовала серия выступлений в самых популярных теле-шоу страны: The Ed Sullivan Show, The Tonight Show, Sesame Street... Петересон-ст. пестовал и оберегал юный талант, иногда выступая с ним вместе в одном концерте. Лишь в 1990 г. (20 лет спустя) выпустил новый альбом и начал давать сольные концерты.

St. Petersburg Times писала витиевато, но впечатляюще: "Peterson played a raw, hard-driving set, moving from the lowest, raunchy blues to the highest ecstasy of a sanctified church meeting. He played and sang as if he were rooted to the center of the earth. What he lacked in refined technique he more than made up for in the solid, seemingly unstoppable forward motion. Using his cordless guitar and trademark headset, James prowled through the club singing, screaming, and occasionally sharing verbal asides with the audience." (Перевод рецензии получается весьма приблизительный: "Петерсон играл сырой, жесткий, захватывающий концерт, проходя от низкого похабного блюзу к высочайшему экстазу церковного священнослужения. Он играл и пел, словно корнями опирался о центр земли. То, чего ему недоставало в отполированной технике, он с лихвой восполнял сплошным, казалось бы, неостановимым движением вперед. Используя свою "беспроводную" гитару и типичные для него наушники, Джеймс барражировал клуб, он пел и вопил, и иногда заводил словесные переговоры со зрителями").

Петерсон записывался для уважаемых лейблов: Ichiban, Malaco, JSP. В 1999 г. выпустил альбом "Wrong Bed!" на собственном лейбле HownDog Records. Последним стал великолепный "If You Can't Fix It", записанный на пару с сыном. Сын играет совсем даже неплохо. Но вот блюз поет именно Джеймс Петерсон. Свой 73-й день рождения блюзовый ветеран и дока Питерсон-старший отмечал за 8 дней до кончины, 4 ноября. Похороны состоятся в субботу, 18 декабря на кладбище Shady Grove Missionary Baptist Church.


Андрей Евдокимов

<<< 2011 январь | 2010 декабрь | 2010 ноябрь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум