Blue Gardenia (2001)
|
Певица Этта Джеймс начала свою карьеру еще подростком в начале 50-х, а к началу 60-х, перебравшись в Чикаго из Калифорнии, уже обладала значительной популярностью, которая неимоверно выросла в следующие полтора десятилетия, пока она работала с филиалом легендарной блюзовой фирмы Chess Records. Неимоверно энергичная вокалистка, Этта Джеймс всегда обладала захватывающей дух блюзовой мощью и темпераментом, даже когда записывала более соул- или даже поп-ориентированные композиции. Тем не менее позиционировалась она, несмотря на стилистические колебания, именно как певица блюзовая, или в крайнем случае - ритм-н-блюзовая (в прежнем, до-Urban'овом понимании этого термина).
И вот новый стилистический дрейф - к джазу: новейшая работа 63-летней Таинственной Леди логично продолжает направление, возникшее в ее работе с середины 90-х. Начать с того, что на новом альбоме она поет джазовые стандарты - от эллингтоновской "In My Solityde" до "Cry Me A River" Артура Хэмилтона, от "There Is No Greater Love" до аж "These Foolish Things". Нельзя не признать, что ее версии небезынтересны - хотя бы из чистого любопытства: как блюзовая "дива" может исполнить джазовую классику. Выясняется, что - именно так, как может исполнить блюзовая дива с огромным опытом и мощным темпераментом: сильно, уверенно, очень по-блюзовому - довольно монотонно и безо всяких там вокальных штучек и украшений. Она поет эти поп-шаблоны полувековой давности именно как блюзы, настойчиво-проникновенно, зачастую игнорируя прихотливые джазовые гармонические изгибы, которым следует записавшийся здесь чисто джазовый ансамбль (все аранжировки - знаменитого пианиста Седара Уолтона, он же играет и фортепианную партию). Кстати, это противоречие - блюзовой манеры вокального изложения и джазовой манеры изложения инструментального - особенно ярко проявляется именно в сочетании голоса Этты и фортепиано Уолтона, изощренно кудрявые мелодические арабески которого то и дело вступают в забавное противоречие с уверенной, корневой простотой вокала.
Интересно, что запись делалась по самой современной технологии: все стопроцентно цифровое, 96 кГц, 24 бита, эффект-процессор - супердорогой System 6000 от T.C. Electronics, пульт и мультитрек-рекордер от Euphonix - и при этом звучит тепло, живо, выпукло и бархатно, убедительно демонстрируя наконец-то пришедшее слияние аналоговой и цифровой эстетик (запись и сведение - Джей Ньюлэнд, студия Conway, Лос-Анджелес).
Кирилл Мошков
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум