Новости

<<< 2008 апрель | 2008 март | 2008 февраль >>>

Harlem Golden Gospel Singers24.03.2008 23:44     Harlem Golden Gospel Singers

(от автора: любителей коротких новостей вполне удовлетворят три последних абзаца)

Забавно был наблюдать в фойе Московского Международного дома музыки столь много людей, напевавших "Jesus, I love you!". Промывка мозгов состоялась удачно.

Вчера, в воскресенье, 23 марта в большом Светлановском зале состоялось выступление Harlem Golden Gospel Singers.

По всему свету гастролирует довольно много ансамблей, козыряющих в названии словами Harlem и Gospel. Это началось в 1986 году, когда в Нью-Йорке был собран проект под названием Harlem Gospel Choir. Идея состояла в том, чтобы собрать вместе солистов и участников хора действующих церквей нью-йоркского Гарлема. Т.е., изначально предполагалось, что состав коллектива будет "сменным". Международные гастроли принесли этому коллективу вполне заслуженную славу. Подозреваю, что Harlem Golden Gospel Singers слегка пользуются чужой славой для рекламы своих концертов. Подчеркиваю "слегка", поскольку свою принадлежность к Harlem Gospel Choir они не утверждают, лишь пользуются некоторым сходством в названии… А уж если они действительно из Гарлема – то вообще, все в порядке! Поскольку несомненно, что госпел они исполняют великолепно. (Но собственных записей у них нет, и в Интернете никаких следов Harlem Golden Gospel Singers мною не найдено. Более того, ни разу во время концерта их имена не были раскрыты публике!)

Певцы приехали в Москву квинтетом, в сопровождении инструментального трио. Аккомпанировали им органист, барабанщик и бас-гитарист, последний по мере необходимости переключался на соло-гитару.

Голоса для квинтета подобраны со знанием дела. Бас-баритон (впрочем, он же оказался и главным по фальцету), тенор, и три женских голоса очень широкого диапазона. Затрудняюсь определить совсем точно этот диапазон, но главная дама (Big Lady - дадим ей такой сценический псевдоним) с легкостью брала ноты от мецце-сопрано (или даже контральто, чем черт не шутит, прости, оспади) до колоратурного. Благо природа щедро наградила ее габаритами, позволяющими исторгать звук мощный и глубокий. Прибавьте несомненную искренность – и понятно, что концерт был прекрасен.

На сцену они вышли в мрачноватых темно-синих рясах-балахонах. И вполне стандартно начали с Amaizing Grace. Ощущение мрачности развеялось без следа – музыканты и вокалисты широко улыбались друг другу, похоже, они действительно рады были концерту.

Номера А-капелла насторожили. Певцы продемонстрировали прекрасную вокальную технику и роскошное многоголосие в маленьком ансамбле. Вот только пели они исключительно в традициях европейской классической (академической) школы! Однако дальше все покатилось точно, как положено в госпел. Звучали возвышенные гимны, затем публику хорошенечко встряхнули, дав похлопать в ладоши и потопать ногами. Я с удивлением взирал на дам вполне бальзаковского возраста и девочек-подростков, которые вскакивали и начинали с большим энтузиазмом раскачиваться и подпевать так, словно они с детства по воскресеньям ходят в сельскую церковь где-то на Юге США (то там не был, может, например, вспомнить сцену из "Фореста Гампа"), словно никакая ТВ-"Фабрика звезд" не компостирует мозги московскому народонаселению. Первое отделение пронеслось на одном дыхании и оставило впечатление, что закончилось слишком быстро.

Во втором отделении "Певцы Золотого Госпел из Гарлема" вышли уже в партикулярных концертных костюмах. И началось самое скучное. Программа строилась, как шанс дать каждому из квартета побыть солистом. Называлось все "Великие Хиты Америки", среди которых оказалась и какая-то песня Марайи Кэрри (В найденных мной рецензиях в отечественной прессе ее почему-то посчитали Уитни Хьюстон). Песня запомнилась особенно, потому что представляла собой длиннющий призыв поверить в себя и сопровождалась куплетом "There's a Hero Lying Within You", что легко переводится как "В тебе покоится герой". К счастью, заявленных в пресс-релизе песен Майкла Джексона в концертной программе не случилось. Но "Honeysuckle Rose" оказалась лишенной ритма! А красивейшая "Somewhere Over The Rainbow" и "When I Fall In Love", под которую так приятно ностальгировать о Нэте Кинге Коуле, прозвучали настолько скучно и безлико, что мне захотелось пересесть поближе к выходу: программа напоминала выступление "джазовых" артистов в дорогом ресторане для белых…

Но тут за дело взялась Big Lady. По началу "The Storm Is Over" ничего бурного не предвещал. Она пела в приятной, но слащавой манере коммерческого соул. А на четвертой-пятой минуте стала входит в кураж. И начался "правильный" экстатический госпел. За ней подтянулись остальные четверо. Началась вокальная дуэль солиста и квартета по типу "call & response" (вопрос ответ). Разбередив весь ансамбль, опираясь на прекрасное harmonizing, Big Lady принялась совершать совершенно необыкновенные вокальные пассажи, с легкостью пробегая по нескольким октавам, выделывая немыслимые вокальные кульбиты. Словами это уже не описать. Ну а внешне… Зал стоял на ногах и на ушах. А она сама позволила себе присесть, чтобы отдохнуть, и ее коллеги заполнили время ее отдыха не менее вдохновенным ансамблевым пением. Чтобы она снова вышла на авансцену!.. Одна песня продолжалась не менее 10 минут, хотя в зале казалось, что и того больше. Сказать, что она виртуоз вокала – ничего не сказать. Big Lady выстраивала композицию, то нагнетая, то сбавляя темп, чередую пиано и мецце-форте. Она была на пике вдохновения.

После этого публику можно было брать голыми руками. Big Lady присела отдохнуть, остальные принялись за серию беспроигрышных госпел-стандартов, включая и "Oh, Happy Day", "We Shall Over Come" и даже "Down The Riverside" и "When The Saint's Go Marching In". Однако в отличие от эстрадных и джазовых "Великих Хитов Америки", здесь все певцы искренне вкладывали свои лучшие чувства в исполнение, и все свои способности. Удалившись со сцены в оговоренное контрактом время, они не стали себя долго упрашивать, чтобы выйти на бис и исполнить еще три номера. В завершение бас (он же худ-рук, судя по тому, что именно он "давал отмашку" музыкантам и распределял очередность соло) организовал аудиторию в большой и стройный (!) хор, чтобы спеть то самое "Jesus, I love you!". И пообещал вернуться. Если исполнит обещание – надо будет обязательно сходить.

Конечно, концертное исполнение госпел – не то же самое, что в церкви. Но Harlem Golden Gospel Singers продемонстрировали все, что можно в концертном зале: и прекрасные голоса, и совершенное владение вокальной техникой, и идеальное чувство ансамбля. И самое главное – искреннюю преданность этой музыке. Они сумели заразить этим радостным чувством и слушателей. Если это и была промывка мозгов, то она была весьма положительной. Во всяком случае, никто не пел фальшиво, стоя в очереди в гардероб и все еще находясь под впечатлением от концерта.

(на фото септет, но это единственная фотография из пресс-релиза. Big Lady в центре. Во время концерта велись телесъемки, возможно, покажут и у нас, следите за телепрограммой).

Upd: На youtube есть все!


Андрей Евдокимов

<<< 2008 апрель | 2008 март | 2008 февраль >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум