Rick Holmstrom Band - Hydraulic Groove (2002)
|
Перед этой пластинкой Холмстром выпустил два диска под своим именем - Lookout и Gonna Get Wild, до этого он играл некоторое время у William Clarke в качестве ритм-гитариста, после чего сменил Алекса Шульца у Рода Пьяццы и играл в его группе в течение 5 лет.
Холмстром начинал как молодой аккомпанирующий блюзовым звездам гитарист, но со временем стал проявлять свою яркую индивидуальность, особенно на своих собственных пластинках. На первых двух он продемонстрировал собственное развитие гитарных традиций свингующего вест-коаст и джамп блюза, оставаясь полностью в соответствующих рамках. В частности, после этих записей о нем стали говорить, как об одном из наиболее интересных гитаристов, чрезвычайно продвинувшихся в традиционном направлении.
Однако после Холмстром выкинул номер. Его пластинка Hydraulic Groove вышла летом 2002 года, это произошло одновременно с уходом из Mighty Flyers, когда Холмстром решил в первый раз в жизни возглавить свою собственную группу. Заранее стало известно, что Холмстром решил перемешать в новой пластинке блюз с электронной музыкой. Упоминая об этом новаторском и экспериментальном подходе, все ссылаются и проводят аналогии с известным альбомом R.L.Burnside. Хотя трудно сказать, есть ли тут действительно что-то по-настоящему общее? О причинах, которые толкнули Холмстрома на такой смелый шаг, он говорит примерно следующее: меня восхищают возможности современных сэмплеров и способов преобразования звука, поэтому мне захотелось взять что-то лучшее оттуда, в музыке произошла революция, которую нельзя не замечать и пр... Совершенно очевидно, что за такие дела Холмстром в любом случае получил бы по шапке от любителей традиционных блюзовых форм. Заслуженно или нет - оставим этот вопрос за кадром ;) Холмстром заранее, до выхода альбома пригнулся, ибо вполне ожидал порции тумаков от блюзовых критиков. В любом случае, для меня очевидно, что такой монстр музыкальной мысли как Холмстром не мог сочинить неинтересный альбом. Так и получилось. Можно принимать или не принимать форму, но вышло очень интересно.
Электронную часть представлял DJ с нечеловеческим именем Genome, группа и, в особенности, гитара Холмстрома - совершенно живые. Вроде бы, большинство идей о том, что должно звучать на сэмплерах, принадлежат Холмстрому, а Genome в основном демонстрировал восхищенному автору чудесные возможности своего аппарата.
Получилось довольно круто. Есть, правда, пара песен, которые вообще невозможно слушать, но есть совершенно забойнейшие и драйвовые композиции.
Демонстрация сэмплеров в первой песне These Roads - очень хорошая, в частности, в этой ритмичной заводной песне дополнительные барабаны звучат очень мягко, с интересным тоном, который трудно получить из натурального инструмента. Однако, что естественно, делают это совершенно однообразно, но в правильной пропорции - незаметно.
Следующие две песни - по форме чистый R&B с легким прикосновением диджея на не совсем традиционных клавишах.
Pee Wee's Nightmare - совершенно экспериментальная композиция. Имеется в виду, судя по всему, кошмар Pee Wee Crayton-а. Он состоит из очень типичных кусков гитарного соло в стиле Крейтона и T-Bone Walker-а на фоне постоянно уплывающей, разлагающей гармонии. Параллельный сэмплерный звук ударных, пролетающие аккорды и соло Холмстрома создают совершенно сумасшедшее впечатление.
Песня Shake It, Part 2 - первое проявление совсем электронной музыки, правда, сдобренное живой гитарой Холмстрома. Начинается песня с очень крутого и запоминающегося сэмпла голосом Руфуса Томаса с церемонии вручения ему Хэнди. (Разобрать до конца трудно, но начинаеся так: "I wanna tell ya, son, I was born in a country, I was raised in town,....... ).
Песня My Maria - чистая R&B-лирика с голосом Холмстрома, которая очень необычно звучит из-за присутствия сэмплеров. Вроде бы и не 60-е, и не техно в чистом виде.
Следующая Back It Up - типичный комический инструментал в духе Холмстрома, но приправленный электронным ритмом.
Harlan Shuffle можно тоже приписать неглядя на ранний альбом, если бы только не странные клавиши.
Tell Me - особый номер, будто бы какая-то смесь из 4х совершенно разных по стилю песен, включая засэмплированные развязные крики в конце квадрата. От песни главное впечатление какой-то бесконтрольной забойной разнузданности. I'm Gone - вообще R&B песня без налета экспериментальности, как будто с другого альбома.
Roll Tape - песня, в которой главную роль играет Джон Медески на органе, очень длинная интересная импровизация.
Далее - дурной непотребный ремикс песни Shake It еще одного DJ-я. Knock Yourself Out (Genome Remix) - глубоко засемплированная песня, построенная на каком-то очень комичном гитарном риффе, похоже, что кроме нарезки там ничего больше нет.
В последней песне Hamp's Hamp почти на 8 минут с совершенно традиционным составом участников, включая дудки и орган Джона Медески, Холмстром засадил так, что мало не покажется. Песня по звуку совсем не является "экспериментальной", как все остальные, но что-то необычно-марсианское там тоже есть, и она очень гармонично завершает альбом.
Я не поставил этой пластинке высшей оценки, хотя на ней есть очень много интересного. Возможно, что оно заключается не в сэмплах, а в собственных музыкальных идеях Холмстрома. Хотя, разумеется, стоит отметить, что сэмплы в некоторых местах придают очевидное разнообразие звучанию. При этом, по неэлектронной половине альбома можно понять, что и без них нефигово. Еще один вывод, который напрашивается, - дело мастера боится, т.е. даже такой инфернальный инструмент, как сэмплер, может быть использован во благо в умелых руках, лишь бы музыка была хорошая.
Федор Романенко
Продолжаются эксперименты на ниве скрещивания блюза с хаус-музыкой. Дорогу тенденции, как вы знаете, проложили диски Ар Эл Бенсайда на фирме "Фэт Поссум". Диск активно анонсировался, ожидания были велики, результат же следует признать любопытным, но скромным.
Алексей Калачев
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум