Крис Ри (Chris Rea) мыслит масштабно. Три года назад он выпустил одним махом целую коробку из 11 CD + 1 DVD нового материала. Blue Guitars: 130 песен, сочиненных и записанных всего за один год! Иллюстрированных картинами кисти Криса Ри… Каждый альбом посвящен определенному блюзовому стилю (в глубоко персональном понимании Ри). Разнеслись слухи, что недолго, мол, ему осталось, вот и спешит успеть как можно больше. Альбом Farewell Tour ("Прощальный тур") слухи эти удостоверил. На самом деле, от панкреатита Крис Ри к тому времени уже вылечился, пройдя операцию с 50%-процентной возможностью летального исхода. А перед операцией дал себе клятву: если выживет, то вернется к своей первой музыкальной любви: к блюзу. Блюзовая серия началась в 2002 году с альбома (Dancing Down) The Stony Road и продолжалась вплоть до выхода "Голубых гитар". История очень романтичная, но многие блюзовые эксперты и фанаты не восприняли меланхоличный романтизм Ри именно как блюз.
Два года назад Крис Ри начал строить новую мифологию: некий инструментальный ансамбль (прототипом были Shadows и другие "гитарные" группы) движется из 50-х в 60-е годы, от биг-бита к блюз-року. Ри дал ему название Hofner Blue Notes. Был выпущен одноименный альбом и Ри, нарушив обещание, вновь отправился во всемирные гастроли, побывав заодно в Москве и Киеве.
И вот, в позапрошлый четверг (29 февраля), уже проторенным маршрутом певец-гитарист и его группа вновь выступили в Москве, во Дворце Спорта в Лужниках (ныне именуемом ГКЗ "Россия"). Собирающаяся публика пересчитывала фанерные гитарки, в изобилии развешанные на веревочках над сценой. Их было столько, что и не сосчитаешь. Огромная аудитория заполнилась полностью, на деле доказав, что московским почитателям Ри никакие цены – не преграда в желании встречи с любимым артистом.
Ри вышел на сцену со стандартным квартетом: вторая гитара, клавишные, бас-гитара/контрабас, ударные… И первые 50 минут концерта посвятил отличной виртуозной гитарной музыке тех времен, когда наличие вокалиста в группе не было обязательным для достижения популярности. Звучали собственные композиции Ри в диапазоне от серф через биг-бит до твиста. Можно только поздравить Ри как композитора и аранжировщика – он проявил фантазию, соблюдая все каноны, предписанные Ventures и Shadows. (хотя, можно отметить, сидевшая рядом юная девица, потерпев полчасика, спросила: "А петь-то они вообще будут?").
Еще минут 20 спустя Крис Ри выступил с очень пафосной, хоть и короткой речью, суть которой сводилась к небанальному наблюдению, что времена меняются, а вместе с ними и музыка. И группа переключилась на блюз-рок. И надо отметить еще и универсальность музыкантов группы Ри. Они легко переключились с твистов на тяжелый блюз. Ритм был особенно хорош. Тяжелый, но не рок-ритм, а вязкий, чуть назад. Ри запел. Голос звучал великолепно, к тому же и пел он очень эмоционально. Но "возвращение к первой любви, к блюзу" было совсем недолгим.
Далее Ри не скупясь накормил слушателей тем, что от него ждали больше всего: всеми хитами с пластинок, перепечатанных еще в раннюю перестройку присной памяти фирмой "Мелодия": Josephine, On The Beach, - а также более поздние, но хорошо у нас известные Auberge, Julia, Road To Hell и пр. Публика временами подпевала и похлопывала, но с мест никто не поднимался. Секьюрити скучали без дела. 15 метров до сцены и еще метров 10 на самой сцене до солиста создавали особое пространство отрешения. Концерт шел холодно. Несмотря на все очевидные достоинства Криса Ри, недостатки его проявляются, если послушать его полтора часа кряду. Он строит песни по однажды удачно найденной схеме, с характерными гармоническими переходами. Его голос действительно по своему обаятелен, в его густой низкой хрипотце есть некая светлая обреченность, что интригует. Но диапазон совсем не велик, манера исполнения не меняется от песни к песни. Одна, две, три песни слушаются отлично. А потом хочется услышать хоть что-то новенькое. Когда он почувствовал, что публика уж совсем замерзает, он, сделав знак группе, сымпровизировал инструментальный рок-н-ролл а-ля Чак Берри – и зал моментально проснулся, ожидая, что и дальше пойдет веселей… но началась очередная мелодекламация. Исполнив два обязательных биса, Крис Ри удалился со сцены, а публика бросилась разминать кости в давке у гардеробов.
Вышесказанное не значит, что концерт был неудачным. У таких опытных музыкантов недостатки всегда есть продолжение достоинств. А достоинств немало.
Из очевидных достоинств – светомузыка. Крис Ри теперь сам признанный художник, концепцию освещения разрабатывал лично. И добился того, что свет был изысканным по цветовой гамме, строящейся на синих тонах. Это было и ненавязчиво, и приятно глазу, и не банально. Второе – отличный звук. Мощный, но при этом сбалансированный так тонко, что все нюансы были отлично слышны. Для такого огромного ангара, как Дворе спорта, это уже немалое достижение.
Ри в отличной музыкальной форме. Он не стремится поразить скоростью. Он чувствует гитару как звук, а не как череду нот. На одной густой плавающей ноте он может зависнуть надолго, как умели только лучшие блюзмены, варьируя слегка тон, вытягивая из нее эмоции долго и со смаком.
Самой интересной частью концерта была именно первая часть. Полагаю, у Криса Ри хватило опыта понять, что с инструментальной программой большие гастроли "не покатят". И хиты примерно 20-летней давности служили если не "паровозом", то "толкачом".
А Hofner Blue Notes были главной идеологической составляющей. Дело в том, что выпускать очередной альбом артисту уже не интересно. Он сочиняет легенду и окружает ее всеми необходимыми артефактами. Начавшую довольно скромно два года назад историю ныне подкрепляет бокс-сет The Return of the Fabulous Hofner Blue Notes. А лежат в этой "коробке" три СD и две виниловые пластинки-сорокопятки. Плюс 80-страничный буклет (!) с описанием истории выдуманной группы. Вы спросите, а не слишком ли он замахнулся? Что ж, ему это свойственно! Еще более объемный бокс-сет Blue Guitars был продан тиражом в 150 000 экз., чего никто не ожидал, кроме самого творца легенд. И, между прочим, его дебютный альбом, вышедший ровно 30 лет назад, Whatever Happened to Benny Santini?, тоже имел в качестве сюжета биографию выдуманного музыканта.
Европейский релиз The Return of the Fabulous Hofner Blue Notes состоялся 11 февраля. На 10 марта назначен выход бокс-сета в США.
Фоторепортаж и плей лист концерта на NIGHT.RU
Андрей Евдокимов
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум